Русский стиль художницы Елизаветы Бем «Доброму делу и Бог в помощь»

278 4975

Русский стиль художницы Елизаветы Бем


    24 февраля 2020г. исполняется 177 лет со дня рождения первой женщине в России, которая стала профессионально заниматься искусством.

Сама Лиза в молодости была необычайной красавицей, и открытки ее походили на иллюстрации какой-то безупречной идиллии, полной неги и романтики жизни. Русские барышни в кокошниках у окон, прелестные детишки за книгами, сцены крестьянского быта - будто окошко в сказку. Это - русский мир Елизаветы Бем.

Елизавета Индигир родилась в Санкт-Петербурге в старинной дворянской семье, детство провела в родовом имении в селе Щипцы Пошехонского уезда Ярославской губернии.

Предки её были выходцами из Золотой орды, чья фамилия Индигир во времена Ивана III русифицировалась. Грамотой, дарованной роду Иваном III , фамилия была изменена на Эндауровы. Дед, Николай Иванович Эндоуров, поручик, был женат на Любови Васильевне, рожденной Межаковой, вологодской помещице. Отец Елизаветы - Меркурии Николаевич родился в Вологде, учился в школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, в 1833-1840 служил в Лейб-гвардии московском полку, с 1840 по 1850 год служил в Петербурге в Комиссариатском департаменте Военного министерства.

На лето семья, все шестеро детей, обычно выезжала в родовое поместье Братково под Вологду. Деревня Щипцово существует по сей день. Усадьба располагалась на берегах чистой, вьющейся средь полей и перелесков, речки Тулши. Барский дом стоял на высоком левом берегу. Здесь, в сельской тиши девочка Лиза с увлечением рисовала, ведь вокруг было столько красивого и необычного, что само «просилось» на бумагу.

«Любовь к рисованию у меня была с самых малых лет, — вспоминала впоследствии Елизавета, — иначе себя не помню, как рисующей на всех кусочках бумаги, которые попадались мне в руки. В письмах к своим подругам петербургским я постоянно вкладывала свои рисуночки куколок и животных. И вот это-то и обратило внимание людей несколько понимающих, что мне следовало серьёзно заняться рисованием».

Родители Лизы не стали препятствовать её желанию учиться в Рисовальной школе Общества поощрения художников, в которую девочка поступила, когда ей было 14 лет.

Лиза Бём во время обучения в рисовальной школе стала известна как прекрасная девушка в костюме Дианы на костюмированном балу в Академии художеств. В Петербурге ее еще долго ассоциировали с образом Прекрасной Дианы. Этот образ в 1862 году запечатлел на память современникам и потомкам в акварельном портрете А.Шарлемань.

К обучению искусству в школе относились серьезно, здесь преподавали лучшие педагоги-живописцы того времени, руку ей ставил сам Крамской.

 «Я начала посещать школу Общества поощрения художеств, находившуюся тогда на Васильевском острове, в здании Биржи. Лучшими, счастливыми годами были те, что я занималась в школе. Приватных занятий я не имела, так что затраты на мое художественное образование были самые ничтожные. Руководителями нашими в школе были такие мастера, как Крамской, Чистяков, Бейдеман, Примацци (по акварели)», - писала Е.М. Бём.

С художником Иваном Крамским Елизавета Меркурьевна поддерживала дружеские отношения и после окончания рисовальной школы, считая его своим «наилюбимейшим руководителем». «Самые отрадные воспоминания останутся у меня навсегда о Крамском и глубокая благодарность за ту пользу, которую он мне принес. Если я хоть малость понимаю в рисунке, то обязана этим исключительно Крамскому». В 1864 году, закончив обучение, она возвращается в родительское имение, где увлекается рисованием с натуры животных.

Елизавета училась старательно, став прекрасной рисовальщицей, предпочитавшей работать карандашом и акварелью. В 1864 году она с медалью окончила школу и буквально окунулась в творчество.

Спустя три года Лизочка Эндаурова выходит замуж за Людвига Францевича Бема. 

Он был очень привлекателен своей неординарностью, музыкант-скрипач, который потом занимался преподавательской деятельностью в петербургской консерватории. В их доме всегда звучала музыка. Брак, в который вступила Бем Елизавета, был счастливым. Она родила четверо детей. 

Семья жила на Васильевском острове, впоследствии, когда дети выросли и стали жить отдельно, то все равно по поводу и без него вся семья вместе с внуками-гимназистами собиралась в приветливом гостеприимном доме бабушки Елизаветы. И вновь сказочно звучала скрипка Страдивари, которая некогда принадлежала Бетховену, и на которой теперь играл Людвиг Францевич.

Пришел и успех в искусстве, её работы стали с завидным постоянством получать призы и награды на различных выставках.

Елизавета Бем не писала большие картины, но её рисунки пользовались неизменной популярностью.

А с середины семидесятых годов стала работать и в технике литографируемого силуэта.

В России интерес к вырезному силуэту из чёрной или тонированной бумаги возник во второй половине XVIII века, когда при дворе Екатерины II работало несколько иностранных рисовальщиков-силуэтистов.

Литография развивалась очень быстро, в этой технике пробовали свои силы практически все корифеи отечественной живописи - В.Верещагин, И.Шишкин, В.Суриков, В.Серов, А.Венецианов, В.Боровиковский, О.Кипренский и многие другие.

Первым силуэтом Бём был случайно нарисованный на обороте программки портрет Антона Рубинштейна на концерте в Дворянском Собрании «со всей фигурой и роялью - абсолютное совершенство, поразительное по выражению».

Сам Рубинштейн признался художнице, что это лучший из всех его портретов. А учитель Елизаветы Бём Иван Крамской позже написал: «И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей...» 

Силуэты

Современники считали, что «специальность, в которой Елизавета Бем не имеет соперников – «Силуэты, в которых прекрасный рисунок, ум и тонкая наблюдательность этой художницы выражаются удивительнейшим умением передавать правдивые, чисто русские типы детей разных сословий и составить из их черных фигурок сцены, полные жизни и грации».

Художница не стала вырезать силуэты ножницами, как это делали до неё, а рисовала их на камне (литографировала) и затем делала оттиски. Это позволяло добиваться удивительной выразительности, ведь можно было прорисовать мельчайшие детали — стебли травы, кружева на одежде, шерсть у животных или завитки волос на голове ребенка.

С 1875 года Елизавета Меркурьевна стала издавать альбомы силуэтов, пользовавшиеся большой популярностью.

Чаще всего она рисовала сценки с детьми, которые получались очень трогательными и удивительно живыми. Интересно, что маститые художники восприняли её работы с нескрываемым восторгом.

Elisabeth Bem silhouette

Моделей для своих силуэтов она находила в деревне, куда ездила ежегодно в летний период. Приятельница и первый биограф Е.Бем, Софья Лавреньтева рассказывала, что художница основательно готовилась к летним поездкам в свое родовое имение, закупая множество подарков для крестьянских детей. В деревне "барыня, одарив всех, принималась за срисовывание своих маленьких друзей, во всех видах и положениях, чего они не избегали, но охотно позировали...».  Дети очень любили Елизавету Меркурьевну, но не могли выговорить её имени и отчества, отчего называли её просто «Бёмихой»

Илья Репин дружил с Бём. Он как-то подарил художнице свою картину, написав на обороте: «Елизавете Меркурьевне Бём в знак моего глубочайшего почитания ее таланта. Ее «черненьких» я люблю больше многих-многих беленьких».

Известный критик Стасов, называя её «самой даровитой из художниц» и отмечая, что «Бем взяла на свою долю русский детский мир, а в её силуэтах выражается душа, чувство, мысли, характеры, капризы, причуды, грация, шалости, милые затеи».

Но главное, что мнение собратьев по искусству совпало с мнением зрителей. Всего Бём издала 14 альбомов, которые неоднократно переиздавались, в том числе и за границей, в Америке её книги силуэтов выдержали несколько изданий. 

