Кругосветное путешествие писателя Ивана Гончарова (часть 1.)

50 1125

В октябре 1852 года писателя Ивана Гончарова, переводчика в министерстве финансов, назначили секретарем адмирала Ефима Путятина. Когда молодой писатель начал собираться в кругосветное плавание с адмиралом, в литературных кругах Петербурга отнеслись к этому с юмором: будущего автора романа «Обломов» за неспешность часто называли «принц де Лень».

Путешествуя с фрегатом «Паллада», Гончаров объехал три континента и не меньше десятка стран. В поездке он вел путевой дневник, в который вносил все, что его заинтересовало. Первый его очерк был опубликован вскоре после возвращения (в 1855 году) в журнале «Отечественные записки». Через три года сочинение вышло отдельной книгой.

По заметкам Ивана Гончарова мы подготовили для вас культурный путеводитель по семи странам Европы, Африки и Азии.

1. Борис Винокуров. Фрегат у скалистого острова. К главе «Атлантический океан и остров Мадера». Из комплекта иллюстраций к книге очерков Ивана Гончарова «Фрегат «Паллада». 1949. Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова, Ульяновск
2. Иван Пожалостин. Портрет писателя Ивана Гончарова. 1883. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская область
3. Борис Винокуров. Сосны на скалистом берегу. К главе «От Манилы до берегов Сибири». Из комплекта иллюстраций к книге очерков Ивана Гончарова «Фрегат «Паллада». 1949. Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова, Ульяновск

Туманная Англия

1. Поль Гаварни. Возвращение с рынка. Гравюра. Лист из серии «Англичане у них». 1830–1840-е. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
2. Неизвестный художник. Вид Лондона со стороны Темзы (фрагмент). 1830-е. Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург
3. Поль Гаварни. Этой весной в моде много цветов, особенно на шляпах. Гравюра. Лист из серии «Англичане у них». 1830–1840-е. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Оказавшись в Англии, команда корабля сразу же отправилась в Лондон. Из-за переменчивой погоды и туманов Гончаров опасался «нажить сплин»: «Два раза ходил смотреть Темзу и оба раза видел только непроницаемый пар». За первую неделю в Англии писатель осмотрел все «официальные» лондонские достопримечательности и стал наблюдать за жителями города, что ему было куда интереснее.

«Чем смотреть на сфинксы и обелиски, мне лучше нравится простоять целый час на перекрестке и смотреть, как встретятся два англичанина, сначала попробуют оторвать друг у друга руку, потом осведомятся взаимно о здоровье и пожелают один другому всякого благополучия; смотреть их походку или какую-то иноходь, и эту важность до комизма на лице, выражение глубокого уважения к самому себе, некоторого презрения или, по крайней мере, холодности к другому, но благоговения к толпе, то есть к обществу»

После прогулок Гончаров не мог отказать себе в удовольствии посетить местные лавочки и возвращался, нагруженный покупками: «И потом, выкладывая каждую вещь на стол, принужден сознаваться, что вот это вовсе не нужно, это у меня есть и т. д. Купишь книгу, которой не прочтешь, пару пистолетов, без надежды стрелять из них, фарфору, который на море и не нужен, и неудобен в употреблении, сигарочницу, палку с кинжалом».

Теплый воздух острова Мадера (Мадейра, Португалия)

1. Борис Винокуров. Акула на палубе фрегата. К главе «От Манилы до берегов Сибири». Из комплекта иллюстраций к книге очерков Ивана Гончарова «Фрегат «Паллада». 1949.
Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова, Ульяновск
2. Уильям Гаучи. Долина Порто-Круз, Мадера. 1826–1854.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
3. Борис Винокуров. Улицы города Фунчала. К главе «Атлантический океан и остров Мадера». Из комплекта иллюстраций к книге очерков Ивана Гончарова «Фрегат «Паллада». 1949. Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова, Ульяновск

Атлантический океан встретил путешественников легким штормом и «фонтанчиками» китов. На Мадере, куда команда фрегата высадилась 18 января 1853 года, Иван Гончаров впервые попробовал бананы: «Не понравилось мне: пресно, отчасти сладко, но вяло и приторно, вкус мучнистый, похоже немного и на картофель, и на дыню, только не так сладко, как дыня, и без аромата или с своим собственным, каким-то грубоватым букетом». Вторым гастрономическим впечатлением стали местные вина — белые и красные.

