"Не уходи, побудь со мною". История романса и судьба его исполнительницы

65 2226

“В том краю тишина бездыханна,
Только в гуще сплетенных ветвей
Дивный голос твой, низкий и странный
Славит бурю цыганских страстей. “

Это стихотворение А. А. Блок посвятил знаменитой певице, королеве русского романса Анастасии Вяльцевой.

Дочь орловской крестьянки, в юные годы она работала младшей горничной в гостинице на Крещатике. Однажды там остановилась известная оперная прима Серафима Бельская. Услышав пение убиравшей её номер девушки, она была поражена её талантом и составила протекцию в театральных кругах.

Первое сольное выступление Вяльцевой состоялось в Москве в 1897 году. Ей было двадцать шесть лет.

Уже тогда определилась ее знаменитая творческая манера: она пела ярко, легко, свободно. Ее называли «певицей радостей жизни», потому что песни в свой репертуар Анастасия Дмитриевна придирчиво отбирала сама, отвергая те, в которых были слова «смерть», «разлука», «печаль», «горе», «тоска».

«Вот что значит истинный талант! Вот где душа гения, озаренная божественным отражением»,

— восхищённо говорил И. Е. Репин.

“Ночи безумные, ночи бессонные,
Душные комнаты, пенье цыганское;
Страстные речи, глаза утомленные!
Смятые розы в бокалах шампанского!”

Этот романс прославил Вяльцеву. Среди ослеплённых талантом восходящей примы был тридцатилетний чиновник, сын губернского секретаря (один из низших чинов в табели о рангах Российской Империи) Николай Владимирович Зубов. С детских лет он тянулся к музыке, к которой пристрастил его меломан-дядя, часто собиравший в своём вологодском доме хор, которым руководил сам.

Так как семья Зубовых жила в большой бедности, Николай Владимирович не смог получить музыкального образования и даже не знал нот. При этом он был удивительно талантлив, имел превосходную память и всё, что слышал, мог сразу сыграть «на слух», спеть любую мелодию из многих опер, а свои сочинения исполнял на рояле наизусть, и его товарищи записывали их нотными знаками.

Гениальный самоучка, Зубов сочинял вокальные произведения и фортепианные миниатюры, со свойственной ему душевной щедростью посвящая их родным и друзьям. Сначала это были салонные музыкальные презенты, затем серьезные классические романсы для солистов императорских театров. Два романса на собственные стихи «Камама тут» («Люблю тебя») и «Жажду свиданья» Николай Владимирович посвятил певице Раисе Раисовой.

Имя Зубова стало чрезвычайно популярно на рубеже XIX-XX веков, ноты с его произведениями издавались гигантскими тиражами, в 5-10 раз превышавшими тиражи классической музыки.

Встреча с Анастасией Вяльцевой открыла новую страницу в творчестве молодого композитора, вспыхнувшее чувство вдохновило его на создание десятков романсов, большая часть которых были посвящены его музе и исполнены ею.

Николай Зубов 

Среди них наиболее известны и популярны романсы «С тобой вдвоем», «Под чарующей лаской твоею» и «Не уходи», которые до сих пор непременно включают в свои программы почти все исполнители этого жанра.

“Не уходи, побудь со мною,
Здесь так отрадно, так светло,
Я поцелуями покрою
Уста, и очи, и чело.
Я поцелуями покрою
Уста, и очи, и чело.
Побудь со мной,
Побудь со мной!..”

Свой самый знаменитый романс Николай Владимирович написал в 1899 году, в год своего знакомства с Вяльцевой. Долгое время автором стихов считался поэт М. П. Пойгин, но позднее было установлено, что написаны они самим Зубовым. Кроме «Не уходи», примерно десять романсов были написаны Николаем Владимировичем на собственные стихи.

К сожалению, я не смогла найти этот романс в исполнении Анастасии Вяльцевой, поэтому слушаем романс "Не уходи" в исполнении Пелагеи. (примечание моё)

Пелагея - Романс "Не уходи, побудь со мною". Кадры из фильма “Любовь за любовь” 

К сожалению, чувство Николая Владимировича осталось без взаимности… Сердце Анастасии Вяльцевой было отдано блестящему гвардейскому офицеру Бискупскому.