Одной из лучших книг, оформленных художницей, справедливо считается «Народная сказка о репке», в которой каждый персонаж получает емкую графическую характеристику, действие развивается с кинематографической динамикой, ажурные силуэты цветов и трав подчеркивают весомость, монолитность фигур главных героев. В лучших своих работах Бем умела быть графиком наблюдательным, ироничным, точным в отборе деталей. Часто ее рисунки вели связный и увлекательный рассказ без помощи текста, в лаконичном силуэте угадывалось настроение и даже выражение лица героя. Целый ряд авторских иллюстративных циклов представляет несомненный интерес как попытки свести воедино повествовательное начало и декоративные принципы оформления книги.

Кстати, ей принадлежит авторство одного из первых российских комиксов. В 1880 году вышла её книга с непритязательным названием «Пирог», которую и раскупали, , как горячие пирожки. В ней были серия сюжетов, сценки, изображающие детей, решивших испечь пирог, а с ними деятельное участие принимают собака и кошка, путающиеся под ногами. Но им-то, в конце концов, и достается выроненный детьми кулинарный шедевр.


В 1896 году состоялся двадцатилетний юбилей творческой деятельности Елизаветы Меркурьевны. Вся творческая интеллигенция откликнулась на него. Поздравления пришли от Льва Толстого, И. Айвазовского, И. Репина, В. Стасова.

В Петербурге на ее юбилее поэт А.Н. Майков, с букетом в руках, страстно прочел:

"Ваш карандаш - моя обида, Зачем не мне он Богом дан?

Я не показываю вида, Но в сердце целый ураган!"

Издательство «Посредник» отправило проникновенную телеграмму: «Редакция «Посредника» в день вашего юбилея горячо благодарит вас за все, что вы сделали для народных изданий, и от всей души надеется, что вы еще долго послужите вашей прекрасной кистью этому делу для народа».

Автопортрет художницы в окружении детей  Альбом "Из деревенских воспоминаний"

В 1875 году она создаёт альбом открыток «Силуэты», а в 1877 году — альбом «Силуэты из жизни детей». Позднее был издан альбом — «Пирог», в 1882 году — «Из деревенских воспоминаний». Художница много сотрудничала с издательством «Посредник», куда пригласил её Лев Толстой, хорошо знакомый с её работами, а также с издателем И. Сытиным, который был частым заказчиком рисунков Елизаеты Бём. 

В начале 1890-х гг. работала над иллюстрациями к повести Николая Лескова «Оскорблённая Нетэта»

 В 1907 году два альбома открыток «Всего понемножку» и «Для милого дружка хоть серёжку из ушка» были изданы в Париже.


Особенно важной и желанной работой в жизни художницы стала «Азбука», состоящая из тридцати акварелей, иллюстриру­ющих русский алфавит.

Иллюстрации к Азбуке были настолько красочными, настолько красивыми, что стали одной из лучших работ этой замечательной русской художницы.

Выполненные в славянской манере, с учётом тысячелетних традиций, поверий, обычаев славянского народа, они приковывают к себе взгляд. На каждой странице шел занимательный текст, который сопровождался красочной иллюстрацией. Буквы были исполнены в стиле тех инициалов, которые делали узорной цветной вязью миниатюристы XIV – XVI веков.

Вот, например, буквица глаголь.

Она показывает маленького гусляра, который сидит в избе на скамеечке и приговаривает присказки.

 С любовью к маленькому ученику сделала рисунки Елизавета Бем. «Азбука» просто притягивает и не отпускает ни родителей, которые учат своего малыша, ни ребенка, который внимательно рассматривает каждую картинку, слушая, что читают ему родители. Эта «Азбука» переиздается в виде подарочных изданий и в XXI веке с тканевыми и кожаными обложками с бронзовыми застежками.

Естественно, что для детей, которые обучались по таким книгам, не было больше удовольствия, чем открыть учебник и увидеть красивейшие картины, которыми можно любоваться часами, разглядывать каждую деталь, каждый узор, каждый персонаж, и одновременно с этим постигать основы русского письма

"Азбуку ведати - глаголеть добро есть!" - гла­сил текст, открывающий издание. Художница создала 30 оригинальных композиций, со­четающих в себе древнюю буквицу, изоб­ражение и надписи, ее поясняющие, - все это соединено воедино и неразделимо. Каждая композиция ярко характеризует понятие «русский стиль».

«Азбука» была издана на «французской мелованной бумаге в роскошном коленкоровом переплёте с двумя металлическими под старое серебро застёжками и пряжками».

Добрым талантом, который нес свет и радость взрослым и детям, обладала Елизавета Меркурьевна Бем.

Круг её интересов был широк, она иллюстрировала народные сказки,

Русские потешки.  

Рассказы А. Чехова, Н. Некрасова, Н. Лескова.

Басни Крылова с её рисунками издаются уже больше ста лет.

Рисовала героев произведений Л. Толстого.

Семья Бемов была в дружеских и добрых отношениях со Львом Толстым. Есть легенда, что именно Елизавета Меркурьевна на стекольном заводе, где директором был ее брат, изготовила стеклянную плиту с надписью: «Вы разделили участь великих людей, идущих впереди своего века, глубокочтимый Лев Николаевич. И раньше их жгли на кострах, гноили в тюрьмах и ссылках». Сейчас эта плита хранится в музее в Ясной Поляне.

Агитационный листок 1910 год.Толстой о бедности.Рисунок Елизаветы Бем

Художница иллюстрировала альбом «Типы из записок охотника И.С. Тургенева»

Всем её композициям предшествовали многочисленные наброски и эскизы, выполненные с натуры.

Самую большую известность принесли Елизавете Бем открытки, которых она создала более трех сотен. Открытки Елизавeты Бём пользовались невероятной популярностью на рубeже XIX-XX вв. Их можно было увидеть в коллекциях императорской семьи, в Третьяковской галерее и в шкатулках городских барышень.

 Крупен жемчуг..

Тут следует напомнить, какое огромное значение вообще имели открытки в то время. Телефоны были редкостью и устанавливались преимущественно в больших городах, мобильную связь никто не мог вообразить даже в самых фантастических грезах, и людям приходилось писать письма, чтобы поддерживать отношения друг с другом. Конечно, эпистолярный жанр был популярен, тем более, что и почта работала прилично (не в пример нынешней). Однако для развернутого письма нужны были время, силы, душевный настрой... Сколько дружеских и любовных связей оборвалось из-за того, что письмо написать все некогда, некогда... А потом уже и незачем. Открытки произвели настоящую революцию в межчеловеческом общении - две-три фразы, этакая смс-ка столетней давности. 

А если открытка с симпатичным рисунком, значит, смс-ка со смайликом. И адресат уже знает, что где-то далеко его помнят и любят.

Самой ранней открыткой считается та самая «валентинка» 15 века, которая хранится в Британском музее Лондона. Ее авторство приписывают герцогу Орлеанскому.

А первое официальное упоминание о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда впервые было размещено сообщение о пересылаемых по почте поздравлениях на самые различные случаи в виде гравированных карточек. Автором изобретения считается гравёр Демезон.


С тех пор открытки распространились по миру и в каждой стране имеют свои особенности. Но всегда самыми дорогими открытками были карточки ручной работы, которые передавались не по почте, а из рук в руки.

В России первые открытки (открытые письма) были введены в обращение 1 января 1872 года, но тогда они были без рисунков. Далеко не сразу открытки было решено как-то украшать. В 1894 году было дозволено выпускать "бланки открытых писем частного изготовления", и частная инициатива забила ключом. 

Уже в 1895 году стали выходить целые серии богато иллюстрированных открыток. Вскоре пальма первенства в этом деле перешла к известной благотворительной организации - Комитету попечения о сестрах милосердия Русско-турецкой войны, более известному как Община Святой Евгении. 

Женский благотворительный комитет решил, что выпуск и продажа иллюстрированных открыток дадут необходимые средства для помощи бывшим медсестрам и санитаркам, помогавшим нашим войскам на Балканах (там женщины оставили и здоровье и силы, а кто-то после ранений получил инвалидность и нуждался в серьезной поддержке). В 1898 году Община Святой Евгении выпустила первые иллюстрированные открытки, а в 20 веке стала лидером в этом бизнесе. К тому же Община первой решила устраивать специализированные киоски по продаже открыток, что тоже сыграло немалую роль в распространении этой продукции.

Киоск по продаже открыток от Общества Святой Евгении, 1913 год

Среди них были и поздравительные к праздникам, и с изображениями национальных костюмов народов России, на темы русских пословиц, с поговорками, с загадками о временах года, да и просто с трогательными сценками из жизни детей. У Е.Бём прослеживается своя техника - она тонирует бумагу, делает неровные края, создавая имитацию пергамента.

 Москва замуж идёт!

Открытки к праздникам

Это особая линия в творчестве мастера. Открытые письма, которые рисовала Елизавета Бем, художница сумела сделать яркими и запоминающимися. Это были праздничные открытки, которые люди посылали на Рождество или Пасху.

Подписи к ним делала сама художница, проявляя большую изобретательность. Тексты включали в себя элементы пасхальных песнопений, а также цитаты из русских поэтов и любимые художницей пословицы и поговорки.

Весна идет полна чудес - Христос Воскрес!

Елизавета Бем первоначально сотрудничала с издательством открытых писем общины св. Евгении, позже – в Петербурге с фирмой Ришар и И.С. Лапиным в Париже. Открытые письма выходили большими тиражами по меркам того времени – по триста экземпляров. Казалось бы, что стоят очаровательные детишки и несут крашеные яйца и вербу. Но мальчуган и девчушка настолько милы, что этот неброский по колориту рисунок много говорит сердцу.

Открытки на каждый день

Они тоже нравились покупателям, потому что на них были изображены сценки из русской жизни, полные поэзии, задушевности и сердечности.

Одна из самых трогательных открыток Елизаветы Бём -


И главными героями ее открыток были деревенские дети, которых Елизавета Меркурьевна видела каждое лето, когда приезжала в имение под Ярославлем.

Тем, кто, например, поссорился, было предназначено открытое письмо, которое призывало не сердиться и не быть букой, а помириться.

 Здесь дети одеты в исторические костюмы, которые она собирала. У художницы была большая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства. Поэтому в недостоверности ее упрекнуть нельзя. 

Так мила открыточка с надписью «сердце ответа ждет». Эти открытки следовали традициям национальной культуры и включали фольклорные элементы.

Подписи к ним делала сама художница, проявляя большую изобретательность. Тексты включали в себя элементы пасхальных песнопений, а также цитаты из русских поэтов и любимые художницей пословицы и поговорки. Открытые письма выходили большими тиражами по меркам того времени – по триста экземпляров. Казалось бы, что стоят очаровательные детишки и несут крашеные яйца и вербу. Но мальчуган и девчушка настолько милы, что этот неброский по колориту рисунок много говорит сердцу.

Открытки от Елизаветы Бём имели колоссальный успех.

На международных выставках работы Елизаветы Бем неизменно получали медали и призы. Французское издательство предложило за огромные деньги Елизавете Меркурьевне заключить договор на эксклюзивное право печати ее работ. Это значило, что в таком случае художница не могла бы публиковаться в России, поэтому она отказалась.


Издаваемые многотысячными тиражами, открытки расходились по всей России. Их можно было увидеть и на стене в крестьянской избе, и в томике стихов под подушкой курсистки, и в изящном альбоме светской львицы. 

Даже такой «пустячок», как открытка, у русской талантливой художницы стал самобытным оригинальным произведением искусства, которое основано на правде.

Именно открытки в русском стиле принесли Елизавете Бём настоящую славу, и в России, и за рубежом.


Елизавета Меркурьевна Бём неоднократно участвовала в престижных российских и международных выставках в Париже, Берлине, Мюнхене, Милане, Чикаго и не оставалась без призов, включая золотые медали.

Любопытно, что призы ей доставались не только на художественных, но и на промышленных выставках, ведь она делала рисунки для изделий из хрусталя и стекла, расписывала фарфор. Наиболее популярной авторской работой Е. Бём, вошедшей в прейскурант Дятьковского завода и выпускавшейся в большом количестве, стал набор для вина, отмеченный народным юмором. Художница сознательно выбрала зеленый цвет стекла, форму штофа и технику эмалевой росписи, свойственные русскому стеклу ХVIII века.

