Слово «культовый», в отношении очень популярных фильмов стало использоваться сравнительно недавно. Разумеется в 70-е годы, в т.н. «золотое брежневское время», никто не использовал этого слова в отношении фильмов, которые обросли легендами. Да и вообще, в силу весьма унылого советского кинопроката и советского телевидения, почти любой приключенческий фильм в ту пору мог быть условно зачислен в разряд «культовых».
В кинотеатрах стала демонстрироваться новая французская комедия с Бельмондо? Каждый советский школьник считал своим долгом её посмотреть, чтобы потом обсуждать с приятелями драки и стрельбу. Если бы кто-то сказал, что надо смотреть не фильмы с Бельмондо, а фильмы про пионеров-героев, то все советские дети дружно… нет, не послали бы такого умника далеко и надолго, а просто покрутили бы пальцем у виска.
Потому что все эти пионерские сборы и комсомольские собрания с правильными речами, в которые никто не верил, сидели у всех в печёнках. А вот западные комедии или боевики – те редкие, что порой закупались советскими чиновниками для демонстрации в СССР – принимались на ура. Поэтому не могло такого быть, чтобы кто-то, узнав о демонстрации в кинотеатре, скажем, фильма с Алленом Делоном, зевнул и сказал бы: «Надоели уже эти бездуховные иностранные фильмы с драками. Я лучше посмотрю фильм на производственную тему». Такое в СССР мог сказать только умственно отсталый гражданин. Да и то, вряд ли.
Любой бездуховный, но динамичный фильм, приветствовался советскими детьми. И однако были у советских детей и подростков фильмы, которые пользовались такой популярностью, что буквально становились легендарными, то есть – культовыми (как сказали бы сейчас).. И это были далеко не только советские фильмы.
Первыми конечно надо упомянуть фильмы про Фантомаса, снятые во Франции в середине 60-х годов.
Кадр из фильма «Фантомас против Скотланд-Ярда» (1967)
Показанные в СССР, фильмы про Фантомаса произвели такой фурор, что началась целая фантомасомания. Даже в советской комедии «Семь стариков и одна девушка» (1968) упомянут фильм про Фантомаса,
Дети в конце 60-х – начале 70-х играли в Фантомаса до самозабвения, что в итоге привело к тому, что МВД СССР стал воспринимать это как проблему. По мотивам фантомасомании в СССР даже была снята детективная комедия «Анискин и Фантомас» с Михаилом Жаровым в роли участкового инспектора Анискина, который борется с деревенским Фантомасом. В фильме проводилась простая мысль – от игры в Фантомаса до совершения настоящего преступления всего один шаг. К середине 70-х фильмы про Фантомаса в СССР уже не показывались (считалось, что они под запретом). Но в детской среде об этих фильмах долго ещё ходили легенды. Вечерами после отбоя в пионерлагере кто-нибудь обязательно заявлял, что смотрел «Фантомаса» и начинал пересказывать сюжет. Нечего и говорить, что чаще всего рассказчик ничего не смотрел, а пересказывал чужие пересказы. В итоге сюжеты фильмов про Фантомаса в устах советских пионеров не имели почти ничего общего с настоящими фильмами про Фантомаса. Конечно же все были уверены, что когда фильмы про Фантомаса показывали в кинотеатрах, то из зала пачками выносили людей, которые от страха лишились чувств.
Советский зритель вообще был не избалован фильмами ужасов. Видимо поэтому другим легендарным фильмом у советских детей 70-х стал «Вий», снятый в 1967 году на киностудии «Мосфильм».
Кадр из фильма «Вий» (1967)
«Вий» точно также, как и фильмы про Фантомаса к середине 70-х уже массовым экраном не шёл. Его могли показать изредка в каком-нибудь отдельном кинотеатре. Но так, мельком. В итоге, фильм «Вий» также оброс слухами и домыслами в среде советских пионеров. И точно также, как с фильмами про Фантомаса, про фильм «Вий» советские дети рассказывали друг другу истории о том, как возле кинотеатров, в которых показывали этот фильм, дежурили машины «Скорой помощи», чтобы увозить тех, кто потерял сознание от страха во время просмотра.
Если вернуться к западным фильмам, то бешеной популярностью в советской детско-подростковой среде пользовалась французская дилогия «Четыре мушкетёра» и «Четверо против кардинала», вышедшая в 1974 году.
Кадр из фильма «Четверо против кардинала» (1974)
В этих фильмах снялась французская комик-группа «Шарло». Советские дети могли без устали пересказывать друг другу шутки из этих фильмов. На того, кто не смотрел этих французских комедий, смотрели с жалостью.
Советские дети вообще любили зарубежные комедии. Не удивительно, что огромной популярностью в советской детской среде 70-х пользовалась итальянская комедия «Синьор Робинзон» с Паоло Вилладжо в главной роли.
Кадр из фильма «Синьор Робинзон» (1976)
Этот, вышедший на экраны в 1976 году, фильм также разошёлся в бесчисленных детских пересказах. Кто не помнит, например, как бумеранг гонялся за Синьором Робинзоном? Просто умора!
Американская кинокомедия 1965 года «Большие гонки» также заняла почётное и прочное место в сердцах советских пионеров.
Кадр из фильма «Большие гонки» (1965)
И снова с ней всё было также, как и с другим легендарными фильмами: показ большим экраном некоторое, достаточно непродолжительное время в советских кинотеатрах, а затем обрастание пересказами и легендами.
Говоря о советских 70-х и кинопредпочтениях советских детей и подростков той поры, просто невозможно не упомянуть советский боевик «Пираты XX века», снятый в 1979 году Борисом Дуровым по сценарию Станислава Говорухина.
Кадр из фильма «Пираты XX века» (1979)
Никого из советских детей не могла оставить равнодушным история о том, как в открытом океана пираты захватили советское судно с грузом опия. Драки, стрельба, экзотические пейзажи. Что ещё надо? Многие советские пацаны смотрели этот фильм многократно, даже убегая с уроков. При этом советская кинокритика «Пираты XX века» ругала за бездуховность и культ насилия. Но бездуховность и культ насилия – это как раз то, что было нужно советской детворе 70-х. А ещё каратэ, которое показывают в этом фильме.
Так же надо упомянуть советскую фантастическую дилогию «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной».
Кадр из фильма «Отроки во вселенной» (1974)
Два этих фильма были сняты Ричардом Викторовым в 1973-74 г.г. Фильмы получили немало призов и наград. Но к концу 70-х широким экраном уже не шли. Бешеный интерес к этим фильмам подогрел один выпуск детской телепередачи «Будильник», в котором однажды показали отрывки из этих фильмов. В итоге миллионы советских школьников снова возжелали пересмотреть эти фильмы. Но где? В то воскресенье, когда вышел «Будильник» с рассказом про фантастическую дилогию, фильм «Отроки во вселенной» шёл всего в одном кинотеатре («Брест») на всю Москву, причём всего одним утренним сеансом. Не удивительно, что в кассах кинотеатра было целое столпотворение.
Завершить рассказ о культовых фильмах советских детей 70-х стоит фильмом «Легенда о динозавре».
Японская афиша фильма «Легенда о динозавре» (1977)
Совершенно непонятно, каким образом в СССР решили показать этот фантастический японский фильм ужасов 1977 года. Но в СССР «Легенда о динозавре» произвёл невероятный фурор среди детской аудитории. А как иначе? Ведь по сюжету в одном японском озере откуда ни возьмись появился настоящий динозавр, который стал убивать животных и людей и творить прочий кровавый беспредел.
Фильм «Легенда о динозавре» сегодня имеет рейтинг IMDb всего 3,9 из 10, что говорит о его низком качестве. Но для советских детей 70-х (а фильм в СССР демонстрировался в 1979 году), которые не были избалованы зрелищными фильмами, «Легенда о динозавре» был чем-то вроде мирового киношедевра. Многие дети по возможности старались посмотреть этот фильм по нескольку раз, пока он демонстрировался в СССР.
И вообще надо отметить, что рецептом успеха у советских детей в кино были следующие факторы: как можно меньше правильных нравоучительных разговоров и как можно больше драк, кровищи, экшна и зрелищности. Поэтому когда сегодня кто-то начинает заводить шарманку на тему: «Ах, какое сегодня бездуховное кино, и каким духовным оно было раньше, какими нравственными идеалами руководствовались советские дети», тот о настоящем брежневском СССР не имеет ни малейшего представления. В брежневские времена говорить на полном серьёзе про высокую нравственность и духовность и восторгаться фильмами на «производственную тему» могли только старые пердуны или дауны. Но никак не советские дети, у которых в плане кинопроката было только одно желание: чтобы в кинотеатрах показывалось как можно больше бездуховных, но зрелищных западных боевиков и комедий.
https://zen.yandex.ru/media/id...
Про индийские вообще молчу.Все взрослые и дети ходили в летние кинотеатры по вечерам.Билетов не достать и крыши,деревья были забиты мальчишками.
Были времена..........
Оценили 10 человек
25 кармы