В чем ходили наши прабабушки? (Часть 10)

2 8341

Важною «павой», «душой голубицей»

Издавна так называли девицу.

Девичьи руки в труде и заботе

С ранней поры привыкали к работе:

Ткали и пряли, вязали и шили,

Сеяли, жали и тесто месили.

В трудной работе сгибалась спина...

Но выходила на праздник она

В дивном наряде крестьянской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде:

Красным расшиты запон и рубаха

(Черное — скорбь, что на родине свято),

По подолу, как на вспаханном поле,

Ромбы узорной легли полосою;

Символы солнца и знаки земли.

Матери-жизни и птицы любви.

Шею украсили бусы, мониста,

Бисер, кораллы , янтарь золотистый.

Всех драгоценней убор головной –

Жемчугом шитый и битью златой:

Кика, сорока — убор молодицы,

Косник , венец — украшенье девицы,

Сборник, повойник — убор для старухи...

Самый красивый — убор молодухи.

Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы!

Большинство иностранцев, посещавших Московию, единодушно сходились во мнении, что мало что сравнится с великолепием и разнообразием русских женских головных уборов. Искусно вышитые золотой нитью, отделанные камнями и жемчугом, они поражали воображение невиданными растениями и фантастическими птицами. Основными кладовыми русского жемчуга были чистые северные реки, например, на реке Варзуга в Архангельской губернии. Добытый там жемчуг назывался варзужский или новгородский. Однажды в воскресный летний день по дороге, пролегавшей мимо имения, где гостил барон Август Гакстгаузен (Haxthausen August), путешествовавший по России в апреле-октябре 1843 г., медленно и плавно двигалась группа женщин, молодых и пожилых, одетых так нарядно, так великолепно и так не похоже на всё, виденное им ранее, что шествие показалось барону скорее видением, нежели явью.

Что же касается подлинно русских головных уборов, то из них, пожалуй, широкой общественности доподлинно известен лишь кокошник.

В погребениях Новгорода, относящихся к 10-11 веку встречаются некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей. В других русских землях у схожих с кокошниками головных уборов были другие названия: «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «сорока» или, например, «кокуй».




Существовало несколько видов и форм кокошников: однорогий, двурогий, конусообразный, цилиндрический, седлообразный. Были кокошники в виде циллиндрической шапки с конусообразным дном, с плоским овальным верхом, выступом надо лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твёрдым прямоугольным подзатыльником. Позатылник – это ткань на твёрдой основе, уложенная сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке, а, соответственно, налобник – расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски.

В настоящее время, благодаря созданию специальных технических устройств, появилась возможность получить изображение биологического поля человека, которое представляет собой совокупность излучений человеческого тела в очень широком спектре частот. Фактически человек непрерывно пребывает в особом энергетическом коконе, который большинство людей в обычных условиях не воспринимает своим зрением.

Сравнивая полученные с помощью этих технических устройств изображения биологического поля человека с формой кокошника, легко заметить между ними совершенно очевидное сходство. Поэтому логично предположить, что кокошник представляет собой материальный аспект светимости биологического тела человека, локально выделенный в области головы.

Из праздничных уборов у девушек были венцы, а из украшений - очелья, височные кольца-колты, подвески, бляшки, пряжки. Венцы и очелья особенно богато украшались жемчугом и бисером.

Можно также обратить внимание на то, как раньше называли королей и царей - венценосная особа. Вообще-то все дамы королевских (и не очень) кровей Европы с давних времён использовали и по сей день используют русские головные уборы, в частности кокошники, в качестве парадных головных уборов.

Интересно, знает ли английская королева, что головной убор, который она носит, называется кокошник и заимствован у русов? Оказывается, знает. Он раньше принадлежал английской королеве-консорту Александре Датской (1844-1925), жене Эдварда VII. Он так и называется Русский Кокошник (The Russian Kokoshnik Tiara), который был подарен ей леди Солсбери (Lady Salisbury) на годовщину её свадьбы в 1888 году. Александра пожелала, чтобы его дизайн был сделан по форме русского кокошника, в точности таким, какой был у её сестры – императрицы России Марии Фёдоровны (1847-1928) (в девичестве Мария-София-Фредерика-Дагмара), жены Александра III.

Русский царь Александр III в 1883 ввёл традицию проводить балы в русском стиле. Все приглашённые должны были являться только в русском платье по моде 17 века. Готовиться к балу начинали заблаговременно, как минимум, за полгода.

Прекрасно выполненные фотографии позволяют увидеть мельчайшие детали костюмов. Благодаря им, мы имеем возможность представить, как одевались наши предки.

Кокошник носили ещё в середине 20 века в Европе – в Германии, Швейцарии, Австрии и Италии – в странах, примыкающих к Боденскому озеру (нем. Bodensee).

Шведский народный свадебный костюм; болгарский свадебный народный костюм, марийский народный праздничный костюм.

Славянские женские головные уборы можно найти в древности у разных народов – от иберов Иберийского полуострова (ныне Испания и Португалия), этрусков, скифов, греков и римлян, до средневековых королев.

Здесь представлены образцы головных уборов этрусских женщин: статуя этрусской богини Уни – 5 в. до н.э. из обожжённой глины, раскрашенной красками в храме Лоскасато в античном этрусском городе Фалерии (Lo Scasato, Falerii); женщина в кокошнике на антефиксе этрусского храма Уни (Juno Sospita) в Lanuvium, 6-5 вв до н.э. и голова этрусской женщины в натуральную величину, Лувр.

Головы древнегреческих богинь Геры-Яры, Артемиды, Деметры и других украшают нам уже хорошо известные русские головные уборы – разного вида кокошники.

Русские народные женские головные уборы, в частности однорогий кокошник, носили женщины ещё одного древнего народа. Перенесёмся теперь на земли скифов.

Скифский калаф – цилиндрический спереди головной убор, сбоку имел дугообразный край (подобно кокошнику), с мягким закрытым верхом и затылком. Его высота составляла 10-16 см. Передняя часть украшалась рядами золотых пластинок, а сзади набрасывалось покрывало с золотыми бляшками.

Известно, что в 1-м тысячелетии до н.э. на территории юго-восточной Испании существовало королевство Тартесс, которое располагалось на территории современных испанских провинций Андалусия и Мурсия. По одной из версий его основали этрусски. Поэтому совсем неудивительно, что археологи находят на этой территории множество артефактов так называемого иберийского искусства, где женщины изображаются в головных уборах, которые очень похожи на русские кокошники.

На первом фото изображена глиняная фигурка женщины, найденная на юго-востоке Испании, в городе La Sereta, 2 век до н.э.: глиняная голова иберийской женщины:  глиняная фигурка женщины из Cerro de los Santos 2 века до н.э; Дама из Базы (Dama de Baza) 4 века до н.э. найдена в провинции Гранада, юго-восток Испании; бюст Дамы из Эльче был погребальной урной. Известно, что иберы сжигали своих покойников, так же, как и наши предки – Славяно-Арии… Особый интерес вызывает головное украшение, а именно, огромные «колёса», которые закрывали уши и крепились на кожаной полосе специальными застёжками. Кстати сказать, народный костюм современной испанской провинции Валенсия, соседней с той, где нашли Даму, включает в себя подобие таких «колёс», но размером поскромнее.

Называются эти украшения колты. Колты – височные кольца округлой либо спиралевидной формы. В зависимости от достатка и положения женщины в семье, носили одно или несколько височных колец, украшенных обережными знаками. Каждое славянское племя имело свой тип колец: новгородцы – ромбощитковые, радимичи, пяти- и семилучевые, вятичи – пяти- и семилопастные, поляне трёхбусинные и т.д. Похожие «наушники» можно увидеть и в русском национальном головном уборе, который называется «сорока», и которые в большинстве своём украшены солярными ведическими символами.

Вниз от кокошника спускались цепи — рясны, символизирующие воздушное пространство. Они покрывались изображениями либо струй дождя, либо птиц, либо семян, падающих с неба. Праздничные рясны княгинь и боярынь делались из золота и украшались перегородчатой эмалью, а в этнографических материалах много рясен из разноцветного бисера.

У славянских народов часто встречается птичья символика в женских головных уборах. Форма кокошника сбоку напоминает утку.

Женщины менее богатые и знатные в XI-XII веках и позже чаще носили головные уборы, которые так и назывались, сороки.

Развитие образа и символизма кокошника

На изображении Велеса Мировая Уточка (Макошь) сидит у него на голове (на макушке). Далее мы видим египетскую богиню в головном уборе, сделанном из двух птиц. Одна из них распласталась по голове, начиная формировать задний полог кокошника – нарядную сороку (заметьте, и птичье название сохранилось). Другая птица в гнезде продолжает сидеть на голове. На изображении царя Хефрена первая птица превратилась уже в просто полог-сороку, а верхняя сползла ближе к загривку царя. На русских кокошниках головной убор уже практически совсем утратил птичьи черты, но сам символизм остался. Осталась и форма гнезда, которую формирует шапочка-начельник. Силуэт утки напоминает сама передняя часть кокошника. Верхняя часть кокошника напоминает птицу, распростёршую крылья вниз – на голову. Кокошники заканчиваются задней частью – сорокой.

Другой русский национальный головной убор – кичка – также свой символизм черпал из звёздного славянского религиозного культа утки-Макоши (созвездие Плеяды), расположенной на голове (загривке) Велеса (созвездие Телец).

Развитие образа и символизма кички, слева направо: 1 – Велес в рогатом и кругоподобном головном уборе с звездой-уткой-Макошей в центре; 2 – египетский бог в рогатом головном уборе и с кругом; 3, 4 – на египетской фреске рога превратились в два пера Маат (Макоши) с солнцем внутри; 5 – руская кичка, Тамбовская губерния (19 в.); 6 – фрагмент узора; 7 – скифо-кобанская фигурка из Дагестана (6 в. до н.э.); 8 – рогатая кичка – свадебный головной убор казачки-некрасовки (начало 19 в.); 9 – рогатая Макошь, русская вышивка; 10 – русская кичка.

На короне египетской богини Изиды были рога небесной коровы Хатхор, породившей солнце, с солнечным диском между ними. Гораздо позже он превратился в головной убор шути – рога трансформировались в два огромных страусиных пера.

На рисунке отчётливо видно развитие образа славянского бога Велеса, держащего утку-Макошь с гнездом на голове. На фрагментах 3 и 4 рога превращаются в перья (страуса), которые и символизируют египетскую Маат (русскую Макошь). На кичке (5) имеется узор, который в увеличенном масштабе представлен на фрагменте 6. Он полностью схож с египетскими двумя перьями и солнцем между ними. О датировке культа Макоши см. п. 5.3.3.1. гл. VI. Отметим лишь, что древнейшее скульптурное изображение Макоши датировано 42-ым тысячелетием до н.э. и найдено на Руси, в селении Костёнки, Воронежская область. Поэтому и зарождение, и развитие культа Макоши мы вправе отнести в Руси и к славянству, а Египетское использование этого славянского культа Макоши-Маат рассматривать, как его продолжение, принесённого в долину Нила проторускими переселенцами. Проторусы принесли в Египет и культ славянского бога Велеса-Ваала, рога которого превратились в Египте в два пера.

Именно такое, соответствующее славянской религиозной мифологии наполнение, несла кичка. Этот руский головной убор имитировал рога коровы, что символизировало плодовитость его хозяйки. Рогатую кичку носили молодые замужние русские женщины, меняя её в старости на безрогую. У славянских замужних женщин долгое время (и поныне!) сохранялся способ повязывания платка, когда его угловые концы торчали на лбу в виде маленьких рожек. Они также имитировали рога коровы и символизировали производительный период в жизни женщины. В русских и др. славянских вышивках Макошь всегда изображалась и изображается рогатой. «Рогатыми» называют также и двух лосих-рожениц, её сопровождающих. Это Лада и Леля, отражающие космическую сущность славянства, они на звёздном небе – Большая и Малая Медведицы.

В странах средневековой Западной Европы влияние «варварского» востока было на лицо, вернее на голову.

На каринках изображены: принцесса Беатрис, графиня Арундельская (Arundel Castle, West Sussex, England) 14 век.; дама из рода Орсини, Италия 14 в.; двурогая кика – портрет неизвестной.


Продолжение следует ...

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее
  • voenkorr
  • Сегодня 10:07
  • В топе

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Во всём виноват Залужный. Запад, британские олигархи и Зеленский пытаются снять с себя ответственность за подрыв "Северных потоков"
  • Andreas
  • Вчера 20:11
  • В топе

Все фирмы, причастные к строительству газопровода, страховали риски в британских компаниях. Теперь Великобритания отказывается выплачивать компенсации, аргументируя диверсию "военными действи...

Обсудить
  • Сколько интересностей кругом .
  • позновательно