Подписи были фирменным знаком творений Бём, будь то акварели или изделия из стекла. Художница использовала незатейливые коротенькие стихи, загадки, прибаутки, пословицы, разговаривая с народом на его языке. Так и в этом наборе игривое изображение пьющих и дерущихся чертей пояснено не менее «забористыми» надписями на тему потребления крепких напитков.

Здорово, стаканчики,

Каково поживали?

Меня поджидали.

Пей, пей - увидишь чертей!, - гласит надпись на одной из граней штофа.

И если чертики на первых стаканчиках призывают выпить «на здоровье», «на веселье», «на задор », то на следующих читаем: «чай, кофе не по нутру, была бы водка по утру», «где выпивал, там и ночевал», «на радости выпил, с горя - запил», «хошь - не хошь, а выпить надо!»

На Всемирной выставке в Париже в 1899 году Русский отдел   произвёл в Западной Европе фурор. В одном из помещений павильона кустарных изделий и рукоделий России было представлено декоративное стекло Е.М. Бём «в русском стиле». Солонка по эскизу художницы была преподнесена президенту Франции

В предисловии к каталогу Общины 1915 г. издатели с теплотой вспомнили об их «ближайшей сотруднице» Елизавете Бем. 

Акварели Елизаветы Бём неоднократно покупались П.М. Третьяковым, как и другими российскими коллекционерами живописи. Их приобретали для своих коллекций и члены царской семьи. 

Елизавета Бём — самобытная художница рубежа XIX-XX вв. Основу её творчества составляет детская тема. Жанровые детские сценки, ставшие сюжетами её акварелей, литографий, эскизов для росписи хрусталя и фарфора придавали её работам особое очарование, а рисовальщице принесли всемирную славу и заслуженные награды

В 1914 году художница тихо и незаметно ушла из жизни. Но память о талантливой художнице продолжает жить, интерес к её работам не угасает. За её открытками и альбомами охотятся коллекционеры. В интернете можно встретить лоты с аукционов, где работы Бем оцениваются очень высоко. Дореволюционные открытки Бём можно найти в антикварных магазинах, они стоят больших денег, а иногда можно купить раритетные в обычных магазинах, в торговых лавках при храмах, где их каждый раз продают к Рождеству или Пасхе.

В сувенирном отделе Русского музея увидела и привезла себе из Питера несколько чашечек с силуэтами Е.Бем.

В Инстаграме нашла разнообразные предложения для любителей творчества Е.Бем с аукционов и объявления о выставках её произведений: "Стекло в русском стиле с густой полихромной эмалевой росписью изготавливалось как на Императорском, так и на крупных частных заводах. Наиболее успешно это художественное направление развивалось в стекле Дятьковского Хрустального Завода благодаря творчеству художницы Елизаветы Бём, которая не только разрабатывала эскизы декора, но и сама занималась росписью стекла. В ассортименте завода распространяются изделия, окрашенные в зелёный цвет, напоминающие продукцию частных российских фабрик XVIII века. Росписи Е.М. Бём далеки от повторения эмалевого декора старинных штофов и кувшинов, но характер «народной» живописи – сочной, красочной, яркой, мастерски передаётся в украшении дятьковского стекла 1880–1900 годов. "

Наборы открыток одним лотом, старинные шкатулки, четыре настенные «Тарелки Частный фарфоровый завод братьев Корниловых», обложки и другие интересные предложения по рисункам Бем

Выставки её работ  периодически проводятся во многих городах России 

Она из крупнейших была в Москве. Летом в Орловском краеведческом музее проходила выставка «Волшебная кисть Елизаветы Бём» из частной коллекции В.Н. Кругова.

В рамках проведения Всероссийской акции «Ночь музеев» 18 мая 2019 года в Информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал» Тамбовского областного краеведческого музея была открыта выставка «Басни Крылова и силуэты Елизаветы Бём».

Выставки открыток в Подольске, в Ярославле, в Ливайдийком дворце.

Выставка ''Всего понемножку, или Загадки музейного бельэтажа''в Детском музее г.Северсталь 

Весной в Москве в музее «Кутузовская изба» открывается выставка «Ликуют ангелы с небес! Пасхальная открытка Е.М.Бём»

В 2007 году издана монография о жизни и творчестве художницы.

Созданная по мотивам произведений Е. Бем коллекция одежды «Вдоль по Питерской» недавно получила диплом выставки-ярмарки «Российский лен».

Всё это - Русский мир Елизаветы Бем.

В наши дни это имя известно не всем, а в конце 19 и начале 20 столетия художница пользовалась невероятной популярностью и поистине всенародной любовью. И это не случайно, народ чувствует истину. Человек нуждается в цели, которая не является внутренней для него самого, а является целью, выходящей за рамки его личной жизни и даже жизни его семьи, в какой-то общей цели и тогда его внутренняя, личная жизнь становится осмысленной.

Помимо работы над книгами, Елизавета Бем выступала и в периодической печати. Её силуэты регулярно воспроизводились в самых разных журналах и альманахах, таких как «Нива», «Новое время», «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация». Художница поддерживала идеи просвещение народа. Именно поэтому она оформляла и богатые издания, и грошовые книжки «Библиотеки свободного воспитания» И.И.Горбунова-Посадова.

«Установилось мнение, что с замужеством женщина всегда или большей частью кончает свои занятия искусством, — рассуждала Елизавета Меркурьевна, — всё равно, музыка это или живопись или что другое, не находя для этого достаточно времени. Вспоминаю при этом слова нашего великого писателя Л.Н.Толстого, который говорил, что у кого есть призвание действительное, то для этого найдётся время, как находишь его для того, чтобы пить и есть. И это совершенная истина; чувствую это по опыту».

Талант - это дар Божий, любовь к людям сквозит в каждом затейливом рисунке Елизаветы Бем, и её чудесные работы вносят в нашу жизнь доброту, которой сегодня нам так порой не хватает. Очаровательные детки в русских национальных костюмах, изображенные в различных бытовых сценах, мудрые и простые подписи автора вызывают чувство единства и сопереживания. Русский стиль, тепло человеческих отношений, душевность произведений замечательной художницы радуют душу.

Тысячи и тысячи ее открыток с милыми лицами маленьких персонажей продолжают свой путь по России. Неся добро и улыбку, они заглядывают в каждый дом, чтобы навсегда остаться в памяти русских сердец.

«Доброму делу и Бог в помощь!»

Материалы

Русские дети Елизаветы Бем  https://babiki.ru/blog/kulturn...  

Елизавета Меркурьевна Бем   https://366days.ru/article/193...

К творчеству Елизаветы Бем.  http://cultinfo.ru/news/2019/5...

Биография Елизаветы Бем.   https://snegir.org/post/pervay...

ЕЛИЗАВЕТА МЕРКУРЬЕВНА БЕМ https://www.liveinternet.ru/us... 

 «Детский мир Елизаветы Бем».  https://iv-obdu.ru/vystavki/vy...

Добрый талант https://ok.ru/group52946167333... 

Опубликовано https://www.stihi.ru/2020/02/23/7905

https://www.proza.ru/2020/02/2...

Иллюстрации

Удалому все нипочём! Смелы и города берем!

Страшен был враг, да милостив Бог. 1812 год

 Ни кого я не боюсь, но ни с кем не бранюсь

Белорусы Каковы уродились Таковы и есть!  

Малороссы. Туда, туда всем сердцем я стремлюся... 

Народы России. Крымские татары

Кавказ. Много дев у нас в горах

Великоруссы - хлебосолы.

"Ярославцы все красавцы. Русы кудри сто рублей, буйная голова тысячная, а всему молодцу цены нет" 

 Смех не грех! Веселись, пока весело! 


Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Россия против Запада: гонка на выживание

Я всегда говорил и буду говорить, что силовые методы во внутренней и внешней политике — последний довод. Не невозможный, не запрещённый, не аморальный, а именно последний.Моральные оцен...

Обсудить