Вильгельм Телль. Символ независимости Швейцарии

0 201

История Вильгельма Телля, швейцарского стрелка, ставшего своеобразным символом Швейцарии, достаточно известна. Она впервые приобрела широкую популярность, когда немецкий драматург Фридрих фон Шиллер опубликовал в 1804 году произведение, основанное на народной швейцарской сказке. Опера итальянского композитора Джоаккино Россини 1829 года еще больше привлекла к ней широкое внимание. В 20 веке по истории Вильгельма Телля стали появляться мультипликации и фильмы.

Сама фигура Вильгельма Телля занимает центральную роль в истории борьбы Швейцарии за независимость от Австрии в начале 14 века.

***

Существует несколько версий истории Вильгельма Телля, но большинство начинается с того, что австрийский губернатор узнает об отказе Телля поклониться символу австрийской власти - шляпе, водруженной на столб на городской площади. Зная славу Телля как меткого стрелка, губернатор придумывает для него садистское наказание: он должен выстрелить в яблоко, положенное на голову его младшему сыну. Если ему это удастся и он попадет в яблочко, он выйдет на свободу. Если он потерпит неудачу и убъет своего сына, то он будет арестован.

Телль выбирает две стрелы, заряжает одну в арбалет и стреляет. Его точный выстрел попадает в яблоко и оставляет мальчика невредимым. Затем губернатор спрашивает Телля: "почему ты выбрали две стрелы, когда у тебя был только один выстрел?". Телль ответил ему, что если бы он промахнулся, то выпустил бы вторую стрелу в губернатора.

Угроза приводит к аресту Телля. В некоторых версиях истории, когда его сопровождают в тюрьму, разражается сильная буря, что позволяет Теллу сбежать. Он пробирается к замку губернатора и убивает его второй стрелой.

После убийства губернатора в пьесе Шиллера рассказывается о встрече на лугу Телля с тремя швейцарскими видными феодалами. Четверо мужчин принесли клятву, клянясь помогать и защищать свои земли от угнетателей. Этот эпизод драматизирует еще один из основополагающих мифов Швейцарии - историю о клятве Рютли. Телль не является персонажем "традиционной" версии, в которой лорды кантонов (суверенных округов) Ури, Швиц и Унтервальден встречаются однажды ночью у озера Люцерн на лугу Рютли. Здесь они клянутся помочь освободиться от ига Габсбургов, могущественной династии, которая позже сыграет важную роль в европейской истории далеко за пределами Альп.

***

История клятвы - это живописная версия гораздо более запутанной и затяжной борьбы за контроль над жизненно важными горными перевалами, которые лежат между территорией современной Италией и остальной Европой.

В конце 13 века этот район привлек интерес династии Габсбургов из соседней Австрии. Влиятельные лица Священной Римской империи — комплекса королевств, простиравшихся на территории современной Германии, Австрии, Восточной Франции и Северной Италии, - Габсбурги стремились распространить свой контроль на швейцарские кантоны. Недавнее открытие первых альпийских перевалов в Симплоне и Сен-Готарде повысило стратегическое значение района, ранее изолированного. Однако среди феодалов этих альпийских земель сложилась давняя традиция союзов, и растущее вмешательство Габсбургов в их дела вызвало недовольство.

В 1291 году, после смерти Рудольфа I Габсбурга, правящие семьи трех кантонов укрепили свой союз посредством письменной клятвы, сформировавшей Лигу трех лесных кантонов (или Швейцарский союз). Ее примерный текст выглядит так: “Все жители долин Ури, Швиц, и жители долины Унтервальден, помня об этих злых временах и для того, чтобы лучше защитить себя, пообещали добросовестно оказывать друг другу помощь, советы и благосклонность в виде людей и товаров... против каждого человека, который может применить силу, причинить вред или увечье против любого из них или причинить вред их личности или имуществу”.

Столкновение с австрийцами было лишь вопросом времени, и в 1315 году, после попытки Габсбургов вторгнуться в кантон Швиц, силы союза разгромил силы Габсбургов в битве при Моргартене. Ошеломляющая победа непрофессиональных сил над множеством обученных рыцарей вдохнула новую жизнь в союз и раздула пламя антиавстрийских настроений по всему альпийскому региону.

В 1332 году город Люцерн объединил свои силы с мятежными кантонами, а в 1351 году за ним последовал Цюрих. Со временем другие вольные города и кантоны также присоединились к так называемой Швейцарской конфедерации, предшественнице современной Швейцарии.

***

Освобождение территорий и создание первого союза между кантонами стали плодом терпеливых политических переговоров. Рассказ о его восстании против тиранического губернатора Габсбургов стал общей легендой, вокруг которой могло сплотиться лоскутное одеяло швейцарских общин. Начиная с 1400-х годов легенда о Вильгельме Телле глубоко укоренилась в народном сознании.

Первое подробное описание Вильгельма Телля можно найти в книге швейцарского ученого Гильга Чуди "Chronicon Helveticum" — швейцарская хроника, которая была написана около 1570 года, но широко не публиковалась до 18 века. Предположительно представляющая собой историю швейцарских кантонов между 1000 и 1470 годами, эта работа когда-то считалась авторитетным историческим источником. Хроника Чуди значительно расширила события, связанные с Вильгельмом Теллем, и, в свою очередь, была использована в качестве основы для обширного отчета, который историк Йоханнес фон Мюллер включил в свою многотомную Историю Швейцарской Конфедерации, опубликованную в 1786-1808 годах. Эта работа сделала Вильгельма Телля подлинным представителем альпийского национального духа и укрепила образ швейцарцев как миролюбивого народа, который жил в гармонии с окружающей сельской местностью и которому удалось добиться независимости только благодаря своему мужеству.

К 18 веку лучник из Ури стал официальным символом швейцарской свободы. Немецкий драматург Фридрих фон Шиллер, несмотря на то, что никогда не бывал в Швейцарии, разделял модную в то время любовь к Швейцарии как маленькой нации, завоевавшей свою свободу, в отличие от деспотизма, царившего в других странах.

Тем не менее, несмотря на всю силу данной истории, фактическое существование человека по имени Вильгельм Телль долгое время считалось сомнительным. В 19 веке ученые обнаружили, что некоторые из цитируемых Чуди источников являются измышлениями.

Эта история не зафиксирована ни в одном документе того периода, и в записях того периода нет никаких упоминаний о Вильгельме Телле.

Но, несмотря на скептицизм, символическая сила Телля остается неизменной как репрезентация швейцарской национальной идентичности.

--—---—------——-

Другие мои работы

Жизнь римских женщин во времена Римской империи (с дополнительными материалами)

Итальянское сопротивление во Второй мировой войне. Как возникло сопротивление

Расцвет османов

Иран отправил нам аналоги "Хаймерсов". Запад не хочет верить и изучает снимки
  • Beria
  • Вчера 13:51
  • В топе

Иран отправил военную технику в Россию, что вызвало серьезные опасения у западных стран. На снимках, сделанных в порту Бендер-Энзели на Каспии, были задокументированы погрузка тактических ракетных...