Уникальные видеокадры участия натовского спецназа в СВО в телеграмм

Кого можно считать умным с христианской точки зрения? Мнения пастырей

121 7898

Философы древности считали умными тех, кто стремится к мудрости, отличая ее от многознания. В современном мире умным называют человека финансово успешного, такого, который может извлечь выгоду из любой ситуации. А кого следует считать умным с христианской точки зрения? Насколько тут важны культурные и научные знания, начитанность, богатая эрудиция?

«Библиотекарь». Художник: Джузеппе Арчимбольдо 

Умение различать добро от зла и есть самое главное знание в жизни

Священник Валерий Духанин:

– Еще со студенческих лет мне запомнилась мысль, высказанная античным философом Гераклитом: «Многознание уму не научает». Осведомленность, насыщенность различными знаниями хотя и, несомненно, нужна, но еще не делает человека умным. Кто-то может сыпать информацией из самых разных сфер, рассуждает о науке, политике, проблемах общества и т.д., но в собственной жизни поступает крайне неразумно.

Разве назовешь умным человека, который с легкостью разрушил свою семью? Ему не помогло его образование. Разумен ли тот, кто соглашается на сомнительную сделку, идет на компромисс с совестью, поступает подло в отношении других людей? Такое поведение – крайне неразумно, и подобного человека, даже если он эрудит, вряд ли назовешь умным.

Вот царь Соломон просил у Бога: Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы… различать, что добро и что зло (3 Цар. 3: 9). Это умение различать добро от зла и есть самое главное знание в жизни. Оно помогло бы избежать очень многих ошибок. Но такое умение не приходит само по себе, оно – Божий дар и подается лишь тем, кто терпеливо проходит путь духовной жизни, кто становится близок Богу.

Священник Валерий Духанин 

По мере очищения сердца проясняется взгляд на смысл происходящего

По мере очищения сердца проясняется взгляд на смысл происходящих в жизни событий. И вот объяснение, почему, например, к преподобному Паисию Святогорцу обращались за советом многие высокообразованные люди. Они были многоучеными, но не могли понять сути своих жизненных проблем, не знали, как их разрешить. Преподобный старец Паисий, хотя в свое время учился лишь в начальной школе, обладал самым главным знанием – духовной рассудительностью.

Умный человек – это не просто человек с развитым рассудком, не тот, кто сыплет информацией и всюду выскажет свое мнение, а человек с цельной душой. В такой душе неразрывны друг от друга знание, нравственные ценности, культура поведения и много еще чего. Но прежде всего, умный человек – это человек рассудительный, который мыслит трезво и здраво, на пользу душе и не в угоду страстям. Рассудительность не приходит сама по себе. Она – дар Божий. Поэтому быть человеком умным возможно лишь в общности с Тем, от Кого нам и дан ум, в Ком сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2: 3).

Надо сигналы отличать от шумов

Протоиерей Владимир Вигилянский:

– Я думаю, что это не надо противопоставлять. Есть такие святые люди, которым достаточно посмотреть в глаза, чтобы понять, что за ними истина и большое знание. Обычно таких людей называют старцами. И я их видел и встречал в своей жизни.

Есть притча о том, как встречались два великих подвижника. Они просто садились рядом друг с другом и молчали. Им даже не нужно было ничего обсуждать, достаточно просто было посидеть рядом.

А что касается наших знаний, то чем больше знаний человек может соотнести с евангельскими истинами, тем он более мудр. Иногда и посреди знающих людей очень нелегко найти такого человека. Люди могут быть хорошими историками, источниковедами, точно и много что-то цитировать, но если их знания нельзя соотнести с Евангелием, то они могут оказаться пустыми.

Протоиерей Владимир Вигилянский 

Чем больше знаний человек может соотнести с евангельскими истинами, тем он более мудр

Я когда-то прочитал поразившие меня слова Бориса Раушенбаха. Он сказал, что количество дураков среди академиков примерно такое же, что и среди дворников. Он имел в виду именно это: разум, или ум, есть понимание и трансляция Божественных истин. Если академик свои знания употребляет не для этого, то значит, что он неразумен, что ему свойственен недостаток ума. И тут дело не в знании и понимании богословия, а в жизни, которую следует соотносить с Евангелием.

Ведь мы это знаем по себе. Каждый из нас может сказать о себе, что он много знает, но очень часто это знание – лишнее. Как-то патриарх рассказал одну историю про себя, как его, еще молодого, учил один старый протоиерей, что надо шумы отличать от сигналов. Есть сигналы, и есть шумы. И если мы будем подпитываться шумами, то мы можем сказать, что мы очень знающие люди. Но если мы не можем отделять сигналы от шумов, то это значит, что у нас нет ума для этого отбора.

