Так уж сложилось, что за последнее время на нашем информационно-аналитическом портале подавляющее число статей о Польше носили негативный оттенок. Нет, любой из наших авторов, как советский пионер, безусловно, всегда готов поделиться с читателями позитивом, связанным с соседним государством, однако поводов действительно не находилось. И ведь число таких поводов было сведено к нулю преимущественно силами польского руководство, которое в своей русофобии достигло недосягаемых высот. То у них претензии к смоленским диспетчерам, то к запрету яблок фитосанитарными службами России, то к тому, что Катынский мемориал не так велик и масштабен, как того хотелось бы официальной Варшаве, то к наличию советских памятников на польской территории, а то и вовсе к существованию на карте мира Российской Федерации и русского народа...
Однако на фоне всех этих мракобесных заявлений польского руководства в отношении России всё же появилась одна из крупиц позитива, связанного с Польшей. Глава администрации польского Жешува (центра Подкарпатского воеводства) - города со 170-тысячным населением – решил фактически пойти наперекор общепринятой польской практике дня сегодняшнего. Тадеуш Ференц (так зовут градоначальника), которому «сверху» спускались ЦУ относительно необходимости демонтажа памятников советским воинам-освободителям, решил не гнать лошадей, а поинтересоваться на этот счёт мнением не официальной Варшавы или бюрократов в Брюсселе, а мнение рядовых горожан.
Казалось бы, ну что здесь такого – мэр решил спросить у жителей города об их отношении к истории. Но всё дело в том, что для современной Польши это тянет если не на административный подвиг, то хотя бы на волевое решение. И это факт. Ведь в Польше, позиционирующей себя демократическим государством, реальная демократия давно отдала концы ради удовлетворения запросов тех, кто сегодня заявляет о своём буквально облагодетельствовании Польского государства.
Так вот... Тадеуш Ференц вместе с коллегами по мэрии, как сообщает польская газета «Ведомости», организовали общегородской опрос по поводу «рекомендации» так называемого Европейского центра преследования коммунистических и фашистских преступников (ЕЦПКФП - польская НКО). Рекомендация ЕЦПКФП состояла в том, что в городе необходимо уничтожить все памятники, оставшиеся с советских времён. Якобы эти памятники – напоминания о «преступлениях советского режима». В первую очередь речь шла о сносе монумента, воздвигнутого в честь воинов Красной Армии.
Но упомянутый Центр, должно быть, искусал все свои кулаки и даже локти, узнав о том, что около 90% всех горожан, поучаствовавших в голосовании, высказались против демонтажа исторического монумента.
Польский портал «Ведомости» приводит фрагмент заявления по этому поводу, сделанного пресс-секретарём мэрии польского Жешува:
Зачем сносить памятники? Если мы снесём этот памятник, мы не изменим историю. Кто освободил наш город? Красная Армия! И это исторический факт.
В итоге городские власти Жешува, продемонстрировав характер и желание прислушиваться к мнению собственного народа, отказались от исполнения предписаний со стороны организации, которая активно кормится на западные гранты и занимается попытками откровенного самопиара.
Здесь следует отметить, что отказ властей Жешува от демонтажа памятника воинам-красноармейцам – отнюдь не рядовой момент для Польши. Если учесть, что некоторое время назад представители работающего в Польском государстве Института национальной памяти объявили о «необходимости демонтажа не менее 500 памятников советским воинам», то жешувское решение может стать прецедентом.
По большому счёту, администрация польского города могла бы спокойно плыть в струе русофобских помоев центральных властей, зарабатывая для себя похлопывания по плечу со стороны официальной Варшавы, но жешувцы продемонстрировали достоинство. И за это каждому из голосовавших против войн с «мельницами» (против сноса памятника воинам Красной Армии) и отдельно представителям городской мэрии хочется пожать руку. Это говорит о том, что есть в Польше люди, у которых осталось то, что принято называть уважением к исторической памяти, а значит, не всё в наших двусторонних отношениях потеряно.
Отдельный вопрос: допустит ли официальная Варшава и всевозможные пакостники из состава русофобских НКО, чтобы жешувцы своим решением вот так взяли и разбили их священный сосуд – ту чашу, из которой они и черпают всё своё вдохновение? Ведь не было бы советских памятников и социалистического периода в истории Польши - где бы были все эти специалисты из всевозможных фондов, центров и комитетов сегодня? И теперь, надо полагать, пакостники из НКО начнут продвигать идею о том, что (по известной сегодня аналогии) результаты городского опроса (референдума) носили «всего лишь рекомендательный характер», и что мэр Ференц был «не прав»...
Вот только вся беда для фондов, центров и комитетов в том, что градоначальник Жешува – человек, который пользуется неизменной поддержкой у горожан с 2002 года. Он занимал первое место на выборах мэра города четырежды! – в 2002-м, в 2006-м, в 2010-м и в 2014-м. На выборах 2014 года за Тадеуша Ференца проголосовали две трети избирателей. Менялись польские президенты, а Ференц оставался на своём месте при поддержке жителей своего города. И сегодня у Ференца есть такая поддержка, а потому градоначальник посчитал, что мнение его сторонников для него куда важнее мнения тех, кто готов пожертвовать исторической памятью и историческим уважением ради своих сиюминутных шкурных интересов.
Для справки: до XIV века Жешув носил имя Ряшев (по сути "Жешув" - это польское переложение этого названия - Rzeszów) и был древнерусским городищем, которое сначала вошло в состав княжества Перемышльского, а затем было захвачено Польшей.
Сегодня Жешув - один из немногих польских городов, в университете которого продолжает действовать кафедра русского языка.
©Автор Володин Алексей
Оценили 2 человека
2 кармы