Размышляя над словами старшего сына

57 1311
Николай Лосев 1882 г. Блудный сын 

– Покаяние гносеологично.

Так четверть века назад сказал нам, слушателям нравственно богословия, отец Владислав Свешников. Мы привычно завздыхали и уставились на него взглядами, в которых отчетливо читалось: «Ну, ба-а-а-атюшка!..

Отец Владислав тоже вздохнул. В начале курса он не особенно задумывался, какие нервные реакции может вызвать у студентов его богатый понятийный аппарат. Поэтому спокойно выдавал фразы вроде: «Если блаженство есть переживание нравственного блага, а единственным источником нравственного блага является Бог, то и блаженство, будучи переживаемо субъективно, является субъективным переживанием объективных начал». Потом смотрел на нас добрыми глазами, явно не понимая, чем спровоцирован наш нервный смех.

Покаяние гносеологично: оно даёт знание об истинном положении дел

Эдвард Джон Пойнтер. Возвращение блудного сына 

Но те времена миновали... Теперь батюшка лишь вздохнул и покорно объяснил:

– Гносис, братья и сестры, – это знание. Покаяние гносеологично: оно даёт знание об истинном положении дел.

Мы благодарно закивали и бросились записывать...

***

Притча о блудном сыне – очень известная. И очень важная. Именно потому, что покаяние гносиологично. Притча взята основной темой для одной из недель, подготовительных к Великому посту; мысль её многажды повторена и развита в богослужении...

Тем более печально, что далеко не всем она понятна.

Ну, то есть во всём, что связано с младшим сыном, вопросов не возникает. Повёл он себя по отношению к отцу крайне эгоистично, попрал родительскую любовь, пустил по ветру родительские труды... Но, вытрезвленный скорбями и чужим равнодушием, опомнился, раскаялся и вернулся к отцу, совершенно не щадя своего самолюбия.

Хорошо! И – понятно...

Непонятно, как относиться к истории сына старшего.

Непонятно, как относиться к истории сына старшего

Г.И. Семирадский. Возвращение блудного сына 

Хотя притча и обращена к нам преимущественно через историю младшего сына, но всё же большинство людей не может не отметить глубоко в душе, что они не обходились настолько подло с родителями, не пускались в такой дурной кутёж и не прогуливали целое состояние... Слово Божие будит нашу совесть, мы признаём себя грешниками и сравниваем с блудным сыном. Но что-то подталкивает сравнить себя и со старшим сыном. Особенно после энного количества лет, прожитых относительно благочестиво.

И тут критическая мысль виновато вздрагивает, потому что, как ни крути, выходит, что со старшим сыном обошлись и правда несправедливо?

Бывают же у родителей любимчики? Их во всём оправдывают и балуют, потом, избалованных, вытаскивают из передряг, поддерживают материально, пока они кутят «на стороне далече», а стоит им вернуться домой и поплакать папе-маме в плечико – закалывают им тельца упитанного.

Другие дети всё это время стараются: учатся, трудятся, разделяют с родителями ответственность за дела семьи... при том, что вопрос, чтобы им веселиться на семейные средства, особо и не ставится.

И оказывается, что у них может накопиться обида. Вот старший сын её и высказал!

***

Помпео Батони. Возвращение блудного сына 

Да, высказал. Именно с его слов мы и знаем обо всех его обидах... И тут-то нам как раз и пригодился бы опыт стяжания покаянного духа. Того самого, который даёт знание об истинном положении дел и, соответственно, обличает пути самообмана.

Всё ведь просто – старший сын лгал. Совершенно искренне – да, но – лгал! Нет, он не растрачивал отцовского имущества, не пускался в загулы – это была правда... Но – не вся. Вся правда заключалась в том, что если бы он был таким любящим и почтительным сыном, каким презентовал себя сочувственным слушателям, то он никогда не устроил бы отцу такой отвратительной сцены!

Он не тяготился бы тем, что всегда был с отцом и трудился под его началом, он не мечтал бы уйти, наконец, от постылого отцовского надзора, чтобы развлечься с приятелями! И в отношении младшего брата он порадовался бы – хотя бы потому, что его возвращение утешило отца. Если бы старший сын любил отца!..

Притча говорит нам не об отношениях отцов и детей, в которых бывает всякое и допустимо всякое – сообразно степени совершенства самих отцов и дарований детей. Нет. притча говорит нам об отношениях людей с Богом – Отцом нашим Небесным.

Бог совершенен, свят, нелицеприятен. И Он – источник истинной радости. Упрекнуть Его так, как сделал старший сын, – значит сказать: мне тягостно с Тобой, Господи; почему Ты не даёшь мне от Тебя отдохнуть?

Но сказать так может лишь человек, который не любит Отца, а любит... грех. И именно это расположение духа обнаружил старший сын. Но и этого мало – как всякий нераскаянный грешник, он возложил вину за своё грехолюбие на другого, опорочил родительскую любовь, оболгал её в глазах посторонних...

Конечно, почти ни в ком нет такой сильной любви к Богу, чтобы всегда радоваться трудам благочестия и никогда не желать пустого отвлечения от них. Но тот, кому открывается путь покаяния, тяготится не Богом, а своим грехом.

Бартоломео Мурильо. Возвращение блудного сына 

Тот, кому открывается путь покаяния, тяготится не Богом, а своим грехом

Такого человека печалит, что он не горит к Богу любовью, что не стремится на богослужение, «как олень на источники воды» (ср. Пс. 41, 2), что вновь и вновь затягивается «на страну далече» – к беспутным дружкам и недобрым увлечениям.

И, вырываясь порою из греховного плена, он говорит в покаянных слезах: «Мне жаль, Господи, что я не люблю Тебя! Мне очень-очень жаль...». И то, что человек хотя бы не оправдывает себя перед Богом, означает, что он уже немного любит Его.

Покаяние гносеологично – оно ставит в нашем уме и сердце всё на свои места. А нераскаянность – такое ослепление, которое в первую очередь не сознаёт своей слепоты.

Старший сын был грехолюбив, но считал, что достоин лучшего! Младший сын тоже был грехолюбив, однако покаяние привело его к мысли, что он не достоин ничего... Притча не говорит нам, как он жил дальше и как справлялся со своим грехолюбием. Но она говорит, что покаяние отверзло ему двери Божественных щедрот. Покаяние научило его рассудить: «Я недостоин» – и тогда он получил дары Божии, которые по преимуществу – дарования свободы от власти греха...

И вот подходит пост, когда мы коленопреклоненно будем умолять и упрашивать – дай мне, Господи! дай мне увидеть мои неправды! Как о самой великой милости, будем просить, чтобы нам было дано покаяние...

                                                                           Инокиня Наталья (Каверзнева)

Протоиерей Андрей Ткачев. Притча о блудном сыне. Блуд как способ дойти до края  

Протоиерей Андрей Ткачев. Притча о блудном сыне. Блуд как способ дойти до края 


В ООН задан «еврейский вопрос»

Почему представитель Палестины заплакал во время заседания Совбеза ООН Постоянный наблюдатель Палестины при ООН Рияд Мансур со слезами на глазах зачитал послание врача из Сектора Газа, убитого ...

«Точно понимал, что не буду сдаваться»: RT поговорил с якутским военнослужащим, победившим бойца ВСУ в схватке на ножах

RT поговорил с бойцом 39-й отдельной мотострелковой бригады Андреем Григорьевым, который выжил в схватке на ножах с украинским военнослужащим. Видео боя распространилось ...

Обсудить
  • Боже, милостив буди нам, грешным!
  • Моя любимая притча. Всякий раз как дохожу до неё трясёт и комок в горле от стыда и боли. Господи Иисусе Христе сыне божий помилуй мя грешного, сына Твоего заблудшего.
    • kidgv
    • 14 февраля 2020 г. 20:18
    Ух, какая Молодец - инокиня Наталья (Каверзнева) :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • ++++++ :sparkles:
  • :raised_hand: :raised_hand: :raised_hand: :sparkles: