В 2017 году исполнилось ровно сорок лет песенному творчеству популярного и любимого всей страной актёра театра и кино Николая Петровича Караченцова. Впервые он запел со сцены в 1974 году в спектакле «Тиль», поставленном Марком Захаровым в Театре им. Ленинского комсомола (с 1991 года — «Ленком»), однако же самой первой официальной песней Караченцова считается «Серенада маркиза Рикардо», которую он записал в 1977 году на киностудии «Ленфильм» для двухсерийного музыкального фильма Яна Фрида «Собака на сене». С тех пор артист успел поработать с огромным количеством различных композиторов — Геннадием Гладковым, Алексеем Рыбниковым, Максимом Дунаевским, Андреем Петровым, Александрой Пахмутовой, Евгением Крылатовым, Оскаром Фельцманом, Владимиром Быстряковым, Ириной Грибулиной, Еленой Суржиковой, Александром Журбиным, Рустамом Неврединовым, Романом Майоровым, Александром Басилая, Борисом Оппенгеймом, Татьяной Островской, Вячеславом Горским, Дмитрием Даниным, Юрием Массиным, Олегом Квашой и многими другими. Всего в репертуаре Николая Караченцова насчитывается около 250 песен.
В 2004 году, в интервью накануне своего 60-летия Николай Петрович подробно рассказал о своём песенном творчестве и о первых шагах на этом поприще:
«Называть пением то, что я делаю — несерьёзно! Поёт Паваротти. И если я буду соревноваться с ним в том, как я беру ноты и как у меня звучат купол и резонаторы — это будет дурь полная! Не имею права. Для меня задача не столько спеть песню, сколько её сыграть. Когда у нас в театре появились спектакли «Тиль» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», а потом и «Юнона и Авось», то появились педагоги по вокалу. В Школе-студии МХАТ у нас был предмет вокал, но это могло дальше и не иметь развития. А здесь снова появились педагоги-вокалисты, которые учили обращаться с микрофоном, правильно брать дыхание. Вся молодёжь была обязана ходить на эти занятия. И ещё мне повезло потому, что трудно придумать более требовательных музыкантов, чем Алексей Рыбников и Геннадий Гладков. Началось всё со спектакля «Тиль». А затем я снялся в картине «Собака на сене», музыку к которой писал тоже Гена Гладков. Николай Караченцов - "Звёзды сошли с небес", музыка и слова Елены Суржиковой. Песня была записана в июле 2004 года, незадолго до автокатастрофы,случившейся с актёром.
И он предложил мне самому спеть серенаду маркиза Рикардо. По моим понятиям серенада — это обязательно тенор, душная влажная ночь, стрекочут цикады, она в пеньюаре на балконе, он на коленях с мандолиной внизу, и соловьём… Я говорю: «Я только провопить это могу», на что Гена сказал, что для этой роли именно это и нужно. Тогда было принято, что все музыкальные спектакли, фильмы-оперы записывались профессиональными певцами, а драматические актёры играли роли, изображали пение, пытаясь попасть в их артикуляцию. Но играли! И когда я это сказал Гене, он ответил: «У нас Миша Боярский сам поёт». И я тоже попробовал, и вроде получилось. Пожалуй, этот момент был первым толчком. Потом появился Марк Минков и другие молодые композиторы, потом надо было ещё в какой-то картине записать песню, и пошло-поехало. Сейчас с гордостью могу сказать, что, наверное, уже нет ни одного нашего композитора-песенника, с которым бы я не работал. Андрей Павлович Петров — фантастика, какой музыкант! Та же Александра Николаевна Пахмутова, Ян Френкель, Оскар Фельцман — мастера, профи! Я горжусь общением с такими людьми, и мне это очень интересно.