Гончаров испытал на себе, что такое поездка в паланкине. В маленькой повозке, которую несли два проводника, он отправился на прогулку. Предполагалось, что пассажир будет ехать в ней лежа, но природная любознательность не давала Гончарову покоя.

«Однако ж лежать мне надоело: я привстал, чтоб сесть и смотреть по сторонам. Преширокая ладонь подкралась сзади и тихонько опрокинула меня опять на спину. «Это что?» Я опять привстал, колыбель замоталась и пошла медленнее. Опять та же ладонь хочет опрокидывать меня. «Я сидеть хочу, goddam!» — закричал я. Они объяснили, что им так неловко нести, тяжело… «А, тяжело? мне что за дело: взялись, так несите». Но чуть я задумывался, ладонь осторожно пыталась, как будто незаметно от меня самого, опрокинуть меня»

«Обожженные утесы и безмолвие пустыни» островов Зеленого мыса (Западная Африка)

1. Борис Винокуров. Торговцы фруктами на палубе фрегата (фрагмент). К главе «Сингапур». Из комплекта иллюстраций к книге очерков Ивана Гончарова «Фрегат «Паллада». 1949. Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова, Ульяновск
2. Петр Митурич. Батуми. Зеленый мыс. 1938. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
3. Борис Винокуров. Невольники. К главе «На мысе Доброй Надежды». Из комплекта иллюстраций к книге очерков Ивана Гончарова «Фрегат «Паллада». 1949. Ульяновский областной краеведческий музей
имени И.А. Гончарова, Ульяновск

К островам Зеленого Мыса корабль причалил по приказу адмирала Путятина: нужно было пополнить запасы продовольствия. Гончаров описал «черных как уголь» жителей островов и их «живописную» одежду: «В юбке, но без рубашки, а сверху через одно плечо накинуто что-то вроде бумажной шали до колен; другое плечо и часть груди обнажены. Голова повязана платком, и очень хорошо: глазам европейца неприятно видеть короткие волосы на женской голове, да еще курчавые». Занимались местные жители в основном добычей соли. На побережье устраивали бассейны: во время приливов они наполнялись морской водой, которая, испаряясь, оставляла соляной осадок.

Иван Гончаров провел здесь несколько «опытов любознательности», пробуя местные фрукты:
«Я решился купить у старой негритянки (я всегда, где можно, отдаю предпочтение дамам) всю корзину апельсинов»

Источник

Продолжение следует...


Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

С.Афган: «В 2025-м году произойдёт крутой поворот в геополитике...»

Нравится кому-то или не нравится, но гражданин мира Сидик Афган по прежнему является сильнейшим математиком планеты, и его расчёты в отношении как прошлого, так и будущего человечества продолжают прик...

ЭКЛЕКТИКА ЭЛЬВИРЫ

Пресс-конференция Главы Центробанка после заседания Совета директоров по ставке ещё раз подтвердила опасность для экономики страны и ментального здоровья её граждан от продолжения действий команды Э.Н...

Обсудить
  • Богат был XIX век на русских путешественников! Здравствуй, Галя! :boom: :boom: :blush: :heartpulse:
  • Спасибо, Галочка, с удовольствием приступаю к чтению! :blush: Путешествия - это всегда очень увлекательно! :thumbsup: Однако, Гончаров был известным любителем комфорта, его даже называли «принц де Лень», но писатель приложил все силы, чтобы добиться этого назначения.))
  • Ох, да-а-а. "Фрегат" Паллада", несмотря на неспешность и даже некую созерцательность изложения, всё же очень интересное произведение.
  • :thumbsup: :thumbsup: :sparkles:
    • ilya
    • 28 марта 2023 г. 20:36
    Между диваном и новыми впечатлениями писатель правильно выбрал кругосветку: в каюте или на палубе под шум ветра в парусах пишется совсем по-другому. :sparkles: :sparkles: :sparkles: