Сожительство с мохнатыми «горцами» обоих полов было на Кавказе обычным делом
Виталий Карюков
Это не «утка». Старейшины вспоминают массу случаев проживания «лесного человека» (как его еще называют) обоих полов в семьях и факты их сожительства с местными жителями и жительницами. В последнее время все чаще стала появляться информация о том, что сразу в нескольких ущельях (Баксанском и Тызыльском) Кабардино-Балкарии местные жители видели следы большого размера, которые, как считают, принадлежат снежному человеку или алмасты, как его тут называют. Эти свидетельства заставили энтузиастов организовать несколько экспедиций. Из одного такого похода в горы они и вернулись несколько дней назад.
Алмасты в роли обслуги
— Отправляясь в горы, мы рассчитывали, конечно же, на то, что снежный человек, если он вновь, после долгого перерыва, появился, то должен как-то о себе заявить. В частности, следами, — рассказывает краевед, писатель и руководитель Русского географического общества Кабардино-Балкарии Виктор Котляров.
— Но снег выпал только на очень короткое время, и сразу пришли сообщения от тех, кто побывал в эти дни на охоте в Баксанском и Тызыльском ущельях. В верховьях селений Бедык, Былым, в ущелье Урды были замечены необычные следы: от 50 и более сантиметров, то есть, в два раза больше человеческих. Притом, что эти места сейчас практически не посещаемые. Раньше здесь держали скот, даже оставляли в кошарах отары овец на зиму — теперь этого нет; скотоводство захирело. То есть места абсолютно обезлюдели. Так что эти странные следы на снегу некому было подделывать.
Тем более, что они уходили в лес и там исчезали. Поэтому у меня не было никаких сомнений в том, что в тех местах некому и некого разыгрывать, — продолжает Виктор Котляров. — Больше всего нас заинтересовали следы в Тызыле, потому что именно с этим ущельем связаны поиски снежного человека, проходившие в Кабардино-Балкарии. До Великой Отечественной войны во многих селениях в семьях жили снежные люди, исполнявшие роль обслуги. Им поручали самую примитивную работу: вскопать огород, привезти хворост из леса, помогать по дому. Такие случаи зафиксированы в селениях Заюково, Сармаково, Каменномостское и целом ряде других. Знаменитая исследовательница гоминоидов Жанна Кофман в течение десятилетий имела опорную базу в нашей республике.
Но основные свои поиски она сосредоточила в Тызыльском ущелье. Исследователи 50−60-х и даже 70-х годов прошлого века были уверены, что Кабардино-Балкария не больше и не меньше, а является родиной снежного человека. Так получилось, что эта популяция оказалась в основном именно у нас. Кстати, легенда о нахождении алмасты в семьях — это не миф. Более того, существуют свидетельства о том, что снежные люди даже сожительствовали с человеком. Так что абхазская Зана, забеременевшая (а впоследствии и неоднократно рожавшая) от одного из местных жителей, в этом смысле вовсе не исключение.
Вот что вспоминает, например, житель села Заюково 94-летний Асламурза Исуфович Гедгафов, который прекрасно помнит довоенные времена:
«СП»: — Это правда, что до войны в семьях жили снежные люди?
— После того, как организовали колхозы, для тех, кто занимался обработкой земель, были построены небольшие домики. В них жили рабочие и колхозники. А потом, когда работы заканчивались, люди уходили домой, а там оставался охранник, чтобы избежать всяких неприятностей — в них же была разная мебель, и все это надо было охранять. Охранниками становились, как правило, одинокие мужчины в годах. Так вот, двое мужчин — один по фамилии Ойтов, а другой — Батырбек Гедгафов — охраняли станы пятой и шестой бригад. Так к ним приходили алмасты женского пола и с ними жили. И мужчины потом, не стесняясь, рассказывали по поводу их женских качеств.
Это были овдовевшие мужчины. У них были дети от нормальных женщин. Они говорили, что алмасты в сексуальном плане ничем не отличаются от наших женщин. Внешне они были похожи на обычных людей. Правда, ходили не совсем прямо — как бы согнуты были в поясе. Но самое главное, все их тело было покрыто шерстью, а груди были столь вытянутыми, что при беге алмасты их перекидывали за плечи.
По характеру чрезвычайно добрые, даже ласковые. Они говорили, что у них была крепкая мускулатура. Но они не тягались друг с другом. Еще интересная деталь: ногти у них были толще, чем у человека и, естественно, длиннее. Даже можно сказать, что это были не ногти, а когти. Еще, помимо телесных контактов, они издавали какой-то звук — по их поведению можно было понять, что так они выражают дружелюбие. Так что с большим удовольствием они общались и с мужчинами, а алмасты мужского пола — с женщинами.
«СП»: — С женщинами?
— Да, к одной овдовевшей женщине (ее звали Фатимат) в село домой приходил алмасты мужского пола. У нее ранее тоже был муж, после которого остались дети, семья. Так вот она тоже встречалась с алмасты. За домом был небольшой садик и строение. В этом строении они и встречались. Было очень много свидетелей: их встречи видели даже соседи. Женщина также не стеснялась, рассказывала, какой алмасты в постели.
«И человечина была уместна»
Таких свидетельств множество. О том, что алмасты жили в семьях, вам расскажет любой местный житель, но уже со слов отцов и дедов.
— Вообще, популяция алмасты состоит как минимум из двух разновидностей, — продолжает Виктор Котляров. — Причем, они отличаются друг от друга ростом и достаточно большей силой. Были позитивно, так сказать, настроенные алмасты, но почему-то в основном женского рода. И были алмасты, не любящие, выразимся так, людей, причиняющие им боль при встречах.
Вот тот алмасты, которого видели егерь Отаров и его племянник (об этом рассказ отдельный), был огромным. Они отличаются не только поведением, но и ростом. Я не знаю, как они между собой связаны, но приручались только одни, те, которые были небольшими, два метра; именно они и жили с людьми. Затем, после войны, все исчезли. Последние свидетельства о встречах со снежным человеком датировались началом нашего тысячелетия,
«СП»: — А как алмасты жили в семьях?
— Записано множество рассказов. Те, с кем мне приходилось общаться, говорят следующую вещь: для того, чтобы лесной человек оставался в семье, надо было срезать с него клок шерсти и спрятать в таком месте, чтобы он не знал. После этого алмасты становился как бы привязанным к этому дому.
Имеется очень много историй следующего характера: если, например, дети рассказывали алмасты, где спрятана их шерсть, то лесные люди освобождались от плена или того, что заставляло их быть привязанными к данной семье. И чаще всего этих детей они потом убивали. Есть истории, когда бросали в котел ребенка. Это хабары (по местному — рассказы), но они очень правдивы и непритязательны.
У алмасты имеется еще одна странная черта: они любят общаться с лошадьми. И всегда это общение заканчивается тем, что они заплетают им косички на гриве. Человек такую косичку сделать не может, она очень хитро сделана. И эти косички проходят через хабары почти всех, кто рассказывает о встречах с алмасты, жившими в семьях. Те, в свою очередь, могли выполнять тяжелую работу: могли копать, переносить вещи. В дом их не пускали, они жили, например в хлеву. Их подкармливали в основном остатками еды. Среди амасты очень мало тех, кто употреблял в пищу мясо. А вот для вторых, более злых, — для тех и человечина, наверное, была бы уместна.
Как приручить снежного человека
«СП»: — Каким же образом они срезали с алмасты этот кусок шерсти?
— Это как раз самое простое. Их часто ловили. Они же не такие большие, как другие. Притом, женщины более слабые. Их неоднократно даже убивали. Окружали, догоняли на лошадях. Дальше забирали клок шерсти. Потом этот клок прятали, и алмасты становился как бы уже прирученным.
«СП»: — Наверное, это связано с экстрасенсорикой…
— Наверно. Но очень жалко этих существ. Они не приносили вреда. Раньше старались их не обижать, потому что считалось, что если ты причинишь им вред, то будешь наказан.
Кстати, о способе, которым приручали алмасты, рассказывает и сотрудник Кабардино-Балкарского Государственного Университета Руслан Дзуев:
— От бабушки я слышал, что если заполучишь волос алмасты и спрячешь, где он не найдет никогда, то можно его использовать в качестве прислуги. Обычно прятали, как советовали наши предки, в месте стыковки стропил с балкой — там вырубали дупло, клали туда клок шерсти и закрепляли гвоздями.
Долгое время, лет десять, о снежных людях ничего не было слышно. Словно они одновременно вымерли или ушли неизвестно куда. Но информаторы вновь и вновь сообщают Виктору Котлярову о необычных следах в верховьях.
Оценили 2 человека
3 кармы