Важнейшие знания – это знания о том, как спастись

Священник Димитрий Шишкин:

Священник Димитрий Шишкин 

– Мы знаем множество святых простецов, порою вовсе неграмотных, но знаем и образованнейших людей своего времени, достигших святости.

Очевидно, что с христианской, православной точки зрения умным и знающим человеком мы можем назвать того, кто ясно осознаёт предназначение своей земной жизни и всеми силами старается это предназначение исполнить. А предназначение наше заключается в том, чтобы научиться жить по-Божески, то есть, употребляя свободную волю и прилагая усилия, строить свою внутреннюю и внешнюю жизнь по заповедям Божиим. Искать единства с Богом в Духе Святом. И в этом смысле важнейшие знания для человека – это знания о том, что нам делать, чтобы спастись, чтобы достичь Царствия Небесного. Об этом повествует Священное Писание, этому учит Церковь, это составляет главную ценность и опыт жизни всех святых.

Внешние же, академические знания, образованность и эрудиция – всё это хорошо и важно, но только в том случае, если помогает человеку в деле служения Богу и людям. В обратном случае мудрость человеческая превращается в безумие.

                                                                                      Подготовил Юрий Пущаев                                                                                                                        Источник -----------------------------------------------------------------------

ПРАВИЛА МОЕГО БЛОГА:

Не допускается брань, нецензурная брань, в том числе в завуалированной форме.

Не допускается хула и клевета на православную веру, на Бога и на святых, на Русскую православную церковь.


Стало хуже, чем в 90-е: После очередного провала Голиковой, не выдержал даже Путин. Ждем громкую отставку?
  • Beria
  • Вчера 11:17
  • В топе

О результатах трудовой деятельности Татьяны Голиковой сказано уже пересказано. Столько сколько «полезного» сделала она для нашей страны, не сделал пожалуй никто. Достаточно вспом...

Израиль сам не понял, как сильно он подставил Запад
  • pretty
  • Вчера 07:21
  • В топе

ПРОСТО  О  ГЛАВНОМЧем дальше, тем сильнее убеждаешься, что людей, способных мыслить стратегически, остается все меньше и меньше, и им на смену приходят те, кто не может ничего видеть дальше ...

Почему в США пользуются гвоздями, а не саморезами: что они знают, чего не знаем мы?
  • sam88
  • Вчера 06:17
  • В топе

Помните старый престарый анекдот:Муж бегает, носится по дому из угла в угол:- Да где же они?- Не пойму, куда они делись?Жена спрашивает:- Что ищешь?- Саморезы куда-то делись, найти не ...

Обсудить
  • :open_mouth: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: Ум, Разумность. и Знания - это разные вещи.
  • :thumbsup:
  • :thumbsup:
  • :sparkles: :sparkles: :sparkles: :sparkles: :thumbsup:
  • Здравствуйте, Галечка! Интересная статья, спасибо. И многое что в ней изложено я, если помните, писал Вам в личку. И могу добавить, что Ум -- это от лукавого, он лживо и капризно содержит в себе все познанные знания о Добре и Зле, постоянно делая выбор в сторону Зла. А вот Положительный Разум -- это от Бога. Он содержит в себе все познанные Божественные Истины и постоянно направляет человека на совершение хороших поступков и даже Подвигов через Совесть. Это и составляет двойственность любой личности, что вызывает постоянную БОРЬБУ Добра и Зла в Душе каждого человека за каждый поступок. Но без Знаний о Мире -- и Ум и Разум слепо-глухо-немЫ, ибо и Уму и Разуму нечем руководствоваться -- нечем логично мыслить. Думаю, что Знаний Евангелия тоже, я считаю, не достаточно, потому что если опираться только на него -- появится узость мышления только в одном направлении (как в русле реки) и появится ограниченность в совершении добрых поступков, потому что Мир гораздо сложнее, шире, выше и глубже, чем мы даже можем себе представить. И чем больше мы Его познаем, -- тем более обширнее наши познания о Добре и Зле. И тем выше уровень развития Системы Ценностей каждого человека -- ЧТО ХОРОШО, А ЧТО ПЛОХО, -- ЧТО МОЖНО, А ЧТО НЕЛЬЗЯ. И тем выше уровень внутренней и внешней КУЛЬТУРЫ человека и его ИНТЕЛЛЕКТА, думаю так.... :wave: :blush: :thumbsup: