Моряк. Художник. Просветитель. Меценат. И это всё о нём - о Боголюбове Алексее Петровиче!

50 706

Алексей Петрович Боголюбов

Очень трудно писать о таком мэтре, коим, безусловно, является Алексей Петрович Боголюбов: творчество его изучено, дифирамбы спеты – казалось бы. Правда… прошлый век был не слишком благосклонен к нему, потому предлагаю вспомнить этого потрясающего человека и художника - прекрасно образованного, свободно говорящего на четырёх европейских языках, удивительно деятельного (друзья называли его «пчелой»).

Алексей Петрович не только маринист, которого можно поставить в один ряд с лучшими европейскими мастерами этого жанра. Не только прекрасный баталист - моряк по профессии, он досконально знал корабли, не допуская дилетантских просчётов ради внешних эффектов при изображении мачт и парусов. Он ещё и замечательный пейзажист, в совершенстве знающий русскую природу - едва ли не им первым берега Волги были воспроизведены на самом высоком художественном уровне. Равно как и многие береговые местности Финляндии и Финского залива, Каспийского и Чёрного морей. Кроме того, Алексей Петрович оставил после себя несколько литературных произведений (факт, который известен далеко не всем), в частности, «Записки моряка-художника». И, наконец (а, возможно, это - главное), не меньше восхищает его преданность русской культуре, определившая жизненную и общественную позицию. 29 июня 1885 года состоялось торжественное открытие первого в России провинциального художественного музея в городе Саратове, который основал Алексей Петрович Боголюбов – кстати, музею и художественному училищу он завещал всё своё состояние. Можно себе представить, сколько сил нужно было потратить художнику, чтобы добиться высочайшего разрешения на название музея "РАДИЩЕВСКИМ" - в высших кругах долгое время не могли успокоиться: на каком основании в Саратове музей назван именем революционера! Благодаря инициативе Алексея Петровича в Париже было создано «Общество взаимного вспомоществования русским художникам», которое давало приют и возможность молодым художникам работать в общественной мастерской без всяких личных затрат.

"Взморье". 1854 год

"Атака турецкого парохода миноносной лодкой Шутка"

Утром 8 июня 1877 года на Дунае катер «Шутка» под командованием лейтенанта Н.И. Скрыдлова атаковал турецкий вооружённый колёсный пароход «Эреюш», мешавший постановке русских минных заграждений.

"Лидо. Венеция"

"Парусник в море". 1864 год

Итак, Алексей Петрович Боголюбов.

Он родился 16 марта 1824 года в селе Померанье бывшей Новгородской губернии. Отцом его был отставной полковник Пётр Гаврилович Боголюбов, ветеран Отечественной войны 1812 года, а матерью - Фёкла Александровна Радищева, дочь известного русского революционера-демократа XVIII века Александра Николаевича Радищева (знаменитый опальный автор «Путешествия из Петербурга в Москву»).

Боголюбов рано лишился отца, вместе с братом он поступает в Санкт-Петербургский пажеский корпус (мальчиков приняли, поскольку они - дети, вернее, сироты заслуженного человека). Затем были морская рота Александровского Царскосельского корпуса, Морской кадетский корпус. Закончил учёбу в звании мичмана (1841) - весельчак, кутила, баловень начальства, любимец сослуживцев. Его ждала блестящая карьера моряка. Он ходил в разные страны, побывав, в частности, в Лондоне, где его вдохновила живопись Джозефа-Маллорда-Вильяма Тёрнера, и на Мадейре, где он познакомился с Карлом Павловичем Брюлловым.

И вот почти в тридцать лет Боголюбов резко и неожиданно для многих меняет жизнь: он решает посвятить себя искусству. Поступает в Петербургскую Академию художеств (1850-1853), учится у Максима Никифоровича Воробьёва (русский живописец, мастер пейзажа, представитель романтизма) и у Богдана Павловича Виллевальде (русский живописец, академик, профессор батальной живописи). В этот период времени на Боголюбова очень сильное влияние оказал Иван Константинович Айвазовский, пожалуй, более сильное, чем его непосредственные педагоги. В своих «записках» Алексей Петрович пишет «… я увидел в первый раз такой блеск красок на холсте, что даже забыл Тёрнера. Синие, жёлтые, белые, серые и красные картины просто меня ослепили."

Получил несколько золотых медалей за свои студенческие работы, успешно закончил академию (1853) и был назначен художником Главного морского штаба. А поскольку закончил академию с золотой медалью, Боголюбов имел право на зарубежный пенсион за государственный счет. В Париже он брал уроки живописи у разных художников; у известного немецкого художника-пейзажиста и мариниста Андреаса Ахенбаха завершил художественное образование.

"Венеция ночью". 1850-е годы

"Венеция со стороны Лидо". 1855 год

"Петербург при заходе солнца". 1850 год

Обширные композиции морских сражений Боголюбова навсегда останутся в истории русского изобразительного искусства. Картины, выполненные по поручению императоров Николая I и Александра II, образуют целую галерею, составляющую почти полную историю нашего военного флота.

Некоторые из них (как пример, морское сражение при Синопе) обнаруживают и зрелую композицию, и прекрасное распределение деталей (напоминаю, художник отлично знал корабли и не допускал просчётов, изображая мачты и паруса), и великолепный колорит, и превосходный рисунок.

"Бой у острова Эзель 24 мая 1719 года". 1866 год

Морское сражение, произошедшее 24 мая 1719 года на заключительном этапе Великой Северной войны между эскадрами боевых кораблей России и Швеции.

"Сражение при Гангуте". 1877 год

Первая в Российской истории морская победа русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут.

"Бой парохода "Веста" с турецкими кораблями"

«Веста» - российское торговое судно, построенное в 1858 году. Стало известно после того, как в ходе Русско-турецкой войны 11 июля 1877 года приняло бой с военным турецким броненосным корветом «Фетхи-Булендом». С началом Русско-турецкой войны на пароходе установили несколько пушек и орудий, превратив его в пароход-фрегат. Командовал судном капитан-лейтенант Николай Михайлович Баранов.

"Взрыв турецкого броненосца "Люфти-Джелиль" на Дунае 29 апреля 1877 года"

Броненосец «Лютфти Джелиль» - первый турецкий корабль, который был уничтожен на Дунае. Остается невыясненной причина гибели - мина ли заграждения или же снаряд.

"Бой 44-пушечного фрегата "Флора" с тремя турецкими пароходами у мыса Пицунда 9 ноября 1853 года". 1854год

"Афонское сражение". 1850 год

Афонское сражение, произошедшее 19 июня 1807 года у полуострова Афон в Эгейском море, в ходе которого русская эскадра вице-адмирала Д. Н. Сенявина (10 линейных кораблей, 754 орудия) атаковала и разбила турецкую эскадру капудан-паши Сейит-Али (10 линейных кораблей, 5 фрегатов, 3 шлюпа и 2 брига, 1196 орудий).

"Синопский бой 18 ноября 1853 года". 1857-1859 годы

Синопское сражение - разгром турецкой эскадры русским Черноморским флотом 18 ноября 1853 года под командованием вице-адмирала Павла Степановича Нахимова. Сражение произошло в гавани города Синоп (около 300 км от Севастополя), на черноморском побережье Турции.

Мастерство Боголюбова ставит его работы на одно из первых мест среди произведений батально-исторического жанра второй половины XIX века. Правда, Алексей Петрович не обладал той мощью фантазии, которая присуща полотнам Айвазовского, художника-импровизатора, писавшего преимущественно по памяти и практически никогда не делавшего этюдов, но зато картины Боголюбова хорошо обдуманы и хорошо нарисованы. Ему чужды преувеличения Айвазовского, его эффекты, чужды и его ошибки. Одно несомненно: оба «считали не превосходимым по совершенству мастером само море», оба были его певцами!

"Лунная ночь. Петергоф". 1887 год

"Прибытие русской эскадры в Тулон". 1893 год

По поручению гидрографического департамента морского министерства Боголюбов в 1860-е годы начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана второго ранга Н.А. Ивашенцева. И в связи с необходимостью побывать на Каспийском море Алексей Петрович совершает три поездки по Волге. Великая русская река поразила его красотой берегов, своей широтой и мощью. Именно тогда в произведениях Боголюбова, на мой взгляд, появляется интерес к состоянию природы, её эмоциональному содержанию и новое эпическое звучание.

"Крестный ход в Ярославле"

"Ипатьевский монастырь близ Костромы"

"Радищевская усадьба Боголюбовых (усадьба Аблязово)". 1860-е годы

Из «Записок моряка-художника». "1861 год: На Каспии:…По пути к Баку чертил разные берега… Наконец, мы пристали к бакинской пристани.…Город Баку очень мне понравился. Тут стоит дивная башня древняя на берегу моря и, конечно, легендарная. Говорят, что какая-то красавица царица с неё угораздила в море. Теперь башня уже стоит на суше, ибо уровень воды понизился. Здесь есть красивый базар, хотя и небольшой, мечети, и вообще колорит востока чувствуется вполне. Но что тут всего драгоценнее, это ханский дворец с его изразчатою древнею входною аркой. Плохо его берегут и сильно грабят. Я сам стащил изразец, в чём чистосердечно каюсь. Но ведь он в Радищевском музее, а потому хотя бы и более украсть следовало для такого почтенного дела".

"Баку. Набережная"

Парижский период жизни Боголюбова начинается с 1873 года. Вынужденный покинуть родину из-за серьёзной болезни сердца, художник оставался за границей до конца своих дней. Но почти каждое лето Боголюбов приезжал в Россию. Он сохранил верность родине и жил интересами русского искусства. Алексей Петрович сумел сделать свой парижский дом культурным центром. Вокруг Боголюбова собирались русские художники и вообще русские, жившие в Париже, близкие к искусству. В его просторной мастерской на Рю де Рома, 95, каждый находил то, в чём нуждался: совет, материальную поддержку, временный кров, общение с художниками, писателями, актерами и музыкантами. Очень популярными были зародившиеся в 1874 году "боголюбовские вторники", на которых бывали И.С.Тургенев, А.К.Толстой, И.Е. Репин, В.Д. Поленов, К.А. Савицкий, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский, А.А. Харламов, французские художники Жан-Поль Лоран, Жан-Леон Жером, Леон Бонна, Камиль Коро.

Живописное дарование Боголюбова наиболее полно раскрылось в пейзажах 1880-х годов. Творчески сблизившись с мастерами барбизонской школы, художник сам стал настоящим "русским барбизонцем": его сюжеты становились всё проще и непритязательней, колорит, объединённый общим тоном - изысканней. Он стремится к обобщённости форм, а цвет, выступающий как самодовлеющая величина в ранних пейзажах, в поздних - важный элемент, помогающий художнику выразить свои чувства в образе природы.

"Ферма в Шамбодуане". 1880 год

"В окрестностях Парижа. Экуэн"

Не менее интересна, чем картины Боголюбова, его графика - рисунки, акварели. Это самостоятельная и очень значительная область в творчестве Алексея Петровича, о размерах которой можно судить хотя бы уже по тому, что только в собраниях Русского музея в Санкт-Петербурге и Саратовского художественного музея хранится до двух тысяч его рисунков. Конечно, они далеко не все равноценны. И, конечно, мастерство пришло к художнику не сразу: это - результат упорной работы в течение десятилетий, поскольку Алексей Петрович почти не расставался с карандашом, фиксируя свои наблюдения на всём, что оказывалось у него под рукой.

"Венеция"

"Днепр. Киев"

А.П. Боголюбов скончался в своей парижской мастерской 7 ноября 1896 года. Гроб с телом художника был перевезен на Родину и захоронен в Петербурге.

Творческий путь Боголюбова - замечательный пример самоотверженного труда и служения своей Родине на всех поприщах: искусство... просветительство... защита Отечества.

Источник


Это больно, но мы выдержим и это

«Прочитал твой пост "Сила в правде (https://t.me/L0HMATIY/24547)". Правильно всё написал. И видео отличное, сильное.Не в противопоставление, а в дополнение:Мы тоже те, кто не уехал. По ...

Кузькина мать выходит на мировую арену

У журналистов есть противная привычка привязываться к разного рода датам. В конце года они обычно просят подвести итоги и дать прогноз на следующий год. Это при том, что итоги уже и так...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :sparkles: :sparkles: :sparkles: :sparkles: :sparkles:
  • Отличная статья о прекрасном русском художнике! Но.. есть маленькая описка: А.П. Боголюбов скончался не в 1846, а в 1896 году.
  • Не первый раз встречаю случаи, когда художниками люди становятся уже в зрелом возрасте, некоторые даже в пожилом. И при этом - выдающимися! Удивительно! Вот что значит, талант! :thumbsup: :sparkles: :sparkles: :sparkles:
  • :thumbsup: :sparkles: