Жанна Рождественская - незаслуженно забытая певица с уникальным голосом

82 8420
Поёт Жанна Рождественская. За роялем стоит Ольга Рождественская

Жанна Германовна Рождественская родилась в 1950 году в городе Ртищево, Саратовской области. С детства много занималась пением. Окончила местную музыкальную школу, где считалась лучшей ученицей. Потом уехала в Саратов, где в 1970 году окончила музыкальное училище по специальности теория музыки и композиции.

В 1969 году у Жанны от местного музыканта Сергея Акимова рождается дочь Ольга, которая впоследствии станет известной на всю страну исполнительницей детских песен.

С 1971 по 1973 год руководила ВИА «Поющие сердца» Саратовской филармонии, в котором была также солисткой, играла на электрооргане и фортепиано. Была приглашена режиссёром Львом Гореликом в руководимый им «Саратовский театр миниатюр» в эстрадный мюзикл «Не телефонный это разговор…».

Жанна Рождественская

Жанна Рождественская была от природы наделена уникальным голосом, имеющим четыре рабочих октавы. Она понимая, что надо совершенствоваться, берёт частные уроки пения у жены Льва Горелика, профессиональной певицы, выпускницы местной консерватории.

Работая у Л. Горелика, с музыкантами театра Жанна организовала фольклорный ансамбль «Саратовские гармошки», в составе которого в 1975 году стала дипломанткой 5-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Вскоре она получает приглашение работать в столице, и вместе с ансамблем переезжает в Москву, где работает сначала в «Союзгосцирке», благодаря чему получает московскую прописку. Затем она работает в «Московском мюзик-холле».

В 1976 году Жанна завоевала 1 премию на Международном конкурсе политической песни в Сочи «Красная гвоздика», исполнив арию Звезды из рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» Алексея Рыбникова, а в 1978 году участвует уже в записи оперы на пластинку, исполнив партии Звезды и Тересы.

Жанна Рождественская - "Ария Звезды". Рок-опера "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты"

Композитор: Алексей Рыбников, текст Павла Грушко Исполнение музыки: группа «Аракс». В ролях: Хоакин: Андрей Харитонов Тереса: Алёна Беляк

01. Жанна Рождественская - "Ария Звезды"

В 1979 году принимает участие в записи на пластинку другой знаменитой рок-оперы Алексея Рыбникова — «Юнона и Авось». При этом гениально исполненная ария Пресвятой Девы, в которой Жанна достигает верхнюю ми-бемоль третьей октавы, так и осталась непревзойденной и в последующих постановках использовалась именно эта фонограмма.

Жанна Рождественская – “Ария Пресвятой Девы”,

Рок-опера "Юнона и Авось". Ленком. Режиссёр Марк Захаров. 1983. Композитор Алексей Рыбников, поэт Андрей Вознесенский.

02. Жанна Рождественская – “Ария Пресвятой Девы”

С начала 1980-х работала в «Росконцерте». Четыре года подряд в 1980-83 Жанна входит в пятерку лучших певиц СССР хит-парада «Звуковая дорожка».

Жанна Рождественская была одной из самых талантливых и востребованных певиц советской эстрады в период 1977-1985 гг. Правда на большие правительственные концерты, «Огоньки», «Песню года» ее не допускали, определив Жанне амплуа закадровой и мюзикловой певицы, от чего ее популярность не страдала, но не было заслуженного внимания и умаления ее таланта со стороны прессы и телевидения. В начале 80-х Жанна Рождественская вместе с не менее талантливыми Татьяной Анциферовой, Ксенией Георгиади, Галиной Бесединой, Ларисой Кандаловой и др. певицами, попала под паровой каток именуемый Алла Пугачева.

Набирающая в эти годы вес Примадонна, словно кукушка выталкивала из гнезда, всех кто был талантливее ее и кто мог стать ей прямым конкурентом на пути к музыкальному эстрадному Олимпу. (В 90-е годы Пугачева также зрело разобралась с Ольгой Кормухиной, Ольгой Зарубиной и др.) Время худсоветов к этому периоду уже практически закончилось и все решали большие деньги, которые уже тогда при советской власти начинали крутиться в шоу-бизнесе. И конечно многое решали различные закулисные баталии. Появившийся новый "худсовет" во главе с генералом эстрады Раймондом Паулусом и Примадонной Пугачевой, фактически тогда монополизировал узкое горло эфира и навел свои порядки у эстрадной кормушки. В этой битве выживали только сильнейшие и самые упертые. Поэтому наряду с А. Пугачевой могли существовать более-менее независимо Л.Долина, С. Ротару, которые умели работать локтями в гнезде не хуже Аллы Борисовны. В результате в те годы не расскрылись в должной мере таланты Ирины Отиевой, Марины Капуры, да и Жанны Агузаровой. Последние две вынуждены были уехать жить за границу в 1992 году.

Интересно, что вместе с Жанной Рождественской с 1983 года стали сплавлять невероятно востребованную тогда ее дочь Ольгу. Ближе к 90-м годам, вместо популярного семейного дуэта: Оля и Жанна Рождественская мы вскоре получили новый семейный тандем - Пугачева - Орбакайте, и их околосемейный клан.

Жанна Рождественская была во время своей популярности самая невидимая певица. Голос ее знали все, а в лицо не знал никто. Певица была отрезана от эфира. Она сама вспоминала сколько раз её снимали на телевидении в компании других известных исполнителей, но на дороге к эфиру удаляли. За все годы чудом удалось снять один ролик по композиции Э. Артемьева «Кто я?», который мало кто запомнил тогда, потому что его всего только раз показали по ЦТ и один раз, она засветилась поющей вживую в кинофильме «Диалог». И это всё!

