Памяти Ларисы Шепитько посвящается
В СССР было снято много фильмов о Великой Отечественной войне. Но все они - фальшь, за исключением одного: "Восхождение" режиссера Ларисы Шепитько. Это глубоко психологичный фильм о природе человеческого духа, о невероятно трудных душевных переживаниях человека, поставленного перед выбором между жизнью и небытием и о том, как человек приходит к своему выбору.
Лариса Шепитько снимала фильм о героях и предателях. Но, как это бывает с гениальными художниками, ее творение неожиданно приобрело второй, прямо противоположный замыслу автора, истинный смысл. Она сняла одновременно фильм - реальность и фильм - утопию. Это невероятно, но гению, видимо, это по плечу! Ни сама Лариса, ни чиновники, выпускавшие фильм на большой экран, ни миллионы зрителей в СССР не поняли, что "Восхождение" - это фильм не о войне, а о вечном выборе, стоящем перед человеком. О выборе между добром и злом, между честью и бесчестьем, между жизнью и смертью.
С ошеломляющей реалистичностью показывая нам поведение советских людей, попавших в экстремальную ситуацию во время войны, Лариса, совершенно того не желая и не ожидая, с такой же ошеломляющей убедительностью доказала, что самопожертвование ради блага остальных - это осознанный выбор единиц. Среднестатистический человек, которому есть ради чего и ради кого жить, НИКОГДА добровольно от жизни не откажется, даже если цена ей - предательство! Осознанный выбор между жизнью и смертью находится за пределами психических возможностей подавляющего большинства людей . Этот защитный барьер поставлен Творцом в человеческом сознании надежно и дает сбой в виде героев, возможно, в одном случае на миллион.
Зима, которую Лариса безошибочно выбрала в качестве фона, невероятно усиливает драматизм происходящих в фильме событий и показывает, что люди в зимнем лесу не в состоянии не только воевать, но даже просто выжить. По сути, "Восхождение" - это христианская Голгофа в советской безбожной интерпретации. В Сотникове, великолепно сыгранном Борисом Плотниковым, стопроцентно угадывается Христос, а в Рыбаке, не менее талантливо изображенном Владимиром Гостюхиным - неспособный сравняться силой духа со Спасителем и отрекшийся от него Павел.
Рыбак - не предатель. И не трус. Он просто человек, на долю которого выпало испытание, преодоление которого находится за пределами его человеческих возможностей. А вставший перед ним выбор между жизнью и смертью - за гранью его понимания: конечно ЖИЗНЬ! Только ЖИЗНЬ!
Всем, кто считает себя русским человеком, советую помотреть этот потрясающий фильм. Он ставит перед нами философские вопросы, которыми люди должны задаваться всю свою жизнь. И поднимает нашу нравственную планку на высоту, достойную человека. И дает понять, что тот из нас, кто способен пожертвовать собой ради ближнего своего, становится рядом с Творцом!
Оценили 11 человек
11 кармы