Казалось бы, что у них общего? Михаил Булгаков создал знаменитый интеллигентский роман «Мастер и Маргарита». Павел Бажов прославился сказами об уральских горнорабочих. Один стоял на позициях белой гвардии, другой пропагандировал социальные достижения советского строя, даже сказ о Ленине написал. И все-таки общее есть. В московском романе и в уральских сказах заботливо устроена атмосфера мифа, создана какая-то новая мифология. Впрочем, мифы получились каждый на свой лад.
Их авторы воспитывались в среде дореволюционного духовенства. И Булгаков, и Бажов. Повзрослев, они отдалились от Церкви. Мифы написаны как раз с позиций, далеких от традиционных церковных устоев. Роман Булгакова и сказы Бажова создавались после революции, примерно в одно и то же время. Главный герой романа и сказов – мастер. Буквальное совпадение! Больше, чем просто совпадение. Тут общность темы, которую два автора разрабатывают – каждый своим путем.
***
Теперь сравним поподробнее.
Мастер у Булгакова создал роман на историческую тему. Он блестяще образован, гениален, уходит с головой в работу, самозабвенно трудится и завершает свой труд. Его роман должен бы обессмертить имя своего создателя, но получил разгромные отзывы от критиков, и публикация провалилась. Мастер тяжело переживает фиаско, разум его мутится, даже любовь и забота Маргариты не могут унять боль. Чего не хватает мастеру? Талант есть, трудолюбие тоже на месте. Не хватает удачи. Где ее взять? Мастер – человек искусства. Он не ждет удачи от бюрократических учреждений советских писателей и не собирается служить винтиком в огромном механизме из литературных работников. Он хочет встречи с Воландом, хочет таинственного просветления своей жизни, ищет лучшей судьбы для своего творчества.
Мастер у Бажова тоже наделен изрядным упорством, целеустремленностью и талантом. Мастер извлекает из горной породы ценные минералы и творит из них необычайную красоту. Мастер (или во множественном числе: мастера) только с виду ремесленник. На самом деле он – истовый служитель красоты. И для этого служения горному мастеру нужна опять-таки удача. Одного трудолюбия и таланта мало. Помогает мастеру Хозяйка медной горы, Великий полоз и тому подобные персонажи.
Мастеру нужна удача… Не удача как тривиальное благоприятное стечение обстоятельств, счастливый случай, но удача как властное покровительство.
Вот она, пресловутая проблема: художник и власть. За этой проблемой тянется длинный шлейф больных вопросов. Как власти ценят художника? Как покровительствуют ему? Как навязывают ему социальные заказы? Как требуют за свое покровительство спускаться из высших сфер искусства в подземелье-мастерскую ремесленников? Об этом сказано было довольно, и я не буду повторять так называемые прописные истины.
Жизнь Булгакова и Бажова пришлась на революционную эпоху, в стране сменилась власть. Власть из прошлой российской жизни у Булгакова и Бажова – присутствует, но она выведена практически бессильной. Для нас это важно, поскольку речь идет не только о власти государственной, но и о власти церковной. В романе и сказах мы встретим совершение некоторых православных обрядов, которые никак не могут помочь тем, кто на них уповает. У Павла Бажова описания обрядов выдержаны в решительно антицерковном ключе. У Михаила Булгакова не все так однозначно, как у Бажова, но тоже прискорбно читать. Одним словом, на пространстве романа и сказов – Бога нет, и мастер не ищет Бога.
В качестве реальной власти, которая помогает мастеру, выведена… нечистая сила. Почему так? С отчаяния. Мастер в романе и сказах бьется-бьется, ничего у него не ладится, и тогда с отчаяния мастер ищет встречи с нечистой силой. Надо заметить, что нечистая сила предстает перед мастером не в своем истинном обличье, а в романтизированном виде. Что-то похожее мы найдем у Гете, в русской литературе – у Лермонтова, Гоголя, авторов Серебряного века. Какой-то образ меланхолического демона, который наделен глубоким чувством прекрасного… Конечно, подобные представления о духовном мире очень далеки от христианской традиции.
Тем временем Булгаков и Бажов рассказывают читателю, как мастер ищет удачи и получает свою удачу. Получает, но это не приносит ему счастья. И не может принести. Бажов прямолинейно говорит: «Вот она, значит, какая, Медной горы хозяйка! Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало».
Примерно те же слова можно повторить и про булгаковского Воланда.
Судьба мастера складывается так: поначалу мастер пытается своими силами создать подлинный шедевр и представить его людям – безуспешно; встречая нечистую силу, мастер попадает под ее очарование; что-то весьма неординарное наконец удается, но желанного удовлетворения удавшиеся дела почему-то не приносят; затем нечистая сила, явно или не очень явно, губит мастера.
Губит! Вспомним финал мастера и Маргариты. Вспомним, что в сказах Бажова происходит со многими камнерезами: поманила мастера удача, дела его на удивление наладились, только он отчего-то задумчивый стал, все что-то искал, потом пропал надолго, нашли его безжизненное тело в глухом горном лесу, а в руке камешки зажаты – волшебной красы. Какая уж тут удача? Нет, это не удача, а роковая ошибка мастера. И она стоит мастеру жизни.
***
Я не претендую на то, чтобы дать новый литературоведческий анализ романа и сказов, сделать выводы, с которыми не поспоришь. На богословскую трактовку литературных произведений я тоже не претендую. Я просто сравниваю творчество двух разных писателей. Просто думаю вслух о прочитанных книгах.
В трудное время писали Бажов и Булгаков. Смерть, скорая на расправу, ходила по нашей земле, великое смятенье было в умах. Как сохраниться художнику в таких неподходящих для творчества условиях? Как не превратиться в бездарного ремесленника, не сгинуть в безвестности?
Как? – Только с Божией помощью.
Оценили 46 человек
95 кармы