Жанна Рождественская – “Кто я”, Композитор Эдуард Артемьев

03. Жанна Рождественская – “Кто я”

Невидимость Жанны Рождественской постоянно давала повод путать ее голос с другими известными певицами. И поскольку диапозон её голоса был настолько широк, что она пела невероятно по-разному, то эта путаница только усугублялась.

Да, работа на Мосфильме, озвучка мультфильмов, многочисленные записи на ф-ме "Мелодия", в том числе и многочисленное начитывание сказок, хоть как-то сохранили нам лучший голос нашей эстрады того периода, но ведь могло все сложиться намного удачней для певицы, которую, не скрывая, многие композиторы и ценители музыки считали гениальной.

Стоит отметить, что Жанна Рождественская плотно работала со всеми самыми известными композиторами того времени: А. Рыбниковым, А. Зацепиным, М. Дунаевским, М. Минковым, Э. Артемьевым, А. Журбиным. Также исполняла песни на музыку А. Пахмутовой, Е. Крылатова, Н. Богословского, А. Мажукова, Б. Савельева и других. Еще с 70-х годов Жанна стала исполнять песни на свою музыку.

Жанна Рождественская и Татьяна Анциферова не выжили в этой борьбе за место под солнцем. Над ними словно висел злой рок. Анциферова перенесла операцию щитовидной железы и уже не могла петь как раньше, а Жанна Рождественская к началу 90-х годов тоже стала терять свой могучий и уникальный голос. Правда и та и другая продолжали кулуарно петь, но большей частью были вынуждены сосредоточиться на преподавании, чтобы не помереть с голоду. Да и наступившее время лисовских, ласковых маев, комбинаций не благоволило открытию и продвижению талантов. Рождественская и Анциферова, Отиева и Капуро, Кормухина и Зарубина и мн. др. были приговорены этим временем. Время искренности ушло безвозвратно. Жанну Рождественскую и Татьяну Анциферову любили и ценили за открытость и добрый характер, а то что Бог не дал им умения интриговать и быть акулами шоу-бизнеса, только сохранило в чистоте их души.

Девяностые годы были для Жанны сущим адом. Её забыли все, она сидела много лет без работы. На своей шкуре испытала голод и все невзгоды судьбы. Не лучшие времена наступили и для ее звездной дочери Ольги. Жанна вспоминала, как один известный, далеко небедствующий композитор, песни которого она прославила, отказался ей дать взаймы ничтожную сумму денег. Только в конце 90-х годов её крестный отец на пути к известности, Алексей Рыбников, помог ей устроиться работать преподавателем по вокалу в московский театр клоунады, где она трудится по сей день.

Из событий последнего десятилетия можно отметить участие в записи новой версии рок-оперы «Юнона и Авось» вместе с дочерью Ольгой. В конце 2008 года приняла участие в новой версии рок-оперы «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», где отвечала за постановку вокальных номеров. Премьера новой постановки рок-оперы «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» состоялась 27 ноября 2008 года в Москве, в концертном зале «Мир». Также было появление Жанны Рождественской на фестивале «Легенды Ретро FM», где она исполнила пару своих хитов «Позвони, мне позвони» и «Песню гадалки». И наконец в апреле 2011 года Жанне Рождественской присудили звание заслуженной артистки России.

Жанна Рождественская – “Позвони мне, позвони...”

Композитор Максим Дунаевский, поэт Роберт Рождественский. В кадре "поет" Ирина Муравьева. Из к/ф "Карнавал", реж. Т.Лиознова, к/ст им. Горького, 1981г.

04. Жанна Рождественская – “Позвони мне, позвони...”

Русская Эдит Пиаф – Жанна Рождественская, не реализовала свой огромный потенциал, но оставила яркий след на советской эстраде. Маленькая, щупленькая, неяркой внешности, она действительно была чем-то очень похожа на Эдит Пиаф. И также, как Пиаф, Жанна перевоплощалась из воробушка в сказочную Жар-птицу, когда начинала петь. Спасибо Вам, Жанна Германовна!

Жанна Рождественская – “Ни слова не скажу”

Автор музыки Жанна Рождественская, стихи Светланы Гершановой

05. Жанна Рождественская – “Ни слова не скажу”

Жанна Рождественская и Геннадий Трофимов - "Тереса и Хоакин" (Сцена на корабле)

Из к/ф "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". В кадре "поют" Алена Беляк и Андрей Харитонов

06. Жанна Рождественская и Геннадий Трофимов - "Тереса и Хоакин" (Сцена на корабле)

По материалам статьи

Подписывайтесь на новый журнал "Меломан"! Размещайте интересные музыкальные материалы, включая свои собственные. Вы отправляетесь в увлекательное путешествие в мир музыки. В добрый путь!


О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

"Все кончено": Вашингтон направил сигнал в Москву. Украины больше не будет

Решением выделить финансовую помощь Украине Вашингтон дал понять, что отношения с Москвой мертвы, заявил бывший советник Пентагона полковник Дуглас Макгрегор в интервью Youtube-каналу Judging Freedom....

Обсудить
  • Да... Пугачиха вытравила все живое на эстраде. Теперь сама как пугало токсичное
  • Большое, спасибо, Галина! Очень впечатлило и понравилось. Шикарнейший вокал!!! А все ее былые трудности возникли из-за того -- что жила и живет ЧЕСТНО!!! :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :thumbsup:
    • ilya
    • 15 октября 2018 г. 14:26
    Сильно сказано про паровой - точнее асфальтовый - каток. Жду (не дождусь :smile: ) метлы, которая выметет с эстрады всю эту "талантливую" семейку вместе с приближёнными. Галина, спасибо, что напомнили об уникальной певице и очень порядочном человеке! Да и остальные, упомянутые в статье, тоже заслуживают внимания.