Как-то раз, ещё в конце восьмидесятых годов, я ехал в Подмосковье на концерт в воинскую часть. Пригласила меня и организовала эту встречу жена капитана, культмассовый работник, которая отвечала за культуру в этой части. Подороге вдруг она сказала: «Вы знаете, самая моя любимая ваша песня — «Что тебе подарить?». Она тогда была модной, шлягер, как теперь говорят, хит. Рома Майоров, царствие ему небесное, год уговаривал меня спеть эту песню. Он предложил — я сразу отказался, считая, что довольно примитивные слова, блатноватый припевчик. Проходит год. Пару его песен я записал, он приносит мне ряд новых и опять подсовывает «Что тебе подарить?». Я ему говорю: «Мужик, мы с тобой уже на эту тему говорили. Это должен петь лирический тенор». Посоветовал ему тогда Евгения Мартынова, у него был чистый прозрачный голос. «Я могу только пробасить», — говорю, он отвечает: «Мне это и надо». Записал я эту песню в дуэте с певицей Ириной Уваровой, пою себе, мне нравится. И я спрашиваю эту женщину: «Почему она у вас любимая-то самая? Интересно, объясните, почему?». Она говорит: «Не только моя, наша с мужем любимая. Когда он предложил мне выйти за него замуж, он потомственный офицер, он хотел сделать красиво, как в старинные времена. Он принёс цветы, встал на колено, стал просить руку и сердце. Мы оба понимали значимость момента для него и для меня, понимали, что это на всю жизнь, что сейчас самая главная минута в нашей с ним жизни. Мы так волновались, что он выговорить ничего не мог, и вдруг он говорит: «Давай я сейчас включу радио, и что там прозвучит — это и будет мой тебе подарок». Включает радио, а там: «Что тебе подарить, человек мой дорогой? Как судьбу благодарить, что свела меня с тобой?». И мы оба заревели». И тогда я понял, что эта песня для всех, что она действительно «попадает». И сейчас в концертах, как только я начинаю петь свои старые песни «Кленовый лист», «Что тебе подарить?», люди сразу начинают аплодировать. Это то самое попадание, за которое можно любить песню. Есть какой-то ответ в душе, который вызывает миллион ассоциаций, почему песня становится родной».
В актёрской жизни Николая Караченцова пение занимает особое место, хотя, как он сам однажды признался, сначала это были лишь попытки попробовать свои силы в каком-то, так называемом «смежном виде искусства». Те, кому повезло хоть раз попасть на концертное выступление Николая Караченцова, сами могли убедиться в том, что на протяжении всего концерта зрителей не покидало чувство, будто они попали просто на домашнюю вечеринку в кругу давних, добрых друзей и знакомых. И «ключ» к подобной форме общения подбирал сам Николай Петрович, такой простой и свойский, со своей любимой гитарой в руках. Его песни логично переплетались с монологами и танцевальными номерами. Два с лишним часа Караченцов мог петь, танцевать, рассказывать со сцены о своей работе, а зал не уставал ему громко аплодировать и кричать «Браво!». Зритель мог убедиться, что Караченцову присущи и режиссёрские навыки, он, например, сам пояснял выбор интерпретации для той или иной песни. Например, колыбельную для любимой «Август, сентябрь», конечно же, надо почти шептать, зато популярную песню пса-провинциала из мультипликационной пародии «Пёс в сапогах», по его мнению, вообще нельзя петь и даже кричать — «её надо блажить».
Знаменитый романс «Ты меня на рассвете разбудишь...» снова требует новых красок. Он начинается с нежнейшего «пианиссимо» и вырастает до надрывного крика раненой души.
Все эти скачки и переходы от одного характера к другому шли в концертной программе Караченцова почти без пауз. Его немного хрипловатый, необычайно выразительный голос легко запоминался и становился своеобразной визитной карточкой фильмов, в которых он не только играл роли, но и пел. И песни, которые он записал на радио, трудно теперь представить в исполнении кого-то другого! Очень плодотворным оказалось сотрудничество Николая Караченцова с композитором Максимом Дунаевским. Несмотря на первые вокальные опыты с Геннадием Гладковым, Николай Петрович до встречи с Дунаевским не представлял себе, как надо петь профессионально. И Максим Исаакович много сил приложил, чтобы Караченцов овладел азами вокала. Первой их совместной работой стали песни для трёхсерийного музыкального фильма «Трест, который лопнул».
В 2004 году Николай Караченцов совместно с продюсерским центром Дмитрия Неткача приступил к подготовке концертно-гастрольного проекта, который должен был стартовать в середине апреля 2005 года. В канун своего шестидесятилетия Николай Петрович сообщил: «Сейчас я работаю над программой, которая для меня означает полное обновление репертуара, с новой хореографией и видео– шоу, не похожее ни на что другое. Делать мне её помогает продюсер Дмитрий Неткач, много работавший в Голливуде. Так что надеемся обеспечить соответствующий уровень».
Перед аварией Караченцов практически ежедневно пропадал в студии, писал альбом на стихи Дмитрия Неткача, который должен был включать в себя двенадцать песен. Музыку ко всем этим произведениям написал молодой композитор и аранжировщик Михаил Чугунов. Однако же в результате было записано только четыре композиции, причём последнюю под названием «Не спеши закрывать за мной дверь» Николай закончил за два дня до трагедии — 26 февраля 2005 года.
Оценили 65 человек
114 кармы