Леонид Кострица - золотой голос советской эстрады 50-х годов прошлого века

70 958

50-е годы 20 века в Советском Союзе невозможно представить без голоса Леонида Кострицы. Мир кино, театра, музыки того времени существует сейчас как бы отдельно от реальной жизни. И до сих пор является неким идеальным пространством, по которому невольно иногда возникает тоска и ностальгия. В песнях тех лет в исполнении Леонида Кострицы личное отношение к миру звучало сильнее, чем общественное, четко обозначенное и единое для всех. В его песнях звучит воля личности. И это ощущение необъятной свободы, практически невозможной в советской идеологии, он дарил своим слушателям.

Леонид Герасимович Кострица родился 3 февраля 1919 года в рабочей семье на окраине утопающего в садах Киева в простой украинской хате. «Я в детстве не помышлял быть артистом, певцом, - рассказывал в радиоинтервью Леонид Герасимович, - моя любовь к музыке, к песне, была для меня тем естественным, повседневным, что скрашивало быт в бедной семье. И не с этим я связывал свои надежды. Матери моей хотелось, что бы я стал паровозным машинистом и по окончании семилетки я поступил в фабрично-заводское училище. Из фабзавуча меня направили на учебу в рабфак. Мысль посвятить себя искусству пришла позднее.

Леонид Кострица - “Первое свидание”, композитор В.Левашов, стихи Н.Глейзаров

На пути к эстраде

Уже в первых выступлениях в рабочей самодеятельности Леонид Кострица обратил на себя внимание незаурядной артистичностью в исполнении песен. Товарищи посоветовали Леониду специально заняться своим музыкальным образованием. В середине тридцатых годов в Киеве на базе Киевского музыкального училища Российского музыкального общества формируется музыкальный отдел Киевского музыкально-драматического института. Узнав об открытии театральной школы по воспитанию артистов музыкально-драматических театров, Л. Кострица подал заявление о приеме.

Один из экзаменаторов предложил ему с выражением произнести фразу, «Мыкола, иды до хаты, маты кличе». «Неожиданно я заметил среди экзаменующих любимого мною артиста Гната Юру, - рассказывал Леонид Кострица. - Я так растерялся, что не мог произнести ни слова. А потом, преодолевая робость, так крикнул, что Гнат Петрович одобрительно сказал: «Ну, хлопчик, горло у тебя хорошее, быть тебе певцом». Так будущий артист был принят по конкурсу в Киевский музыкально-драматический техникум, как его тогда называли.

Эсфирь Пургалина, Леонид Кострица – “Под луной золотой”, музыка Исаак Дунаевский, стихи Сергей Алымов. Ансамбль п/у М.Ветрова. Запись 1948 года. Песня из к/ф "Новый дом" (1947). 

В двадцатилетнем возрасте, в 1939 году Леонид Кострица закончил Киевский техникум и по распределению был принят актером в Витебский музыкально-драматический театр. Его называли тогда БГТ-2, Второй Белорусский государственный театр. Здесь Л. Кострица служил около трех лет - до начала войны. Здесь он впервые вышел на большую сцену, пел в музыкальных спектаклях. Для молодого человека началась жизнь, связанная с искусством, полная ярких впечатлений, творческих успехов, надежд, планов на будущее.

Война

С первых дней войны Леонид Кострица – солдат-пехотинец одного из полков Ленинградского фронта, который прикрывал непосредственные подступы к городу на Неве. В перерывах между боевыми действиями Л. Кострица участвует во фронтовой самодеятельности. Песня для него всегда была надежной спутницей в жизни. Приходилось быть и исполнителем, и дирижером, и режиссером. Л. Кострица воевал в Карелии. Был ранен. После госпиталя его командировали в Ансамбль песни и пляски Балтийского флота. Выступал как певец-солист и исполнитель фельетонов. Это была большая и серьезная школа для молодого музыканта. Именно в этот период у него сложилась крепкая творческая дружба с ленинградскими композиторами и поэтами.

Леонид Кострица – “Ты жизнь моя”, музыка Матвей Блантер, слова Евгений Долматовский. 

В военном Ленинграде

На одном из концертов Ансамбля песни и пляски Балтийского флота на выступление Леонида Кострицы обратил внимание А. А. Жданов. В то время Андрей Александрович Жданов был членом военного совета Северо-Западного направления и Ленинградского фронта. Шел 43 год. Совсем недавно удалось разорвать лютую многомесячную блокаду Ленинграда. Город восстанавливался, и по приказу товарища Жданова группа артистов ансамбля была демобилизована, как было сказано в приказе, «для художественного обслуживания населения Ленинграда». Их прикомандировали к Городскому драматическому театру. Ленинградцы называли его «Блокадный театр», потому что он возник в конце 1942 года на базе Радиотеатра. Здесь записывали программы радио, которые выходили в эфир в блокадном городе. Отсюда звучала 9 августа 42 года знаменитая блокадная Девятая симфония Д. Шостаковича. Артисты радио выступали с концертами в госпиталях и воинских частях, принимали участие в записях радиопрограмм. В этот коллектив попал Леонид Кострица. Еще не сбросив солдатской шинели, он проходил по затемненным улицам, опустевшим набережным, и в сердце вливалась горячая волна любви к этому большому израненному городу, который навсегда стал ему близким и родным. Выступая в холодных заводских цехах, госпиталях, на кораблях Краснознаменной Балтики, он пел песни, зовущие к стойкости, борьбе, вселяющие уверенность в скорую победу.

Леонид Кострица – “Весной”, музыка Анатолий Новиков, слова Владимир Харитонов.

Ленинградская эстрада

Когда окончилась война, Леонид Герасимович Кострица поступил в Ленинградскую Государственную эстраду. Под руководством заслуженного артиста республики Альтуса Кострица подготовился к участию во Втором Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, на котором выступил с песнями советских композиторов. Этот Всесоюзный конкурс артистов эстрады намечался на 41 год. Помешала война. Его провели в 1946-ом. Леонид Кострица стал лауреатом. Вместе с ним получили тогда признание такие же лауреаты этого конкурса певица Ружена Сикора, артисты-разговорники Тарапунька и Штепсель, основатель советского цирка Леонид Маслюков. Для Леонида Кострицы началась жизнь эстрадного артиста – концерты, репетиции, гастроли.

Леонид Кострица – “Лунная рапсодия”, музыка Оскар Строк, слова Наум Лабковский 

Всесоюзное признание

Послевоенные программы Л. Кострицы состояли в основном из песен советских композиторов, которые сегодня по праву являются лучшими на советской эстраде тех лет. От природы поставленный сильный баритон Леонида Кострицы не нуждался в микрофоне. Певец микрофоном почти не пользовался. На концертах пел обычно в сопровождении аккомпаниатора-пианиста. «Певец-публицист» — так определил его «амплуа» критик Юрий Дмитриев. В обширном репертуаре Кострицы, наряду с героическими и патетическими, немало песен задушевных, лирических. С особым мастерством исполнял он шуточные песни, превращая их в законченные музыкальные картинки. Стремился пропагандировать песни ленинградских композиторов, любил открывать неизвестные имена. Одной из таких песен в его исполнении пбыла есня молодого тогда композитора Г. Пономаренко «Золотаюшка». Сегодня можно встретить мнение о том, что эта песня народная – настолько популярной она была в пятидесятые годы. А само слово, придуманное поэтом М. Исаковским, стало даже названием народного музыкального коллектива.

Леонид Кострица – “Ты рядом со мной”, композитор Б. Мокроусов, автор стихов Н. Глейзаров (1956)

Леонид Кострица о своем творчестве

«Для меня исполнение каждой новой песни – дело важное, ответственное. К исполнению каждой новой песни я готовлюсь, как к премьере. Ведь песню не только нужно спеть, ее нужно сыграть. Хорошая песня – это законченное музыкально-литературное произведение со своим сюжетом, настроением, драматургией». Неспроста многие композиторы доверяли ему первое исполнение своих песен.

Среди прочих именно в исполнении Леонида Кострицы впервые в 1954 году прозвучала песня «Мама» («Помнишь, мама моя, как девчонку чужую…») композитора Н. Богословского на слова Н. Доризо. Позже она получила очень широкое распространение в исполнении Сергея Лемешева.

Леонид Кострица – “Севастопольский вальс”, музыка Константин Листов, стихи Георгий Рублев. 

Гастрольная деятельность

В многочисленных гастрольных поездках по стране, в тесном общении со слушателями сложился исполнительский стиль Л. Костирцы. Прибалтика, Кавказ, Сибирь, Урал, Украина, Средняя Азия, Дальний Восток – такова география гастрольных поездок Л. Косрицы. Он был одним из первых артистов в Советском Союзе, кто в послевоенные годы получил возможность гастролировать за рубежом. Естественно, во времена «холодной войны» это были страны дружественного социалистического лагеря - Китай, Монголия, Венгрия, Чехословакия, Румыния, Польша, Финляндия.

В 1956 году Леонид Кострица был удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР.

Умер певец в возрасте 51 года 5 ноября 1970 года.


Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Обсудить
  • вот!!! а нам рассказывают про Синатру и т.д. ВОТ наше!
  • :thumbsup:
  • На него уже Украина выдвигала претензии? Ну как она уже выдвинула на Королева и Анну Ярославовну? Я бы не удивился
  • Завораживающий голос и очень обаятельный человек! Замечательные песни и прекрасное исполнение! Спасибо, Галина! :blush: :star2: :star2: :star2:
    • ilya
    • 5 февраля 2021 г. 22:24
    Выразительный голос! Почти все эти песни пели после него Георг Отс, Владимир Трошин, Людмила Гурченко и другие звёзды(а песню "Ты жизнь моя" вообще переделали - новые слова написал Фатьянов). Пели лучше - но Кострица был первым, за что ему почёт и уважение. :sparkles: :sparkles: :sparkles: