Процессы, протекающие в человеческом сообществе являются отражением законов человеческой психики. Поэтому сформулированные законы функционирования человеческого сообщества без учёта законов функционирования человеческой психики могут отражать реальность лишь на очень коротком промежутке времени. Говоря языком математики, таковые законы будут отражать лишь сумму частных решений, без нахождения общего решения. Понимание законов функционирования человеческой психики и выявление на их основе законов, по которым существует человеческое сообщество в целом, позволяет найти именно общее решение.
Попытаемся понять на основе чего некоторые люди обладают так называемой харизмой, на каких законах человеческой психики основывается данный феномен. Заметим, что не всегда харизма человека, харизма лидера напрямую связана с социальным статусом её носителя. Если человек с более низким социальным статусом обладает большей харизмой, то он, неизбежно будет оказывать всё большее влияние на лиц с более высоким социальным статусом и, при наличии властных амбиций, может возглавить данную социальную группу, то есть взять власть.
Сразу же стоит определиться с понятием власти. Конечно же, с давних времён всем видам власти присуща та, или иная атрибутика, но она лишь продукт попыток закрепления власти в умах тех, кто эту власть принимает. В контексте же данной статьи условимся считать властью возможность отдельного индивидуума направлять активность других членов социума в заданном направлении, усиливая или ослабляя таковую активность.
Разбирая эволюцию половых отношений, мы выяснили, что существует такой интересный феномен человеческой психики как биологическая иерархия человека. И та роль, которую будет играть человек в социуме напрямую связан с его местом в биологической иерархии. Суть этого феномена лежит в истоках человеческой психики, непосредственно связанной с зоопсихологией. Понимание биологической иерархии индивидуумов вполне объясняет так называемый конфликт отцов и детей. С возрастом социальная значимость отцов, как правило, возрастает, а биологическая снижается. У детей же происходит их непрерывный рост биологической значимости. Фактически это не столько конфликт поколений, сколько конфликт биологического и социального, где биологическое всегда одерживает верх, так как оно первично. Естественно, что от таких конфликтов всегда больше страдают именно отцы. У отцов с высоким биологическим рангом этот конфликт более затяжной, но и более сглаженный. У отцов с низким рангом конфликты же отсутствуют вовсе. Им не привыкать приспосабливаться к обстоятельствам.
Понимание биологической иерархии даёт и совсем иной взгляд на исторические процессы, происходившие в человеческом обществе. Первоначально лидером всегда является человек с высоким биологическим рангом и его потомки, как носители такого же высокого ранга. Однако управление всегда требует значительных энергозатрат. И это не только энергозатраты отдельного индивидуума, но и всего его рода в целом. И в результате осуществления властных полномочий, зачастую происходит "выгорание" всего рода в целом. Первоначально лидер осуществляет свою деятельность в интересах всего сообщества, или наиболее активной части такового сообщества. При этом неизбежно возрастает биологическая значимость такого лидера для всего сообщества в целом, она подпитывается этим сообществом. Естественным образом возрастает харизма руководителя. За счёт этой подпитки максимально развиваются потенции лидера по структурированию, преображению окружающего мира. Лидер расширяет поле своего воздействия на окружающий мир.
Вместе с тем, как показывает человеческий опыт, чаще всего побочным результатом успешной деятельности лидера является резкий личностный рост и завышение самооценки. В результате этого действия лидера или его потомков во всё меньшей степени начинают учитывать интересы всего остального сообщества. Как следствие, деятельность лидера становится не столько структурирующей, преображующей окружающее пространство, сколько деформирующей имеющиеся структуры, что вызывает противодействие со стороны этих структур. Конечным результатом такого противодействия является снижение потенции лидера по структуризации пространства и, как следствие, снижение его биологической значимости, что с неизбежностью приводит к снижению его психологической и биологической устойчивости, снижению иммунитета.
Можно заметить, что чем более авторитарен лидер, и чем он жёстче, тем более незаметные проявления недовольства он вынужден отслеживать, чтобы удержать власть. Он вынужден увеличивать свою сенсорную чувствительность к малейшим проявлениям недовольства. Увеличение же сенсорной чувствительности, в свою очередь делает его менее защищённым со стороны его окружения, со стороны эмоционального фона создаваемого его окружением. Чем более жесток правитель, тем большей жестокости он ожидает от окружающего мира, тем выше вероятность осуществления таких ожиданий. При этом, чем большей психологической стабильностью и более сильной волей обладает такой правитель, чем ниже его обеспокоенность собственной судьбой, и чем полнее он выполняет дарованное ему предназначение – тем выше его вероятность безбедного существования, особенно на ранних этапах человеческого развития, когда стоимость биологического "человеко-часа" минимальна.
Часть индивидуумов в любом человеческом сообществе с высоким, но менее значительным, чем у лидера биологическим рангом постепенно создают оппозицию. Когда биологическая значимость индивидуумов в оппозиции начинает превышать биологическую значимость индивидуумов во власти, неизбежно происходит переворот. ОНО - как совокупность людей с низким биологическим рангом, же всегда лояльно к силовым потокам (да и в силу невысокой потенции ОНО не может долго противиться таким силовым потокам). Самое занимательное в том, что власть никогда не видит реальной для себя опасности в противниках, вплоть до самого момента переворота, так как стабильность или нестабильность власть оценивает по поведению ОНО. А эта стабильность или нестабильность всегда иллюзорна.
Оценили 2 человека
2 кармы