Михаил Иванович Глинка (20 мая 1804 — 3 февраля 1857) — русский композитор. Сочинения Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов — А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и других. По выражению В. В. Стасова, «оба (Пушкин и Глинка) создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке».
Михаил Глинка родился 1 июня 1804 г. в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье помещика. В 1818 г. поступил в Благородный пансион при Петербургском педагогическом институте, который закончил в 1822 г. В пансионе Глинка начал сочинять музыку и стал популярен как автор замечательных романсов. Всего им написано 80 произведений для голоса и фортепиано, среди которых шедевры вокальной лирики: элегии «Не искушай», «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом» и другие.
После окончания пансиона Глинка поступил в Главное управление путей сообщения, но вскоре оставил службу, чтобы всецело посвятить себя музыке.
В 1830—1834 гг. он предпринял большое путешествие по Италии, Австрии и Германии, знакомясь с европейскими музыкальными традициями и совершенствуя своё композиторское мастерство. По возвращении приступил к осуществлению своей заветной мечты — написать русскую оперу. Сюжет был подсказан В. А. Жуковским — подвиг Ивана Сусанина. Уже в 1836 г. в Петербурге состоялась премьера оперы «Жизнь за царя». После успеха Глинка принялся за вторую оперу, на этот раз на пушкинский сюжет. Работа шла, правда с перерывами, около шести лет. В 1842 г. состоялась премьера «Руслана и Людмилы», ставшей первой сказочно-эпической оперой в истории русской музыки.
Творчество Глинки высоко ценилось музыкантами — его современниками. Так, Ф. Лист переложил для фортепиано «Марш Черномора» из «Руслана и Людмилы» и очень часто исполнял его в своих концертах.
В 1844—1847 гг. Глинка путешествовал по Франции и Испании. Образы Испании нашли своё отражение в увертюрах «Арагонская хота» (1845 г.) и «Ночь в Мадриде» (1851 г.). Не менее красочно воплотил композитор в симфонической музыке и образ родной страны. Находясь
в Варшаве, он написал оркестровую фантазию «Камаринская» (1848 г.) на тему двух русских народных песен. Об этом сочинении П. И. Чайковский сказал, что в нём, «как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая музыка».
В 1856 г. Михаил Иванович поехал в Берлин изучать полифонию старых мастеров, чтобы воскресить в своём творчестве древнерусские знаменные церковные напевы. Реализовать замысел не удалось: 15 февраля 1857 г. в Берлине Глинка скончался.
М.И. Глинка - "Вальс-фантазия"
Фантазия на музыку Глинки "Комаринская".
Исполняет Государственный симфонический оркестр Министерства кинематографии п/у В.Васильева
Дмитрий Хворостовский – “Я помню чудное мгновенье”
Композитор М.И. Глинка, стихи А.С. Пушкина
Олег Погудин - "Не искушай меня без нужды"
Композитор М.И. Глинка, стихи Евгения Баратынского
М.И. Глинка - "Венецианская ночь"
Исполняет Хор п/у К.Птицы
Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин». М.И. Глинка
Московский Государственный академический камерный Хор под управлением Народного артиста СССР В. Минина
Высказывания о музыке М.И.Глинки
~ «Оркестр должен придать музыкальной мысли определенное значение и колорит – одним словом, придать ей характер, жизнь».
~ «Музыка – душа моя».
~ «Создает музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем (перекладываем на музыку, украшаем)».
~ "Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой."
~ «Дело гармонии дорисовывать те черты, которых нет, и не может быть, в мелодии».
~ «Избегайте петь в обществе плохих дилетантов, так вас или избалуют излишней похвалой, что всегда вредно, или наделают замечаний, от которых вас будет коробить. В обществе же настоящих музыкантов пойте смело, потому что от них, кроме полезных наставлений, вы ничего другого не услышите».
~ «Можно соединить требования искусства с требованием века и, воспользовавшись усовершенствованием инструментов и исполнения, писать пьесы, равно докладные знатокам и простой публике».
Оценили 52 человека
111 кармы