Лет десять назад еще можно было говорить о победе "западной цивилизации". Но теперь очевидно, что происходит нечто иное. Всё происходит так как говорил В . И Ленин . На глазах исчезают "цивилизационные" характеристики Запада. Место предпринимательской инициативы занимает откровенное господство экономической олигархии, место прав человека – разнообразные формы подавления, место демократических свобод – полицейское государство.
Контраст глобальной организованности сил империализма и национальной замкнутости их классового противника - одна из печальных примет нашего времени.
Первый, рассмотренный Лениным, - этап формирования монополий, финансового капитала, экспорта капитала.
Если на ранних стадиях капиталистического развития единство мировой экономической системы опосредствуется торговлей, эксплуатацией колоний и т.п., то на стадии империализма это единство становится все более и более непосредственным. Это этап завершения раздела мира империалистическими государствами и начала раздела его международными союзами монополистов. В начале борьбы за передел мира национальные империалистические государства в значительной мере выступают как орудия "своих" монополий.
Второй этап – этап государственно-монополистического капитализма (ГМК).
Начало ему положили мировой экономический кризис 1928-1929 гг. и Великая депрессия 1930-х гг. Необходимость спасения экономики от катастрофы породила необходимость национализации значительной части ее отраслей и регулирования остальных. В такой ситуации сложился единый комплекс монополии-государство при главенстве государства, выступающего как крупнейшая в этот период монополия. Частные монополии оказались в роли привилегированных объектов регулирования (напр., госзаказы монополиям отраслей ВПК) и наращивали свою мощь благодаря не только прямой эксплуатации трудящихся, но и косвенной, через посредство государства.
На третьем, последнем, этапе империалистического развития, наступившем в 70-е годы ХХ века, – этапе транснациональных корпораций (ТНК) – производительные силы непосредственно обобществляются в масштабах планеты. Создаются производственные комплексы, управляемые из единого центра, но расположенные на разных континентах. Ныне уже больше половины так называемой "мировой торговли" происходит внутри ТНК на плановой по существу основе.
Уровню обобществления производительных сил соответствует уровень развития производственных отношений.
Люди наемного труда, т.е. пролетарии по классовому положению, составляют теперь абсолютное большинство не в нескольких странах, как в эпоху Маркса и Энгельса, и даже не на одном-двух континентах, как при жизни Ленина, а во всем мире. Одни и те же формы эксплуатации внедряются в разных частях света по единым рецептам МВФ, Всемирного банка и т.п. организаций. Повсюду и вполне осуществляется прогноз Маркса и Энгельса о превращении врача, юриста, священника, поэта, человека науки в платных наемных работников буржуазии.
Всемирным производительным силам и глобальным производственным отношениям соответствует и мировая социальная структура. Ранее она формировалась в рамках отдельной страны, самое большее – региона, составляла именно особенное относительно классовых отношений как всеобщего. Теперь складываются глобальные социальные отношения и социальные группы.
В первую очередь это мировая финансовая олигархия (во времена Ленина она была национальной или региональной).
В нее входят особи, принадлежащие к разным расам и нациям, имеющие разное гражданство, и в то же время объединенные классовой сущностью . Далее – группа "топ-менеджеров", в настоящее время исполняющая задачу развала национальных экономик и подчинения их контролю ТНК . Далее – группа высокооплачиваемых специалистов, социологи предпочитают именовать "средним классом". Глобальный характер принимают также социальные группы, связанные с теневой и криминальной экономикой.
Столь же глобальной становится и низшая часть социальной пирамиды. Это, во-первых, работники индустриальных предприятий ТНК, транснационального агробизнеса, сферы услуг – зачастую мигранты из других стран и даже континентов. Во-вторых, городские маргиналы, представляющие собой глобальную резервную армию труда и также мигрирующие из страны в страну.
Миграционные процессы в значительной мере ускоряют складывание богатых и бедных "кварталов" глобального масштаба.
Империалистические метрополии, перестают быть богатыми странами и становятся резиденциями верхних ярусов социальной пирамиды. Сюда перемещаются капиталы, а зачастую и капиталисты, со всего мира.
В то же время транснациональный капитал все меньше склонен терпеть уступки, которые во времена национального ГМК и противостояния двух систем пришлось сделать "рабочей аристократии" метрополий. Теперь их именуют "социальным склерозом" и постепенно сворачивают, выравнивая условия эксплуатации по планке филиалов ТНК в зависимых странах. Взять хотя бы отключения электроэнергии в Калифорнии, отличавшиеся от чубайсовских только тем, что люди не замерзают при отключенных ТЭЦ, а изнывают от жары при выключенных кондиционерах и холодильниках.
Над транснациональным базисом все быстрее возводится транснациональная же надстройка. Империалистическое государство теряет признаки национального и становится транснациональным – либо поглощается транснациональными структурами.
Процесс транснационализации надстройки охватывает те структуры, которые прежде были межгосударственными, например НАТО и подобные ей военно-политические блоки. Последние агрессии США и их союзников против Ирака, Югославии, Афганистана на первый взгляд легко принять за давно известную борьбу США за мировое господство. Но если присмотреться внимательнее, бросится в глаза создание именно транснациональных институтов – военных, полицейских (мировая сеть "антитеррористических" спецслужб, финансовой полиции, электронной цензуры и т.д.), судебных (трибуналы типа Гаагского и новые правовые нормы, дающие "мировому сообществу" приоритет перед любыми национальными властями).
Естественно, что становление транснациональной надстройки резко усиливает отмеченный еще Лениным для эпохи империализма "поворот от демократии к реакции".
Раньше реакция доставалась в основном зависимой периферии, а граждане метрополий могли тешить себя иллюзией, или даже не совсем иллюзией, демократии. Но те времена прошли – после 11 сентября 2001 года в США и других метрополиях под предлогом борьбы с терроризмом вводится такая цензура печати и сайтов в Интернете, которой мог бы позавидовать любой "тоталитарный" режим, и предусматривается ускоренная процедура вынесения приговоров вплоть до смертных, перед которой наши "тройки" 30-х годов выглядят образцом судопроизводства.
Современная глобализация есть не какое-то принципиально новое явление, а завершающая фаза становления всемирной истории. Она означает, что исторический процесс стал непосредственно, очевидно единым.
Сказанное, однако, не означает, что наступил "конец истории" по Фукуяме. Конец действительно может наступить, только в ином смысле. Победа капитала на исходе ХХ века может оказаться пирровой. К. Маркс и Ф. Энгельс еще в 1847 г. отмечали, что классовая борьба может завершиться не только победой одного из них, но и "общей гибелью борющихся классов". Древние римляне не имели ядерного оружия и не использовали фреоны, однако им удалось довести до гибели свою империю вместе с борющимися классами. Современным ТНК тем более может удаться то же самое. Причем, ранее и классовая борьба, и общая гибель имели масштаб локальный, а теперь приобрели глобальный.
Возможности гибели велики. Может быть, приватизированная медицина окажется бессильной перед эпидемиями каких-то новых или даже давно известных болезней.
Предпосылки этих перспектив в конечном счете сводятся к капиталистической собственности, при которой производство ведется с целью получения прибыли. Не сам по себе высокий уровень производительных сил может вывести их из-под контроля человеческого разума, а эксплуататорский характер общественных отношений, возникающих по их поводу.
Основная причина современных контрреволюций – прозаическое стремление к извлечению максимального дохода, а не романтическая ненависть гнилого Запада к России, православию или исламу, не заговор сионских мудрецов, масонов или других темных сил. Если "масоны" и имеют место, то только потому, что востребованы транснациональным капиталом.
Подменять классовую борьбу борьбой с жидо-масонским заговором - значит сеять иллюзии, вредные в политическом и идейном отношении.
Вести же эту борьбу под знаменем православия, державности и народности так же безвыходно . Всякие Ле Пены и Дональды Трампы якобы антиглобалисты всего лишь новые актёры всё того же старого театра . Такой антиглобализм не предлагает людям ничего, кроме замены одних угнетателей другими .
Как никогда актуален сейчас принцип, выдвинутый классиками: опираться не на те силы, которые капитализм уничтожает, а на те, которые он создает. И такой силой может стать только мировой пролетариат.
Оценили 0 человек
0 кармы