Фильм снят по мотивам книги Евгения Габриловича "Четыре четверти".
Ровесник века, талантливый литератор Филиппок, мучительно ищущий свой путь в жизни, оказался свидетелем и участником важнейших исторических событий. Филиппок казался всем слабым и нерешительным. Но, по сути, он был сильным, цельным человеком.
Филиппку повезло, он встретил женщину и полюбил ее, одну-единственную, на всю жизнь - Зиночку, вдову комиссара, воспитывающую сына Ваську. Зиночка взяла Филиппка к себе, надеясь "сделать из него человека". Чего только она ни предпринимала, чтобы помочь его карьере. Филиппок стал журналистом, но не об этом фильм. Картина о большой, редкой любви, без которой не было бы книги и не нужен был бы фильм.
Филиппок любил Зиночку всю жизнь, хотя та увлекалась другими мужчинами и даже один раз бросила Филиппка. Ушла, так как устала с ним нянчиться. Слава Богу, Любовь победила, и Зиночка вернулась к Филиппку.
В прологе фильма старый Филиппок приходит с внучкой к смертельно больной жене, приносит свою книгу о их совместном житье и благодарит за чувство, которое долгие годы питал к ней.
Через всю жизнь пронес Филиппок трепетную и преданную любовь к своей жене Зиночке...
Фильм "Объяснение в любви", как и иные работы режиссера, обращена к нравственному миру человека. Композиция картины довольно проста: воспоминания известного писателя, предстают перед нами последовательно, почти в хронологическом порядке. Исключение - вспышка памяти - детское путешествие главного героя фильма Филиппка, на мгновения прорезающие сюжетную ткань.
Драматическое время 20-х-40-х годов передается в фильме через "частную жизнь" и любовную страсть...
Мягкий, добрый, преданный, талантливый, горячо любящий "большой ребенок" - таким предстает Филиппок в картине. Юрий Богатырев строит этот образ не столько на поступках, сколько на мыслях и чувствах своего героя. Он не боится показать Филиппка смешным, неуклюжим. "Слабый мужчина", любящий "сильную женщину". Но он предан своему делу, верен неизменному чувству любви к единственной женщине...
Филиппок — герой особого рода. В нем, как, пожалуй, еще никогда до того у Габриловича, явственно живет и дышит личность самого автора — пусть преображенная, но такая исповедально нам открытая. Филиппок — не двойник Габриловича и не его «псевдоним», но в самом своем главном они прожили одну и ту же жизнь...
«Объяснение в любви» являет собой очень редкий в нашем сегодняшнем кино пример экранного романа: жизнь героев проходит тут перед нами вся, на протяжении многих и многих десятилетий — от детства до глубокой старости. Не станем сейчас разбирать его сложный сюжет — скажем только, что он выстроен рукой большого мастера, выбирающего какие-то самые важные, самые решающие «точки» одной-единственной человеческой судьбы (здесь просто почти нет кадров, в которых не действовал бы Филиппок — Юрий Богатырев),— судьбы, неразрывно сопряженной с историей нашей страны — первыми годами революции, коллективизацией, порой первых пятилеток, Великой Отечественной...
Но есть здесь одна, скрепляющая все и все освещающая своим светом тема — это тема огромной, единственной, до конца дней не гаснущей любви к женщине. Это великая любовь была понята и принята лишь в конце жизни двоих людей. И все-таки любовь Филиппка к Зине — самоотверженная, всепрощающая, познавшая муку измен, ухода, отчуждений — есть завидное счастье, о котором Габрилович, Авербах и Юрий Богатырев рассказали нам пронзительно правдиво, бесстрашно, поэтически проникновенно. Вглядитесь в этого неловкого, беззащитно-доверчивого и чистого человека с этим его смешным детским именем, вдумайтесь в его судьбу — право, стоит преклониться перед силой и красотой его беззаветного чувства.
В фильме великолепно выдержан стиль эпохи: темные мрачноватые интерьеры, дача с почерневшими стеклами, дребезжащий медлительный трамвай, платья, сумочки, шляпы... Все это воссоздано тщательно и умело, и ощущение подлинности не покидает ни на минуту. Оператор Дмитрий Долинин построил картину на контрасте окутанного дымкой, приглушенного цвета основной части фильма с режущим глаза , ослепительным светом "вспышки": белое солнце, белый пароход, белоснежные одежды детей, немного грустное чувство первой влюбленности...
Не случайно в картине Авербаха звучит музыка Баха и Вивальди. Их мелодии, возвышающие и очищающие человеческую душу от мирской суеты, тоже воспринимаются как объяснение в любви.
Фильм Авербаха рассчитан на интимное восприятие. Несмотря на кажущуюся ясность и простоту структуры, он предназначен зрителю-единомышленнику.
Можно спорить о том, какой фильм Авербаха называть лучшим, но роль Филиппка настоящий триумф для Юрия Богатырева. Актер потрясающе раскрывает черты характера и внутреннего мира своего героя, трепетного большого ребенка с сердцем рыцаря, которому не возможно не сочувствовать, не переживать. Работа Богатырева делает фильм по-настоящему проникновенным, выразительным и художественно сложным.
«Объяснение в любви» - СССР 1977г.
Режиссер – Илья Авербах
Сценарий – Павел Финн
Оператор – Дмитрий Долинин
В ролях – Юрий Богатырев, Эва Шикульска, Ангелина Степанова, Бруно Фрейндлих, Кирилл Лавров, Александр Коваленко, Юрий Гончаров, Светлана Крючкова, Борис Соколов и др.
Оценили 37 человек
88 кармы