Эдуард Савельевич Колмановский родился 9 января 1923 года в Могилеве.
В 1936-1941 гг. учился в музыкальной школе и музыкальном училище имени Гнесиных в Москве.
С 1941 по 1945 гг. обучение продолжилось в Московской консерватории по классу композиции В.Я.Шебалина.
С 1945 по 1955 гг. молодой композитор работал в музыкальной редакции Радиокомитета СССР, сочинял камерные и симфонические произведения, пьесы для эстрадного оркестра, романсы на стихи А.С.Пушкина.
Первый большой успех пришёл к Э.Колмановскому в 1955 г. благодаря музыке к спектаклю МХАТ «Двенадцатая ночь» по пьесе В.Шекспира. Жизнь песен на стихи П.Антокольского этой постановки вышла за пределы театра, особенно «Песня Шута», зазвучавшая на концертных площадках и в радиоэфире в исполнении В.Трошина, подарившая и ему широкое признание в качестве эстрадного певца.
Много и плодотворно Э.Колмановский работал для ведущих театров страны - МХАТа, им. Вахтангова, «Современника», Театра сатиры.
В 1961 г. была написана ещё одна из главных песен Колмановского «Хотят ли русские войны» на стихи Е.Евтушенко — песня-манифест, призыв к миру, но без ораторского пафоса. Искренность, проникновенность стихов подчеркивается строгой, приближенной к естественной речи мелодией, суровым ритмом. Вслед за первым исполнителем и автором идеи этой песни Марком Бернесом песню записали многие. Она зазвучала на английском, французском, немецком, испанском языках в исполнении солистов и хоров. В 1962 г. победитель Международного конкурса им. П.И.Чайковского Джон Огдон импровизацией на тему этой песни завершил свой сольный концерт.
В том же 1961 году родилась песня «В нашем городе дождь» (стихи Е.Евтушенко), ставшая одной из вершин советской песенной лирики. Как и «Тишина» эта песня подвергалась критике со стороны официальных структур, видимо, озабоченных тем, что столь высокое мастерство досталось вовсе не любимым властями произведениям гражданской тематики, но на любовь к песням Колмановского в народе эта критика влияния не имела.
И в дальнейшем песенном творчестве композитора присутствовала естественность выразительных средств, характерная для лучших народных мелодий, совершенствовавшихся веками. Традиции народной музыки органично дополнялись чертами камерно-романсового стиля, что позволяло создавать как бы простые и в тоже время неповторимые произведения. Важнейшим фактором всенародной любви к песням Колмановского было и то, что все они без исключения написаны на прекрасные стихи Е.Евтушенко, К.Ваншенкина, Л.Ошанина, В.Орлова, Л.Дербенева, М.Танича, И.Шаферана, И.Гофф, Р.Гамзатова, Н.Доризо, Е.Долматовского, Г.Поженяна, К.Кулиева и др.
Исполнение песен Колмановского стало честью для мастеров эстрады и вокала, именно с его произведениями связаны самые крупные удачи М.Бернеса, В.Трошина, К.Шульженко, Г.Отса, А.Эйзена, Г.Великановой, М.Кристалинской, И.Кобзона, Л.Зыкиной, Э.Хиля, М.Пахоменко, Л.Лещенко, В.Толкуновой, Л.Серебренникова и многих других.
1950-60-е годы жизни страны были наполнены песнями гражданского звучания и создавали их выдающиеся композиторы. Но именно Колмановский сумел придать таким песням очень личностные, человечные эмоциональные краски, что делало эти песни популярными не только в торжественной обстановке праздничных залов, но и в застольном исполнении простых людей. Такими стали «Я вернусь к тебе, Россия» (1963), «Мы вас подождем» (1963), «Алёша» (1966), «Всё ещё впереди» (1966) и другие.
Особая выразительность и чистота стиля присущи лирическим песням Колмановского: «Бирюсинка» (1963), «Вальс о вальсе» (1963), «Я работаю волшебником» (1964), «Журавлёнок» (1964), “Вас хочу будить утром”(1965),
«Я улыбаюсь тебе» (1965). Эта песня, как и многие другие, посвящалась прекраснейшему человеку и верному спутнику жизни композитора супруге Тамаре. В 1968 г. Эдуарда Савельевича постигла страшная трагедия – гибель Тамары в автомобильной аварии.
Последующее творчество композитора претерпело развитие в сторону философского осмысления жизни – «Наши мамы», «Моя тайна» и «Мужчины» (1973), «Поговорим с тобою, сын» (1974), «Лишь одна» (1975), «Ребят позабыть не могу» (1975),«Чета белеющих берез» и «Где ты раньше был?» (1976), «Картофельное поле» (1977), «Диалог у Новогодней ёлки» (1978), «Женщине, которую люблю» (1979), цикл песен на стихи П.-Ж. Беранже (1981), в которых можно найти выражение всех чувств и переживаний человека.
Трогательный и душевный текст песни «Где ты раньше был» получился у композитора Эдуарда Савельевича Колмановского из строк, написанных поэтом Евгением Ароновичем Долматовским.
Композиция родилась в 1976 году и с тех пор стала частой желанной «гостьей» на застольных мероприятиях и женских вечеринках.
Судьба, прошу, не пожалей добра,
Терпима будь, а значит, будь добра,
Храни ее, и под своей рукою
Дай счастье ей, а значит, дай покоя
Той женщине, которую люблю.
Помимо сочинения более чем 200 песен, Колмановский – автор инструментальных пьес, оркестровых произведений, музыкальных комедий, музыки к драматическим спектаклям, кинофильмам («Весна на Одере», «Вас вызывает «Таймыр», «По семейным обстоятельствам», «Три дня в Москве», «Большая перемена»), мультфильмам, радиопостановкам.
Заслуги Э.С. Колмановского отмечены званиями Заслуженный деятель искусств России (1974), Народный артист СССР (1991) и Государственной премией СССР (1984).
Скончался Эдуард Савельевич 27 июля 1994 года.
Эдуард Савельевич Колмановский - один из самых заметных и любимых композиторов нашей страны. Песни композитора необычайно популярны с момента их появления и в настоящее время, они звучат не только в России, но и во многих странах. Его "Я люблю тебя, жизнь" стала гимном гуманизма и выражением смысла жизни каждого из нас.
Песня «Я люблю тебя, жизнь» была написана для Марка Бернеса и оставалась в его репертуаре до самой его смерти. Также эту песню исполняли Георг Отс, Владимир Трошин, Иосиф Кобзон, Дмитрий Гнатюк, Артур Эйзен, Николай Кондратюк, Юрий Гуляев, Эдита Пьеха, Юрий Визбор, Боря Моисеев, Дмитрий Харатьян, Олег Погудин и многие другие.
В 1963 году в Москве проходил Всемирный конгресс женщин, к этому мероприятию были выпущены пластинки с записями песни на английском («I’m in Love With You, Life»), и французском («Oui, je t’aime, la vie») языках. Исполнил обе версии Иосиф Кобзон
Творческое наследие Колмановского навсегда останется в нашей культуре.
Критика на страницах «Правды» и «Советской культуры» была равнозначна пальбе из орудия большого калибра. Но композитор Эдуард Колмановский не стал каяться и перестраиваться, продолжал сочинять искренне и убеждённо. И его песни выжили. Их пели и по радио, и по телевидению, и в концертах, и на вечеринках, и даже Юрий Гагарин в космосе запел: «Я люблю тебя, жизнь!».
Оценили 42 человека
106 кармы