Праздник зимнего солнцеворота Коляда

2 935

Один из самых главных годовых праздников славян — праздник зимнего солнца Коляда. Или — по-другому — солнцеворот. Зародившись еще в дохристианские времена он один из немногих дошел до наших дней, хоть и был со временем вписан в иной контекст и оказался приуроченным к новому празднику — так появились «колядки» (т. е. своеобразные народные рождественские гуляния). Но даже сквозь века и призму иных смысловых наслоений все равно отчетливо проступает его древняя изначальная сущность — приветствие нового растущего Солнца и ключевая поворотная точка года.

Какого числа праздновали Коляду?

Ответ когда наши предки праздновали Коляду исходит из самого смысла праздника. Это один из 4-х главных солярных праздников года, которые были жестко привязаны к точкам солнцестояний и равноденствий и при этом в образном плане соответствовали разному «возрасту» солнца в годичном цикле — от ребенка до старика. Обратите внимание, что это не 4 разных божества — все это то же самое единое Солнце (по сути главное и единственное божество славян) — только в разные жизненные циклы ему соответствовали разные названия:

Коляда: 21/25 декабря — зимнее солнцестояние/солнцеворот — световой день начинает увеличиваться — чествование молодого народившегося Солнца в образе ребенка;

Ярило: 21–22 марта — весеннее равноденствие — день становится могущественнее ночи — мужские энергии выходят на первый план, а женские сворачиваются (символическое сжигание чучела Старухи Зимы на Масленицу) — чествование юного ярого Солнца в образе юноши;

Купало: 21—22 июня — летнее солнцестояние — наивысшая точка света — самый длинный световой день — чествование зрелого Солнца в образе мужчины на пике его могущества.

Хорс/Авсень: 21—22 сентября — осеннее равноденствие — солнце старится, угасает — световой день уменьшается — женские энергии становятся важнее мужских и более проявлены (отсюда акцент на праздники урожая, чествование Матери Земли/и впоследствии Рождение Богородицы) — дань уважения уходящему Солнцу в образе Старика.

Виктор Корольков. Времена года

Тут следует обратить внимание на то, что зимнее солнцестояние начинается 21 декабря, однако, примерно 3 дня солнце как бы «стоит на месте» — световой день не увеличивается и не уменьшается. И только 25-го декабря начинается ощутимое прибавление светового дня. Именно эта символическая точка, когда свет как бы начинает возрождаться, т. е. побеждать — и есть дата древнего праздника. Скорее всего именно в этот день в древности отмечали и сам Новый год (не в марте и не в сентябре — это все уже поздние передвижения точки отсчета, не имеющие такого сакрально смысла).

В этот день, когда светило поворачивалось от зимы к лету, и световой день начинал увеличиваться, наши предки восхваляли Коляду — молодого сына Даждьбога в образе младенца или крепкого юноши со светлыми волосами и мечом в руках. Этот божественный ребенок олицетворял молодое Солнце и символизировал начало нового годового цикла жизни. Таким образом этот праздник знаменует собой поворот, уход от всего старого, отжившего, и приход всего сильного, молодого и нового. Коляда — это очередное (и вечное) возвращение света, возрождение и торжество Солнца над Тьмою.

После солнцеворота начинался длительный период празднеств и гуляний, продолжавшийся порядка 2 недель. Вероятно, в древности каждый день был наполнен собственной обрядовой частью и смыслом, но сейчас эти знания утеряны и сохранилась лишь информация о достаточно продолжительном сроке гуляний (колядкИ, святкИ, святочные гадания и проч.)

«В этом переходе от постепенной утраты к постепенному возрастанию светоносной силы солнца предки наши видели его возрождение или воскресение (=возжжение солнцева светильника) и в честь столь радостного события, совершавшегося в небе, зажигали по городам и селам костры. Так как около того же времени христианские правила установили праздновать Рождество Спасителя, называемого в церковных песнях „праведным солнцем, пришедшим с востока“, то древлеязыческий праздник рождающемуся солнцу и был приурочен к Рождественским святкам.»

(А. Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, Том 3).

Максим Кулешов. Коляда

Напрашивается вывод, что христианское Рождество не случайно день в день совпало с этой датой. По факту и там и там — это Рождение нового Бога, только раньше им считалось Солнце, а в христианстве образ стал персонифицированным, связанным с конкретным человеком. Именно поэтому католическое Рождество приходится в точности на эту дату, в то время как православное — в силу особенностей юлианского календаря, который в меньшей степени привязан к астрономическим явлениям, сместилось вперед на 7 января. Однако, по так называемому «старому стилю» православное Рождество по-прежнему отмечается 25 декабря. То есть 7 января общегражданского григорианского календаря в церковной системе (юлианский календарь) «называется» «25-м декабря». Читать подробнее о старом и новом стиле и всех календарных системах с древней Руси до наших дней.

Кстати, в настоящее время 25 декабря православная церковь отмечает день Спиридона Тримифунтского, который в народе именовался Спиридон-солнцеворот.

Как встречали канун праздника

В преддверии празднования Коляды, славяне погружались в период подготовки, который не сопровождался громкими торжествами. Это было время для завершения всех начатых дел, погашения задолженностей и разрешения конфликтов. В более поздние времена эта идея завершения нашла отражение в дне Николая Чудотворца (по народному — Никола зимний, приходившийся на 19 декабря), когда распродавались остатки лишнего хлеба, а старшие представители семей собирались на «никольщину» — своеобразные стариковские пиры-братчины. Эти традиции полностью укладываются в логику жизненного цикла Солнца и приходятся ровно на то время когда Солнце находится в самой «старой» своей ипостаси.

Андрей Клименко. Сварог

В преддверии самой длинной ночи в году (Ночь Чернобога/ Карачун), предшествующей Коляде, было принято тщательно убирать дом, отпариваться в бане, очищать свой дух и помыслы, так как считалось, что в это время предки возвращаются, чтобы судить о том, насколько человек следовал праведным путем.

Предпраздничная ночь накануне Коляды была одной из самых мистических и страшных в году. Аналогично тому, как перед Купальской ночью согласно преданиям пробуждается Скипер-Зверь и злые духи с нечистью попадают в мир Яви, так и перед празднованием Коляды навьи объявляются, чтобы помешать рождению Бога Молодого Солнца. Светило «умирает» в ночь зимнего солнцестояния, чтобы с рассветом родиться вновь. Вот почему многие представления ряженых на Коляду содержали мотив смерти и возрождения.

Также в ночь перед праздником разжигали огромные кострища, которые должны были гореть на протяжении двенадцати дней. Вокруг костров водили хороводы, пели, танцевали и прыгали через пламя, как по одному, так и парами. Такие прыжки носили названия «огненных чистилищ».

Колядам предшествовал длинный шестинедельный пост со строгими ограничениями в еде и поведении. Поэтому праздник ожидали с большим нетерпением. В Сочельник не ели до позднего вечера, пока на небе не загоралась первая звездочка. Уже после этого на стол выставляли разные кушанья, среди которых обязательным блюдом была кутья, сваренная из зерен пшеницы с медом, маком, орехами и сухофруктами. Праздничное угощение символизировало плодородие и изобилие. Также готовили много мясных блюд, в особенности из свинины. Из напитков подавали узвар, овсяный кисель, пиво. Каждый член семьи должен был преломить круглый хлеб. Считалось, что «с кем хлеб преломил, тот тебе и брат».

Оставшуюся после праздничного ужина кутью раздавали бедным людям. Считалось, что это к благополучию.

Колядование, ряженые и огненные колеса

Одним из центральных элементов празднования Коляды были колядки — специальные песни, которые исполнялись колядующими группами. С наступлением темноты ряженые, одетые в вывернутые наружу тулупы, звериные маски, костюмы животных и персонажей славянской мифологии (частые образы — «коза», «медведь», «черт», «мертвец», старик», «старуха», «леший» и проч.) ходили от двора ко двору и желали хозяевам крепкого здоровья, прибавления в семье, благополучия, урожая и процветания. Чем громче и веселее звучали их песни, тем удачнее должен был стать новый год. С темой ряженых и колядования тесно связана тема скоморошества — эти певцы, игрецы, ходячие артисты были неотъемлемыми участниками всех народных праздников.

Колядные песнопения служили благословением для того, кто гостеприимно встречал под окнами своего дома исполнителей традиционных рождественских песен. В текстах колядок с уважением восхвалялись дом и его обитатели: хозяин, хозяйка и их потомство. Ожидалось, что хозяева откликнутся щедрыми подарками в знак благодарности за добрые слова и пожелания. Обычно в ответ колядующим раздавали мелкие деньги, пироги, калачи и пряники или козули — обрядовое печенье в виде фигурок животных и птиц.

Смысл данного действия скорее всего заключается в том, что колядующие изображают «чужих», «иномирных» существ, а также тотемных животных, связанных с образами некоторых богов — то есть они как бы собирают угощение для Иного мира, выступают мостом между людьми и Предками (а также Богами и силами природы), вознаграждая щедрых и добрых обещанием еще большего счастья и процветания.

Если же хозяева оказывались не столь великодушными, колядующие могли в отместку исполнить задорные, с иронией или даже с прямой насмешкой строчки, предрекая уход благосостояния или прогнозируя несчастливый год. Также намеренный пропуск дома ряжеными мог ознаменовать наступление неурожайного и тяжелого периода.

Колядки часто содержали не только просьбы или хвалебные слова, но и загадки, мифологические и религиозные мотивы. Например:

Коляда, коляда!
Ты подай нам пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
____

Каледа, маледа!
Ходила каледа по святым вечерам.
Зашла каледа к (такому то) на двор.
У (имя, отчества) борода до шелкова пояса.
Дай ему, Господи, доброго здоровья,
Ярицы оденье да пшеницы копну,
7 лошадей ровно белых лебедей,
50 быков, 100 коров!
Тетушка, матушка!
Хлебца кусочек,
Лучинки пучочек,
Курочку с дырочкой,
Пирожка с начиночкой,
Поросячью ножку до жарену лепешку.
Не подашь лепешки — разобью окошки
Не подашь пирога — разобью ворота!…

____

Пришли святки-колядки
На липовых саночках.
Саночки сломалися,
Рубашки измаралися,
А колядки потерялися…

____

Бегла свинка от Максимки,
Да сгубила коляду,
А ты, хлопчик,
Не гуляй, не гуляй,
А колядки собирай, собирай…

В обрядах праздника постоянно встречается тема огня, сжигания чего-то старого и/или зажигания нового света. Помимо вышеописанных прыжков через костры особенно значимым ритуалом было сжигание Бадняка — сухого дерева или березового ствола, которое специально заранее приносили в деревню из леса, сопровождая это действо чтением специальных заговоров и песнопений. Оно украшалось лентами, красочными бумагами и иногда яйцами. Бадняк сжигали вечером в присутствии всех жителей деревни, как символ прошедшего года и всех его удач и неудач, что означало ожидание обновления и начала нового цикла.

Также в день Коляды, подобно празднику летнего солнца — Купало, зажигали огненное колесо с 8-ю спицами — символ солнца. Однако на зимнее солнцестояние его не скатывали с горы в реку, а наоборот — закатывали на гору, приговаривая: «В гору катись, с весной воротись», что полностью соответствует движению солнца в этом цикле. Затем колесо поднимали на высоком шесте, показывая, что солнце начинает прибывать, с каждым днем поднимаясь все выше. Отсюда и непременный атрибут всех колядочных шествий — символ солнца, звезда, огненное колесо, сияющий круг или фонарь на высокой палке, который ряженые повсюду носили с собой.

Во время веселья с огненным колесом всячески шумели, стучали в колотушки — таким образом гуляющие отпугивали нечисть и восхваляли Коляду:

Уродился Коляда
Накануне Рождества.
За горою за крутою
Да за речкою быстрою
Стоят леса дремучие
В тех лесах огни горят,
Огни горят палючие,
Вокруг огней люди стоят.
Люди стоят, колядуют:
— Ой, Коляда, Коляда,
Ты бываешь, Коляда
Накануне Рождества!

Обращаясь к Солнцу, славяне бросали на снег красочные лocкуты ткани, втыкали высушенные с лета цветы.

Другие традиционные обычаи Коляды

Празднование Коляды сопровождалось и другими, не менее интересными ритуалами:

«Кормление Мороза» — старший в доме выглядывал в окно, кликал Мороз и предлагал ему отведать киселя или кутьи. После этого перечислял посевы злаков, которые в ответ тот не должен «побить» в новом году.

Катание «балды» — брали толстый обрубок бревна, поджигали и катали по деревне против движения солнца. Если удавалось прокатить его вокруг деревни, не погасив огня, это считалось добрым знаком, сулившим жителям благополучие и щедрый год. Поэтому «балду» часто «умасливали», просто поливая маслом или вставляя в проделанное в бревне отверстие пропитанную маслом и воском паклю. Угольки от прогоревшей «балды» разносили по домам. На них грели воду, которой затем поили ей домашний скот и умывали детей.

Хождение по гостям — на вторые сутки праздника люди ходили к знакомым и соседям в гости, так как считалось, что в этот день нельзя пировать дома.

Привлечение достатка — рассыпанную по полу солому не заметали на протяжении всех дней празднования, чтобы не вымести из дома достаток.

Святочные гадания

Отдельное место в праздновании Коляды отводилось гаданиям. Считалось, что именно в эти дни незамужние девушки могут заглянуть в свою судьбу, увидеть своего суженого, узнать его имя или предугадать дату свадьбы. Для этого существовало множество ритуалов, например:

К.Маковский. Святочные гадания.

Девушка ставила перед собой ладанку (свечу) и задавала волнующие ее вопросы о судьбе и будущем. Если пламя горело ясно и светло, это считалось хорошим знаком, а мерцающее или коптящее пламя предвещало неприятности.

Девицы с закрытыми глазами доставали из дровяника полено и затем разглядывали его. Ровная чурочка с гладкой поверхностью сулила ладного и статного супруга, а шероховатая и кривая — неказистого жениха с визуальными дефектами (рябость, непривлекательность, косоглазие и т. д.)

Девушка выходила во двор и бросала свой левый сапожок через левое же плечо так, чтобы он упал за забор. В зависимости от того, как располагалась упавшая обувь, делались предсказания: если носок сапога был направлен к дому, то о свадьбе в скором времени можно было не мечтать, а если в другую сторону — то оттуда должен был прийти будущий жених.

Гадающие опускали в воду пару иголок, смазанных жиром. Если они тут же тонули, наступающий год предвещал быть неудачным, а если оставались на плаву, да еще и соединялись при этом, то можно было ждать благополучного года и скорого замужества.

Компания девиц наполняла решето крупой и бросала туда четыре колечка: металлическое, серебряное, золотое и украшенное камнем. После перемешивания девушки черпали содержимое решета руками. Попавшееся кольцо из металла сулило бедного жениха, серебра — суженого из простой семьи, золота — купца, а с камнем — боярина. Для девушки, которой доставалась одна крупа замужества не предвиделось.

Карл Брюллов, Гадающая Светлана

Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мёртвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье…

В. А. Жуковский (из баллады «Светлана»)

Приметы на Коляду

Кроме того, на Коляду — как и на другие важные поворотные точки — люди обращали внимание на погоду, звезды, поведение животных и птиц, сны. По этим приметам предугадывали собственное будущее или делали прогнозы об урожае/погоде на будущий год. Вот некоторые из них:

Считалось, что ясная и звездная ночь на Коляду предвещает урожайный год. Если в эту ночь идет снег, год будет богат на хлеб, а теплая погода обещала удачу в скотоводстве.

Услышать на Коляду, как животное разговаривает человеческим голосом, предвещало крупное несчастье или даже смерть.

Если в этот день первым в дом входил мужчина, ожидалась удача на весь год, а если женщина или ребенок — год мог принести разочарования.

Если свеча во время колядного ужина горела ярко и ровно, это символизировало мирный и стабильный год для семьи. Трещащая свеча предсказывала сплетни или конфликты.

Если скот в этот день был спокоен, ожидался благополучный год, тогда как беспокойство животных могло предвещать беду.

Специальное значение придавалось снам, увиденным в ночь на Коляду — их истолкование могло дать подсказки о будущем.

Утренний иней или заморозки на деревьях в день праздника предсказывали хороший урожай фруктов.

Ветер с разных сторон предвещал полные закрома.

Связь Коляды и современных рождественских традиций

После Крещения Руси многие старославянские обряды стали запрещать, как греховные. Запрет на поклонение Коляде и колядование, а также практически на все проявления традиционной русской культуры (песни, пляски, гусли, гадания, катание на качелях, кулачные бои, шахматы (!) и проч.) ввел царь Алексей Михайлович в 1684 году, вместо этого стали отмечать Рождество Христово. Однако после Октябрьской революции 1917 года советская власть запретила и его празднование, сместив акцент праздника на встречу Нового Года с Дедом Морозом и Снегурочкой. Впрочем, ирония заключается в том, что Дед, Мороз, Старик — это по сути славянский бог Велес, покровитель «темной части года», зимы, мороза, снега, леса, ночи. То есть и в новых традициях так или иначе прорастают древние исконные образы.

Праздник Рождества в России официально возродили в 1990 году. Сегодня в некоторых рождественских традициях легко узнать элементы древних празднований Коляды:

Символ праздника — восьмиконечный Колядник, который когда-то олицетворял солнце, превратился в Вифлеемскую звезду.

Со звездой

Вместо колядок в современной рождественской традиции продолжают звучать характерные песни, но уже с мотивами рождения Христа.

Обычай дарить друг другу небольшие подарки также сохранился и отражается в рождественских традициях, как символ даров, преподнесенных родившемуся Иисусу волхвами.

Сохраняется традиция накануне праздника убирать и украшать дом. В прошлом наши предки также готовились к Коляде, устилая дома сеном и соломой для привлечения благополучия. Их же насыпали и под праздничную скатерть.

Главные праздничные угощения Коляды, такие как кутья, имеют отголоски в рождественских сладостях во множестве культур.

Кроме того сохраняются по сей день и традиции народных святочных гуляний — они стали частью современных зимних праздников в качестве общественных мероприятий, представлений и праздничных вечеринок.

Так или иначе, все современные символы Нового года и Рождества являются отголосками древнего дохристианского праздника Коляды. Несмотря ни на что, он продолжает жить и сегодня, пусть и с некоторыми трансформациями. И, кажется, что с каждым годом он становится все ярче, ближе и понятнее — будто что-то давно забытое обретает силу и краски и проявляется вновь из глубины веков со всей мощью молодого всепобеждающего Солнца.

Они там есть: Свой среди чужих

Один Человек с ТОЙ стороны ЛБС недавно написал: «Я боюсь сдохнуть среди чужих, за чужих, и врагом для своих. Мысли о такой смерти приводят меня в ужас» — это, наверное, именно те слова,...

Обсудить
  • Спасибо! :thumbsup:
  • :thumbsup: