В долине Антекеры располагается комплекс пещер, которые таковыми не являются, но это крепкие мегалитические сооружения, покрытые искусственными холмиками, которые кажутся бесформенными и естественного происхождения, но это далеко не так. На самом деле эта простейшая, но прочная архитектура указывает на строительные знания, связанные с неизвестными погребальными культами, которые дали основу этому огромному некрополю, с которого начинается история архитектуры в Испании. У каждой из пещер Антекеры есть своя особенность, дольмен Менга отличается прочностью своей постройки и большим размером каменных глыб.
Опасения по поводу их чрезмерного веса вынудили поместить промежуточные опоры внутри – примитивные, но эффективные колонны.
Речь идет о зале короткого входного коридора в той пещере, где стены составлены из огромных глыб, держащих внушительное горизонтальное покрытие из пяти камней, из которых самый крупный достигает 60 кубических метров в объеме. Усилие, чтобы вырезать эти блоки с помощью примитивных технологий и инструментов, их переноска и размещение означают глубокое знание строительного мастерства.
Тартесс был крупным процветающим торговым центром в то время.
Когда возвратились самосцы, они принесли большие доходы. Самосцы посвятили богам десятую часть своей прибыли — 6 талантов — и велели изготовить медный сосуд вроде арголийского кратера.
Открытая в 1904 г., она названа по имени усадьбы, на территории которой она находилась.
Это завершенный пример типа дольмена в Средиземноморье, известный как коридор-дромос, самый законченный образец которого есть в мифической Сокровищнице (или Гробнице) Атрея в Микенах.
Пещера Эль-Ромераль имеет длинный коридор, который выполнен из мелких камней и крупных плит, с перемычками.
В конце коридора открывается вход в камеру, которая выполнена из маленьких камней, что обеспечивает гибкость конструкции. В ней имеется фальшивый купол, опирающийся на блоки, расположенные друг на друге, с большим камнем впереди.
Вторая, намного меньшая, камера удлиняет до 35 метров общую длину этого дольмена.
Все чаши царя Соломона были золотыми, и вся домашняя утварь во дворце ливанского леса была из чистого золота. Серебряного ничего не было, потому что серебро в дни Соломона не ценилось. На море у царя был флот из кораблей Тартесса, наравне с кораблями Хирама. Раз в три года корабли возвращались, привозя золото, серебро, слоновую кость, обезьян и павлинов.
Имя этой пещеры связано с Хосе Вьера Фуентесом, открывшим её в 1904 г. Как и дольмены Менга и Эль-Ромераль, этот дольмен также находится под искусственным холмом, в котором открывается вход подобно продолговатому входу в Сокровищницу Атрея, частично утративший свой первоначальный вид.
Коридор, немногим более 15 метров длиной и 2 м высотой, построен из больших вбитых в землю камней, так называемых ортостатов. Они тщательно обработаны и поддерживают другие, горизонтальные, блоки которые, наоборот, не были обработаны с такой же тщательностью.
Налицо использование металлических инструментов при такой тяжелой задаче, как вход в погребальную камеру, пробитый в большой каменной плите. Также как и при подгонке четырех больших каменных блоков, которые образуют эту прямоугольную камеру.
“Говорят, что в Иберии, когда пастухи поджигают сельву и накаляют землю дровами, ясно видно, как течет серебро из почвы; а немного спустя, когда случились землетрясения и раскололись те места, собралось большое количество серебра”
В период раннего и среднего палеолита на Иберийском полуострове появился человек – неандерталец, к ископаемым останкам которого следует добавить более поздние останки кроманьонского человека.
В период позднего палеолита в Кантабрийском районе увеличились разработки месторождений, что придавало особое значение жизни в пещерах.
За этими людьми – охотниками, следовали земледельцы, которые в течение неолита оставили следы своего присутствия в левантийской, восточной, и атлантической зонах, с тех пор ускорялось наложение таких культур как Альмерийская, расширение которой совпало с распространением мегалитической архитектуры.
Немного спустя была открыта медная металлургия и появилась Культура колоколовидных кубков, тем самым начался век металлов, в котором можно усмотреть образование шести больших археологических культур.
С прибытием финикийцев на полуостров и основанием Кадиса начинается так называемая протоистория – этап, усиленный колонизацией карфагенянами и совпадающий с расцветом и упадком Тартесса.
Во время правления мифического короля Тартесса Аргантонио шла торговля с греками. Прибывшие на полуостров в середине седьмого века до н.э. финикийцы основали многочисленные колонии в Леванте, дав название «Иберия» всему полуострову.
Это название охватывало разнородную группу народов различной культуры, одни из них – индоевропейского происхождения и другие неопределенного происхождения, которых мы знаем под общим названием кельтов и иберов.
Значительная часть полуострова была завоевана карфагенянами после того как Гамилька́р Барка, взяв Кадис, превратил полуостров в арену Второй Пунической войны против римлян. Последние, со своей стороны, высадились в Ампуриас, начав завоевание той Иберии, которая вошла в мировую историю под новым именем – Римская Испания.
Пробуждение человечества сопровождалось изготовлением простых каменных инструментов, тщательно обработанных, форма которых развивалась в соответствии с из функцией и становилась более удобной для руки.
Это был переход от палеолита в неолит, от кочевого охотника до оседлого человека, который жил за счет сельского хозяйства и из больших каменных блоков создавал зачаточную архитектуру, но уже содержавшую в себе элемент созидания.
Позади остались темные годы в пещерах, настенная живопись в которых показывает нам уникальную способность доисторического человека воспроизводить животных, на которых он охотился во враждебном ему климате и среди тогдашней фауны.
Фигура человека изображена в самых древних из известных нам скульптур, где плодородие и материнство воплотились в женские образы.
Затем в эпоху неолита общий вид материальной культуры обогатился красивыми керамическими предметами, вплоть до наступления века металлов, когда медь, бронза и железо выдвинули на первый план металлургию, позволившую в этот заключительный период доисторического развития создавать превосходные изделия ювелирного искусства.
Самый древний образец испанского искусства мы можем найти в наскальной живописи, которую человек палеолита оставил в пещерах и скалистых пристанищах между 27-10 тысячи лет до н.э. Это выразительное образное искусство на уровне высокого реализма дало начало схематическому искусству в регионе Испанского Леванта, которое имело место уже в период неолита, между шестым и пятым тысячелетием до нашей эры.
Потом наступил так называемый медно-каменный век, халколит, когда стала появляться первая мегалитическая архитектура, хронология которой переносит нас в третье тысячелетие, и это относится к самому позднему периоду бронзового века, примерно около тысячи лет до н.э.
Колонизация финикийцами принесла, начиная с восьмого века, влияния восточного искусства, и два века спустя, в период железного века, начался период иберийской скульптуры, которая соединяет искусство полуострова с римским.
Природа подсказала некую идею об архитектуре человеку, предоставив ему свои пещеры, скалистые убежища и стратегические акрополи – холмы с крупными и обрывистыми склонами города, чтобы защититься от погоды, животных и от других человеческих существ.
Идея закрытых пространств послужила толчком для зачатков архитектуры на основе больших каменных блоков, отсюда и название мегалитической архитектуры. Размещенные в определенном порядке, они демонстрируют крепкую устойчивость здания и большие конструктивные усилия, поставленные на службу религиозным чувствам погребального характера.
Позднее эти бесформенные каменные глыбы стали обтесывать, используя элементарный набор инструментов и пространство, комбинируя комнаты, коридоры, притолоки, своды и перевязки каменной кладки.
Идея создания закрытых пространств положила начало примитивной архитектуре на основе больших каменных блоков, от которых и приходит название мегалитической архитектуры. Размещенные в точном порядке, они демонстрируют твердую устойчивость здания и значительные конструктивные усилия, служившие для религиозного чувства погребального характера.
Эти бесформенные камни обрабатывали простейшими инструментами по своему усмотрению, показывая власть над материей и над пространством, составляя камеры, коридоры, притолоки и своды.
За общим названием мегалитической архитектуры кроется значительное разнообразие культовых сооружений, от менгиров и кромлехов до самых сложных дольменов и коридорных гробниц.
Они расположены по всему Иберийскому полуострову, но не надо забывать об исключительном ансамбле мегалитической архитектуры на Балеарских островах, где имеются собственные сооружения.
На Балеарских островах они сохранились как значимые остатки мегалитической культуры, тесно связанные с аналогичными следами на Средиземноморье. Здесь выделяются наветы, такие как Дельс-Тудонс на Менорке, этот вид сооружений неизвестен на полуострове. Их характерная форма корпуса перевернутого корабля, тщательное внутреннее обустройство в погребальной камере указывают на конечный период мегалитической архитектуры.
Кроме талайотов, или сторожевых башен, очень своеобразны так называемые таулы, сложные конструкции с центральной опорой, наподобие стола (на каталанском «таула»), окруженные по периметру перегородками.
Происхождение городов на Иберийском полуострове берет свое начало в укрепленных городищах бронзового века, защищенных неровными стенами, защищавшими жилища и стада скота, такие как раскопанные городища в Лас-Коготас и Чамартин-де-ла-Сьерра в провинции А́вила.
Также имелись такие скальные поселения, как, например, Монтехо-де-Тьермес в Сории, где город был высечен в скале, представляя собой комплекс такой же примитивный, как и впечатляющий, отражающий его последовательное заселение ареваками, кельтиберами и римлянами.
Так же, как перешли в римскую эпоху местные города, такие как Асайла и Каласейте в провинции Теруэль, длинные улицы которых проложили себе дорогу среди жилищ прямоугольной разметки, сильно отличающейся от тех округлых городищ на северо-западе полуострова.
Мегалитическое архитектуре характерно использования больших камней. Отсюда его название – «мега» большой и «литос» камень. Но это не исключает использование мелких деталей из плитнякового камня. Обычно не использовался никакой строительный раствор, чтобы закреплять между собой, составляя детали сухим способом. С использованием целых камней создавались большие перемычки окон и дверей, в то время как с помощью белого камня создавали фальшивые сводчатые подвалы. Ничто не известно о способах обработки, транспортировки и установки тех огромных камней, вес которых в некоторых случаях достигал нескольких тонн.
От первых доисторических петроглифов наскальной живописи, несущих в себе столько магии и столько символизма, до монументальной скульптуры кельтиберских быков-верракос расположился целый мир ритуальных скульптур, которые населяют доримскую Испанию.
Внушительные экземпляры из мрамора и алебастра, такие как большие Кадисские саркофаги, поверхности которых богато украшены мягким известняком, благородной и тщательной отделки, изделия из бронзы и терракоты, маленькие идолы и приношения по обету.
С помощью этих материалов скульптура обозначила выразительный духовный мир коренных народов. Тех, что населяли Иберийский полуостров, воспетый Авиеном и описанный Эстрагоном.
Полуостров изначально осваивал официальный и художественный мир других культур бассейна Средиземного моря. Их произведения в копиях и ограниченных повторениях пришли с колонизаторскими народами, приносившими с собой искусство Египта и Греции, также как искусство финикийцев и карфагенян. Однако это завершилось появлением нового духа творчества, который в иберийской и пунической скульптуре достиг своего наивысшего выражения.
Иберийская скульптура развилась между 6-м веком до н. э и прибытием римлян на полуострове. Произведения, обнаруженные в Леванте и на юге, поражают своей выразительностью, суровостью и величием.
Достаточно увидеть львицу из Баэны с её свирепой пастью квадратной формы или Химеру (Бичу) из Баласоте, которая своим выражением лица смягчает вид грозного стража-животного. Тем не менее самые выдающиеся скульптуры эпохи – это дамы холодной и отдаленной красоты, что соответствует их погребальному назначению, функции, которая так должна была соответствовать шедевру этого цикла – даме из Эльче. Эта жемчужина скульптуры древности поражает спокойной красотой почти живого тонкого лица.
С седьмого века до н. э в центрах пунической колонизации из терракоты создавались предметы домашнего обихода небольшого размера, с преобладанием ориентализирующего, иначе протокоринфского стиля, дороманской скульптуры. Среди них выделяются изображения богини Танит с острова Ибисы. Божество, связываемое с плодородием земли, легко узнаваемое благодаря своим ожерельям с амулетами в форме факела. Также египетская богиня Исида предстает в многочисленных материнских изображениях, оспаривая у Танит власть над плодородием.
Начиная с 5-го века до н. э эллинское влияние дает почувствовать себя в работах самого высокого художественного уровня, таких как голова Танит, что хранится в музее Ибисы.
Легкость мастерства в обработке иберийцами материала, из которого созданы многие из этих скульптур, объясняется свойствами известняка, его добывали влажным, а высохнув, он делался твердым, ему придавали форму, виртуозно и тонко ваяли детали, поверхности которых тщательно штукатурили и красили.
Живопись – самое раннее художественное проявление человека эпохи палеолита, и она появляется 13 тысяч лет тому назад. Иберийский полуостров исключительно богат этими первыми художественными свидетельствами, подлинным достоянием человечества, они находятся в многочисленных пещерах и естественных укрытиях, где на стенах и потолках были обнаружены нарисованные животные и странные знаки, такие как точки, контуры рук и другие трудноопределимые символы.
Все это свидетельствует о магических верованиях первобытного человека, который использовал свою веру, чтобы обеспечить хорошую охоту. По этой причине человеческая фигура в неолите появляется поздно, когда организация племени гарантирует выживание, и программировали охоту и собирательство как повседневную деятельность.
Наскальную живопись стали изучать в прошлом, 20-м, веке. Испания обладает великолепными образцами, принадлежащими всем периодам, определенным французским исследователем Андре Леруа-Гураном, от наиболее архаичных изображений крупных животных с укороченными конечностями до самых поздних, примечательных схематическими линиями. Альтамира и сейчас остается сокровищницей собраний первобытного искусства.
Марселино Санс де Саутуола открыл Альтамиру в 1875 году и на её потолках нашел свыше 150 изображений животных. Самое эффектное этой единственной пещеры – это так называемый Многоцветный зал, «Поликромос», открытый Саутуолой в 1879 году, он демонстрирует наивысшее совершенство и самый высокий технический уровень из известных до того времени. В ней фигуры расположены и окрашены с учетом скальных выпуклостей.
На левантийском берегу и в естественных стоянках первобытного человека, в которые проникал свет, существует многочисленная живопись с очень оспариваемой технологией. Традиционно её относят к эпохе неолита и разделяется на несколько периодов. Натуралистическое изображение животных в статике, со стилизованными человеческими фигурами. Динамическая фаза с группами фигур в движении. И схематическая живопись фигур, изолированных без динамизма.
Горная порода пещер, в зависимости от степени её распада на составные части или кристаллизации, была более или менее податливой для орудий доисторического человека, и он её отделывал по своим возможностям. Он использовал два цвета: черный, получаемый в одних случаях из древесного угля и в других – из оксида марганца; второй цвет – охра, получая из оксида железа гамму широкого спектра, от красного до желтого. Цвета разделяли по оттенкам и хранили в плоском сосуде, где перемешивали с жиром из костного мозга, нанося затем на стены пещеры. Липкие пигменты обеспечили возможность того, чтобы эта живопись дошла до нас, и этому способствовал процесс кальцификации.
Первобытный человек научился изготавливать полезный инструменты, такие как каменные топоры, ножи и скребки, инструменты, чтобы молоть зерно или сосуды для хранения. Также идолы и жезлы власти, отделанные тонким украшением, что соответствовало верованиям и силе магии.
В век металлов совершенствовались мечи, кинжалы, наконечники стрел и другие орудия войны. Но керамика и ювелирное дело – искусства, которые лучше всего отражают эстетические устремления этой эпохи, впечатляющие образцы которой демонстрируют, кроме того, взаимопроникновение культур различных первобытных народов, как это видно на примере традиции (или культуре) колоколовидных кубков или с техниками ювелирного дела общими у всех народов Средиземноморья.
Народы полуострова скоро узнали силу огня для преобразования материи и изготавливали керамику и ювелирные изделия, предметы этого искусства в нашей почве позволяют нам отслеживать культуры, которые достигли высокого уровня как Эль-Аргарская археологическая культура, археологические культуры Лас-Коготас, Лос-Милья́рес и прежде всего замечательные мастерские тартессийцев.
Первые образцы испанской керамики – это предметы тисненой керамики. Вслед за этим общим названием во втором тысячелетии до н. э. последовала керамика культуры колоколовидных кубков, распространившейся по всей Европе и оставившей на полуострове бесподобные образцы. Позднее иберийская керамика создала свои образцы, украшенные геометрическим орнаментом и фигурами животных. Сосуды красились в одних случаях в черный цвет и в других – в красный. Эта типология родилась в Леванте (средиземноморской зоне) и на юге страны и распространилась на внутренние территории, где декоративность переросла в изображение человеческих фигур.
Самые древние сокровища ювелирного искусства, найденные в Испании, датируются концом второго тысячелетия до н. э. Это были внешние символы власти и их наличие доказывает, что это было общество с четко установленной иерархией. На найденных на полуострове украшениях хорошо видны влияние традиции кельтского ювелирного искусства и свойственные народам средиземноморья изящность и причудливость.
Так, клад из Вильены с некоторыми прибрежными образцами северо-востока полуострова, где обручи-торки (торквесы) – являлись этнической эмблемой кельтского бойца и были центрально-европейского происхождения. В то время как в других случаях, как со многими предметами из знаменитых кладов из Карамболо и из Алиседы, работа в технике филиграни выдает их средиземноморское происхождении.
Самая интересная техника эпохи неолита – кардиальная керамика, Название происходит от обычая отпечатывать на керамике раковины моллюска сердцевидки, Cardium edulis. Вместо отпечатков раковиной моллюска, которые украшают изделия культуры колоколовидных кубков, орнамент создавали надрезами, наполняя рисунки белой массой перед тем, как поместить в печь, чтобы придать вид линиям. Иберийская керамика повлекла за собой техническую революцию, добавив гончарный круг, что дало бóльшую чистоту поверхностям, и стало возможным наносить украшения на ровные и не пористые стенки.
Оценили 0 человек
0 кармы