05/06/2016 10:00
Россия сегодня должна создать синтез всех глав своей предыдущей истории, считают учёные, политики и Церковь
автор
Александр Цыганов
В Москве на этой неделе произошли два знаковых для историков события: было отпраздновано 150-летие Российского исторического общества и открыт особняк, где теперь будет располагаться штаб-квартира РИО.
Оба события были сопряжены на одном пространстве и времени: торжественные мероприятия прошли 2 июня в бережно отреставрированных зданиях городской усадьбы конца XVIII-XIX веков на углу улицы Воронцово Поле и Подсосенского переулка. Усадьба с 1823 года и до советского времени принадлежала купцам-старообрядцам Рахмановым, и сегодня в ней можно нет-нет, да и почувствовать дух того прошлого, хоть и оснащена она, что называется, по последнему слову техники. Как отметил по этому поводу глава РИО, председатель Государственной Думы России Сергей Нарышкин, "этот особняк – фрагмент нашей великой истории, причём ещё из "допожарной" Москвы, скрупулёзно отреставрированный настоящими мастерами своего дела".
Оба события прошли в присутствии знаковых для современной российской истории персон. Кроме Сергея Нарышкина, здесь были Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, президент РАН Владимир Фортов, советник президента России Андрей Фурсенко, академики, депутаты, общественные деятели.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин, руководитель Федерального агентства связи Олег Духовницкий (слева направо на первом плане), заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков (на втором плане) на церемонии гашения почтовой марки, посвященной 150-летию основания Русского исторического общества.
Фото: Александр Шалгин/пресс-служба Госдумы РФ/ТАСС
Наконец, оба события стали бы хоть и торжественным, но дежурным и преходящим событием – мало ли юбилеев мы отмечаем? – если б участники их не воспользовались поводами, чтобы поразмышлять вслух об истории. Точнее, о современном её наполнении смыслами и идеологемами, которые, собственно, и делают эпоху эпохой. Какова же современная историческая эпоха? Своими размышлениями по этому поводу ряд участники событий делились с +Царьградом+.
Председатель правления РИО, проректор МГУ Сергей Шахрай согласен с мыслью, что сегодня Россия переживает не вневременье и не межвременье, а новую историческую эпоху, в которой синтезируются две предыдущие – имперская и советская:
- Наверное, вы правы – сегодня Россия не является продолжением какой-то из прежних исторических форм. И одновременно – является. Просто надо речь вести не об отличиях, а о преемственности. О восстановлении преемственности всей истории на протяжении всей российской государственности. Ничто не отметается, ничто не отменяется, ничто не отбрасывается.
- Как на Красной площади, где на Историческом музее и Воскресенских воротах красуются двуглавые орлы, а на башнях Кремля – красные звёзды, но почему-то не диссонируют друг с другом, а как бы соединяют эпохи? Можно ли так же описать современный подход к нашей истории?
- Да. Не только, но в том числе. Конечно, главное – восстановление исторической преемственности. Но – именно исторической! Всё исследуется по принципу "идти от документа и от факта". И Российское историческое общество очень здорово вписалось в концепцию восстановления истории, не идеологической, а документальной истории. В частности, этому принципу соответствовал проект по созданию единой линейки учебников по истории. Сейчас предстоит такая же модернизация преподавания обществознания. Ну и масса научных исследований…
- Вы своим вопросом уже и дали ответ, - усмехается директор Института этнологии и антропологии РАН академик Валерий Тишков. - Да, всё так: на кремлёвских башнях красные звёзды, а на Историческом музее – двуглавые орлы, и в этом есть известное единство, когда историческое сознание народа может органично впитывать в себя и звёзды, и орлов.
Просто есть страны с короткой историей, которые возникли, когда у нас Большой театр начали строить, в 1776 году. И у них такого наследия – древнего или имперского – просто нет. И синтезировать нечего. Кроме аборигенных культур, разве что. Но и этих культур памятники были уничтожены. А есть страны с древней историей, где присутствует память о периодах, которые друг друга как бы отторгают. Но в конечном итоге эти страны и народы приходят к историческому синтезу. Та же Франция: разрушена Бастилия, отрублена голова короля, разрыв традиции величайший - но всё равно история сегодня осталась единой и неразрывной. Или Испания: несколько критических периодов, гражданская война, затем эпоха Франко, после которой, однако, испанцы нашли новые, общие подходы к истории, начали возводить памятники представителям и той, и другой стороны.
То же и у нас. Главный принцип – что у нас есть наша общая история, которую нельзя переделать и за которую мы несём общую ответственность. В которой все достижения и все поражения – все они суть одно наше общее достояние. А как только память касается только одного, вычёркивая другое, как только она становится односторонней, - это всегда чревато внутренним напряжением, всегда вызывает недовольство, подчас раскол в обществе.
- Выход всё же в синтезе?
- Выход в толерантности. Выход в правде, в праве на различия. В понимании, что история сложна, и не бывает такой истории, в которой нет конфликтов и войн, в том числе и между своими. Но всё же основное содержание истории – созидание. Вот так и стоило бы её понимать: как память о созидании – себя, народа, страны…
Президент Российской академии наук Владимир Фортов – физик. Но большой учёный обычно универсален, ибо научный подход в основе – един для всех дисциплин.
- Действительно, наша страна сейчас нуждается в новом взгляде на историю, более взвешенном и, главное, более объективном, - убеждён он. - Мы хорошо знаем, как раньше искажались самые очевидные вещи. Ныне же моё ощущение того, что делает Сергей Нарышкин, Российское историческое общество, говорит, что здесь нет какой-то ангажированности, их деятельность не носит идеологического элемента. Если идеология и присутствует, то в правильном смысле, какой она и должна быть: ценно именно представление разных точек зрения, разных подходов и разных оценок. И в результате этого-то и вырабатывается правильный подход. Я всегда относился с большой симпатией к такой деятельности. Всегда узнаёшь, казалось бы, известные факты, но они дополняются новой, дотоле неизвестной стороной, - и вдруг прошлое начинает поворачиваться новой гранью.
И то, что Российское историческое общество благодаря такой своей деятельности становится сегодня значимым элементом российского гражданского общества – это очевидно и это очень здорово.
Сам председатель РИО Сергей Нарышкин выделил одну из важнейших, по его убеждению, традиций Российского, а при основании в 1866 году – Русского исторического общества: руководствоваться стремлением сделать подлинную историю общедоступной. И начать для этого надо с самой актуальной проблемы – с публикации исторических источников.
- Идеология и история – если и совпадают, то лишь отчасти, - заявил он. - Я уже не раз говорил, что власть не может учить историков истории. И современное РИО – это не только площадка для взаимодействия, но и мощный ресурс для продвижения профессиональных интересов самих историков. А главный из них вижу в том, чтобы наши граждане – владели правдивой картиной прошлого нашего Отечества. Именно здесь – истоки настоящего патриотизма. Нам есть чем гордиться. И нам нельзя ничего прятать от самих себя, включая самые драматические страницы прошлого.
Спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин и патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии Дома Российского исторического общества в рамках мероприятий, посвященных 150-летию основания Русского исторического общества.
Фото: Александр Шалгин/пресс-служба Госдумы РФ/ТАСС
Наконец, своё веское мнение по этому поводу высказал Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: "История живет в настоящем. Собственно говоря, настоящего практически не существует. Каждое мгновение становится прошлым, оно уходит в историю. Человек живет на грани будущего и прошлого, а настоящее — это мгновение. Очень важно осознать, что когда мы строим будущее, мы должны в полной мере воспринимать опыт прошлого. Самое, может быть, губительное для обществ, для государств, — когда происходит разрыв между настоящим и прошлым, когда будущее создается вне опыта прошлого. Мы прошли через тяжелейшие годы разрушения старого мира, который в идеологизированном сознании полностью отождествлялся с негативным, ненужным, требующим не просто переосмысления, а разрушения, — и мы знаем, что в результате всего этого получилось.
Призываю благословение Божие на труды Российского исторического общества. Пусть труды ваши будут благоуспешны, и пусть они максимально содействуют духовному и культурному развитию нашего народа".
Подробнее: Третья эпоха истории России http://tsargrad.tv/article/2016/06/05/tretja-jepoha-istorii-rossii
Оценили 2 человека
4 кармы