Василий Викторович Бискупский происходил из семьи тайного советника Виктора Ксаверьевича Бискупского, экс-губернатора Томска. Мать его, Елена Васильевна, в девичестве носила фамилию Римская-Корсакова. Бискупский, бывший моложе своей избранницы на семь лет, преданно любил певицу и женился на ней.

Его родители, аристократы, отнеслись к крестьянскому происхождению невестки снохи спокойно и без колебаний благословили молодых.

Однако брак этот долгое время держался в секрете, так как подобный мезальянс мог повредить военной карьере Василия Викторовича. Их тайну знали лишь немногие близкие друзья. Николай Зубов, в течение шести лет трепетно обожавший Анастасию Дмитриевну и посвящавший ей все свои произведения, узнал её лишь, когда грянула Русско-Японская война…

В 1904-м году Вяльцева разорвала контракт на огромную по тем временам сумму в 26 тысяч рублей и отправилась на фронт рядовой сестрой милосердия.

Василий Викторович был тяжело ранен и, наотрез отказавшись от эвакуации в тыл, лежал в госпитале. «Сестрица Анастасия» выхаживала его и других раненых, работая без устали и скрывая своё настоящее имя.

Впрочем, долго сохранять инкогнито не получилось, знаменитую певицу узнали и упросили дать в Харбинском Летнем театре концерт «в пользу увечных и семейств убитых нижних чинов Заамурского округа», имевший грандиозный успех.

Брак Вяльцевой и Бискупского стал достоянием общественности. Как и следовало ожидать, конногвардейское начальство не одобрило мезальянса, и Василию Викторовичу пришлось уйти из полка. Когда Анастасия Дмитриевна отправилась на Дальний Восток, Николай Зубов посвятил ей свой последний романс с говорящим названием «Я хотел тебя забыть…».

Как сложилась судьба композитора-самородка дальше, неизвестно. После 1906-го года следы его теряются. Может быть, Николай Владимирович, щедро даривший свою душу, вкладывая её в создаваемые произведения, просто исчерпал себя, допел свои песни и замолчал, может быть, не встретилось музы, равной Вяльцевой, которая бы вдохновила его на новые шедевры, а, возможно, ранняя смерть унесла композитора в расцвете лет…

Недолго оставалось царить и Вяльцевой. Её слава не имела равных, как и её гонорары. Среди артистов бытовало расхожее выражение «вяльцевский гонорар». В воспоминаниях Собинова можно встретить фразу, что за один из концертов он получил «вяльцевский гонорар».

Анастасия Дмитриевна гастролировала по всей России в собственном комфортабельном вагоне, где имелись столовая, спальня, гардеробная, репетиционный зал. Вяльцеву не раз приглашали за границу, но певица отказывалась: «Туда ездят искать славы, а я нашла ее в России».

Её знаменитый вагон проехал почти 200 тысяч верст… Позже в нём в бытность свою Верховным правителем России ездил адмирал Колчак, а после него — маршал Блюхер. Закончил свой путь «вяльцевский вагон» гостиницей для командного состава воинских частей Восточного участка во время строительства Байкало-Амурской магистрали.

Анастасия Вяльцева - Романс "Тройка" (cлова - П.Вяземский, музыка - П.Булахов)

Романс "Все говорят" (музыка Ф. Садовского, слова В. Павлова)

Анастасия Вяльцева - Романс "Тройка" (cлова - П.Вяземский, музыка - П.Булахов)
Романс "Все говорят" (музыка Ф. Садовского, слова В. Павлова) 

Во время одной из поездок Вяльцева, помня своё голодное детство, подобрала и удочерила нищую сиротку. К сожалению, девочка вскоре заболела и умерла. Кроме неё, Вяльцева опекала мальчика из бедной семьи, которому завещала крупную денежную сумму.

В 1912 году врачи обнаружили у Вяльцевой рак крови. Лечение не давало результатов, и лишь переливание здоровой крови, которую брали у Василия Викторовича, временно улучшало состояние певицы. Несмотря на все усилия, через год она скончалась.

Бискупский не смог быть на похоронах жены. Горе его было столь велико, что он слёг в горячке: открылась полученная в Маньчжурии рана. Ему было суждено пережить Анастасию Дмитриевну на 32 года.

В Первую Мировую войну он дослужился до генерала и командовал дивизией. Его однополчанин, будущий белый вождь барон П. Н. Врангель вспоминал о нём, как о лихом и отчаянно смелом офицере. Революция, вначале поддержанная Василием Викторовичем, выдворила его за пределы Отечества. В Европе генерал выступал в качестве уполномоченного по делам русских беженцев.

Он так и не женился вновь, храня верность своей единственной любви, и скончался в 1945 году вдали от Родины…

                                                                        Источник: ClassicalMusicNews.Ru



Это больно, но мы выдержим и это

«Прочитал твой пост "Сила в правде (https://t.me/L0HMATIY/24547)". Правильно всё написал. И видео отличное, сильное.Не в противопоставление, а в дополнение:Мы тоже те, кто не уехал. По ...

Кузькина мать выходит на мировую арену

У журналистов есть противная привычка привязываться к разного рода датам. В конце года они обычно просят подвести итоги и дать прогноз на следующий год. Это при том, что итоги уже и так...

Обсудить
  • :clap: :clap: :clap: :thumbsup:
  • Сердце Анастасии Вяльцевой было отдано блестящему гвардейскому офицеру Бискупскому.. Пару слов о блестящем офицере: Как писал о нем генерал Врангель - "лихой и способный офицер, весьма неглупый и с огромным честолюбием, непреодолимым желанием быть всегда и всюду первым". Этот лихой боевой офицер сделавший свой выбор и проигравший в гражданскую свою партию побывал и на Украине командующим войсками гетмана П. П. Скоропадского 1918 году и в этом же году успел повоевать под знамёнами атамана Семёна Петлюры. Подчеркнем и отметим важность связи русских белых офицеров и украинских националистов, ведь это две руки одного зверя. Генерал Бискупский в 20-30х годах активно участвовал в деятельности организации «Возрождение» («Aufbau»), созданной прибалтийским немцем Максом Эрвином фон Шойбнер-Рихтером в качестве связующего звена между правым крылом белой эмиграции и НСДАП. Был руководителем организации до 9 ноября 1923 года. Выполнял функции представителя Великого Князя Кирилла Владимировича в Германии, естественно видя в Нём Императора Кирилла I, участвовал в деятельности легитимистского воинского союза КИАФ, в церковно-приходской работе. Связей с деятелями «Западно-русского правительства» не прерывал, сближаясь с ними и через связь с супругой новоявленного императора Викторией Федоровной. Белый генерал занимался в Кобурге организацией обучения Гитлеровского окружения, то есть сделали псевдо-патриоты ставку на Гитлера, как на силу которая вернёт им Россию которую они потеряли... У Бискупского была идея-фикс стать гетманом Украины. Бискупский на средства, которыми он располагал (включая американскую поддержку от Форда и подобных) уже в 20-е годы начал формировать военные структуры под будущее расчленение СССР. Часть аккумулированных средств Кирилл Владимирович Романов и генерал Бискупский направляли на поддержку националистов в Восточной Галиции. Через инициативы Бискупского (а также Розенберга и других) одной из непосредственных целей “Ауфбау” стало отделение Украины от СССР. “Ауфбау” занималось не только объединением связей и средств в поддержку Гитлера. Ставилось целью вообще приведение Гитлера к власти любым путем, хотя бы и силовым. Для этого при “Ауфбау” были созданы тренировочные базы, где военную подготовку вел Эрнст Рем, командир нацистких штурмовиков. Черносотенцы – а они составляли ядро “Ауфбау” – имели за плечами огромный опыт черносотенного террора в России. Это и организованные черносотенцами еврейские погромы, и политические убийства (убийство нескольких депутатов Государственной Думы, покушение на премьер-министра С.Ю. Витте и т.д.) Итак, их благородия стали холуями фашистов и во времена ВОВ служили карателями СС на землях СССР. .Еще со времен “Ауфбау” немцы выстраивали белогвардейский сегмент именно под национальную раскачку СССР. То есть всегда вынашивались планы взорвать СССР изнутри, сепаратизмом. Особенно было важно для немцев оторвать от СССР Украину. Поэтому украинские националистические кадры взращивались особенно тщательно (в этом немцы переняли эстафету от австрияков). Сепаратистикие кадры начали готовить сначала в “Ауфбау”, а затем в закрытых диверсионных структурах КИАФ, РОВС, РИС-О, НТС и т.д. То есть украинские и русские националисты ВСЕГДА были одной конторой (вот почему, в частности, на эмблеме “русских националистов” из НТС трезубец – русские и украинские националисты это две ветки одного корня). В конце Второй мировой войны Гитлер отправил Бискупского в отставку за несогласие с гитлеровской политикой в отношении русских военнопленных. Скончался 18 июня 1945 года в занятом американскими войсками Мюнхене. В общем та еще белогондонная сволочЪ...
  • :thumbsup: :thumbsup: :sparkles: :clap:
  • Пару слов о родственниках Анастасии: Брат — Ананий Дмитриевич Вяльцев (1872—1959) был управляющим тремя доходными домами А. Д. Вяльцевой на Карповке, которые она купила в 1908 году. Согласно завещанию после смерти певицы был назначен её душеприказчиком. В 1915 году получил звание потомственного почетного гражданина как действительный член Общества попечения о бесприютных детях. Пережил блокаду Ленинграда, был награждён медалью «За оборону Ленинграда». Племянник — Дмитрий Ананьевич Вяльцев (1914—1941) был боксером, победитель чемпионата по боксу в 1932 году, тренер команды «Динамо». Был арестован 13 сентября 1941 г. по обвинению по ст. 58-1а УК РСФСР (Государственная измена: смертный приговор или 10 лет тюрьмы, оба случая с конфискацией имущества), в самом начале блокады Ленинграда - случился донос одного из сослуживцев. (Тот) написал в НКВД, что Дмитрий Вяльцев - распространитель панических слухов. Арестован он был 13 сентября 1941 года. Успели допросить всего один раз и при этом не предъявили каких-либо обвинений. С ухудшением обстановки на Ленинградском фронте этапировали в тыловые районы страны. До места назначения так и не прибыл - немецкая авиация разбомбила баржу с заключенными на Ладоге. 2 июля 1960 года дело было прекращено за отсутствием состава преступления, реабилитирован посмертно. Дмитрий Вяльцев было женат на Антонине Федоровне и имел дочь 1935 г. рожд., названную, в честь двоюродной бабушки, Анастасией. Живет Анастасия Дмитриевна Вяльцева в Санкт-Петербурге, в Удельной на Выбогской стороне, в дедушкиной квартире с дочерью и внучкой. Она – внучатая племянница и полная тезка знаменитой певицы, одной из первых звезд русской эстрады «серебряного века». «В школе она тоже хорошо пела, ее даже называли второй Вяльцевой, – говорилось в газете „Мой район". – Пела в самодеятельности на заводе «Позитрон», но о большой сцене не мечтала. Зато всю жизнь посвятила сохранению памяти о знаменитой двоюродной бабушке. В 1995 году Анастасия Дмитриевна сама пошла в комитет по культуре и добилась установки мемориальной доски на доме № 84 по набережной реки Мойки. Здесь ее знаменитая бабушка жила в годы расцвета своего таланта». Биографии певицы посвящен художественный фильм «Несравненная» (1993, Россия-Украина), главную роль исполнила актриса Ольга Черноок. Вяльцева послужила прототипом героини романа писателя Геннадия Алексеева «Зеленые берега». На обложке книги (издание 1996 года) воспроизведена фотография певицы.
  • Удивительная яркая жизнь и композитора и певицы!