Это реально болезненное состояние, типа психоза.
(обычно, кстати, они решают этот вопрос способом повторения друг за другом: «Один интеллигент сказал – 100 интеллигентов повторяют».
Ну, и хвалят друг друга: «О, этот Н. такой умный – он говорит то же самое, что и я!»)
Связано это с генезисом: последняя ее генерация формировалась в 1930-50-е, в условиях всеобщей грамотности.
Ну, и как вы поставите себя выше этого вот рабочего, когда он и книгу эту читал, и фильм этот смотрел (а мы все читали смотрели тогда одно и то же), и газеты он выписывает и 5 рацпредложений внес (а ты ни одного)?
Как???
Вот фильм «Весна на Заречной улице», 1950-е. Молодая интеллигентная (и очень красивая) учительница приезжает преподавать в школу Рабочей Молодежи.
Она сразу ставит себя так, что между ней, интеллигенткой, и ее учениками-рабочими – пропасть. Один рабочий (Рыбников, который, кстати, и внес рацпредложение) пытается к ней подкатить, но она его раз за разом отшивает.
Меня лично резанул момент, когда он под благовидным предлогом, задать какой-то вопрос по учебе, приходит к ней в ее комнату в общаге.
Она с порога: «Я сейчас не могу разговаривать, я заказала мелодию по радио и сейчас буду ее слушать» - отворачивается, кладет подбородок на локти и слушает классическую музыку в течение 4-5 минут – он все это время стоит в дверях.
Она не предложила сесть, не предложила послушать вместе, она показала, кто она и кто он – как барыня должна вести себя с простолюдином. УК не позволял тогда выгнать взашей. И выпороть. (это вот интеллигенцию нашу и возмущало).
------
Здесь раздел шел по линии классической музыки – дескать, я понимаю, а тебе, лапотному, не дано.
НО – и с этим была проблема. В 1930-е в каждом доме была радиоточка, и она с утра до вечера передавала классическую музыку, и выросло поколение, которое любит, знает и понимает именно классику.
Так что выпендривание на классике проканывало не всегда. Не со всеми. Можно было нарваться и на обсуждение арий, композиторов, стихов, постановок и прочего – и что, опять краснеть?
И как понты колотить? В таких-то условиях? (недаром Греф сейчас мечтает лишить нас всех образования – по той же причине)
------
Но нашли! В 1960-е была проведена реформа, как правильно говорить: Класть – а не ложить, их – а не ихний, его – а не евошний и т.д.
Хотя «В течение нескольких столетий формы «их» и «ихний» были соперниками. Более того, в русском языке в конце XIX — первой половине XX вв. форма «ихний» была почти нормой.» https://vk.com/wall-189365070_3176
И все классики эти слова употребляли https://aleksey-c.livejournal.com/101560.html
Так и стали отличаться и через губу сплевывать. Хотя норма совершенно неживая, никакого смысла не обозначающая и мертворожденная – но интеллигенты цепляются за этот знак отличия (других-то нет).
-----
А после: в 1950-е интеллигенцию хорошо оплачивали, и отделившись таким образом от простолюдинов, она хотела торжествовать: Вот чего, мол стою я – и чего ты!
Но получилось наоборот: зарплаты интеллигентов вдруг стали низкими, а рабочих – высокими.
Очень обидно, такой Облом.
Обиделась интеллигенция и захотела стать Супержлобами Профессорами Преображенскими: «Мы не любим Шариковых» (т.е. простолюдинов) - к этому должны были прилагаться 8 комнат, прислуга, звонки от клиентов из Политбюро, Нью-Йорка и т.д. и т.д. –
Но этому мешала простолюдинская власть, и ее свергли –
и вместо профессоров стали Шариками! Не Шариковыми – а просто бездомными собаками Шариками, даже без имени. которые бегают, в глаза заглядывают и объедки подбирают.
Опять Облом.
(в промежутках интеллигенты пытались отличаться тем, что смотрели и обсуждали что-то свое, недоступное простолюдинам - Босха. Тарковского, и т.д., один модный автор сменялся другим – это был поиск, поиск, чем бы выделиться?
Но материальных прибылей такие понты не приносили, и быстро затухали.)
И сейчас интеллигенции у нас… по-моему. нет. Я ее не вижу.
А вы?
Но все равно оне очень хочут умными показаться. Это болезнь.
Оценили 12 человек
18 кармы