Действительно ли Бог хочет видеть человека свободным, требуя от него исполнения заповедей? Что такое подлинная свобода, а что – лишь её иллюзия, а на деле – настоящее рабство.
Так вот, первый и очень важный тезис: Православие пытается привлечь сознание человека к самым основополагающим сторонам человеческой жизни. Каковы они? Самое любопытное, о чем говорит Православие, это следующее утверждение: что человек богоподобен. Богоподобен, в частности, в чем? Это же совершенно невероятное, парадоксальное, что утверждает Православие: он богоподобен в своей свободе, он имеет такую свободу, к которой не может прикоснуться сам Бог. Сам Бог не может прикоснуться к человеческой свободе.
Чтобы объяснить это, придется немножко сказать о тех видах свободы, которые реально существуют в человеческом обществе. Нужно просто понять, о чем мы говорим, иначе перестанем понимать друг друга. Существует, по крайней мере, три категории свободы, очень различные между собою, имеющие совершенно особую область своего применения.
Первая свобода, о которой все говорят, о которой ведутся нескончаемые дискуссии в течение столетий и тысячелетий – это свобода воли человека. Назовем ее метафизической свободой. То есть, это такая способность человека, которая дает ему возможность избрания пути или решения перед лицом добра и зла. Эта свобода находится внутри человека, она, если хотите, является стороной его природы человеческой как таковой.
Есть и другой вид свободы. Ведь одно дело, что я могу внутри себя избирать добро или зло, я могу принимать различные решения, другое совсем дело, когда мне приходится реализовывать эту свободу в своей настоящей жизни. Есть масса внешних обстоятельств, которые могут встать на пути моих желаний и моих волевых решений.
И есть свобода о которой говорит преимущественно христианство, эта свобода духовная.
Что такое “духовное”. Для светского общества эта проблема очень серьезная, там постоянно происходит смешение между нравственностью и духовностью. А отсюда происходит сразу изменение всего понимания существа жизни. Это вопрос в высшей степени серьезный.
Можно быть очень культурным человеком, что все скажут: какой приятный человек, он себя хорошо ведет, хорошо ко всем относится. Более того, скажут: это нравственный человек.
А кто задумывается над тем, а почему он такой человек? Кто задумывается над тем, каковы стимулы его такого поведения? Где они, эти стимулы? Ведь не секрет, что мы ведем себя на людях иначе, чем у себя дома.
Внутренние мотивы человека, в каждом, даже внешне нравственном поступке, могут быть очень и очень различны. Человек может подать милостыню, потому что ему жалко другого человека, потому что это увидят другие люди и похвалят его.
Когда мы говорим о православном понимании духовности, мы, естественно, понимаем целью не низменные вещи, а подразумеваем истину, искание истины, вот эту красоту и добро.
Что такое духовная свобода? Вот я завидую и зеленею, и ничего не могу сделать. Когда есть зависимость от внешних обстоятельств, то это рабство. Что такое духовная свобода? Это то состояние человека, которое он может приобрести, к которому должен стремиться. Состояние свободы от насилия страстей.
Оценили 3 человека
5 кармы