18 июля. Лето, жара… До Нового года, оливье, мандаринов и наряженной ёлки - бездна времени, но слава богу, фильм «Ирония судьбы, или С легким паром» и летом не становится менее волшебным. И самая первая песня, открывающая рождественскую сказку и задающая тон всему невероятному повествованию - композиция «Со мною вот что происходит» на стихи Евгения Евтушенко.
«Стихотворные строчки, насытившие ткань фильма, создали интимную атмосферу, своего рода “магию искренности и задушевности”, которая, несомненно, проникла в зрительские сердца, задевая сокровенные струны души», - вспоминал режиссер фильма Эльдар Рязанов.
А ведь именно с этого печального и щемящего сердце стихотворения началось восхождение Евгения Евтушенко на недоступный поэтический Олимп.
Вихрастый огненный Евтушенко и юная Белла Ахмадулина с голосом «донельзя натянутой струны». Их любовь была бесконечной, они боготворили свои отношения, посвящая друг другу стихи, потому что обычных слов никогда не хватало.
Но, наверное, истинная правда состоит в том, что, чем ярче горит факел, тем быстрее сгорает, оставляя после себя черный пепел. То же произошло и с любовью двух поэтических гениев спустя всего несколько лет, коротеньких и вобравших в себя целую жизнь. Вернее, жизни… Как впоследствии сказал сам Евтушенко: «Мы не поссорились. Наша любовь не умерла - она перестала быть». Правда, повод к охлаждению имелся очень серьезный, страшный и непоправимый: муж убедил свою юную жену избавиться от ребенка, которого она носила, и она послушалась... «Я не понимал тогда, что если мужчина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в её чреве, то он убивает её любовь к себе». Но было уже поздно… Однажды, вернувшись из командировки, Евтушенко обнаружил дома совершенно чужую женщину, по-прежнему прекрасную, но неузнаваемую: вместо пышных кос, уложенных короной на голове – короткая стрижка, броская косметика на лице, яркий маникюр. И самое главное – скользящий мимо взгляд, не замечающий человека рядом, без которого совсем недавно жизнь представлялась невозможной.
«Когда мне было двадцать пять, я расстался с двадцатилетней, редкостно одаренной женщиной, которую любил больше всего на свете. Я написал стихотворение «Со мною вот что происходит», вернее, не написал, а выдохнул. Я не придавал этому стихотворению никакого «общественного значения», считая его очень личным, написанным только для нее и для меня в надежде, что оно нам поможет. Стихотворение не помогло — было уже поздно. Мы расстались навсегда с моей любимой…».
Окрашенная в яркие краски вселенная потускнела и умерла. Одиночество и беспокойство, и мир уже состоит из случайностей, и близкие души отступают куда-то на задний план, родные голоса доносятся издалека, их уже почти не слышно… Нарушен порядок вещей, вокруг абсолютная дисгармония и отсутствие малейшего просвета впереди – и винить в произошедшем некого, только себя. Самое страшное, что причины трагедии необъяснимы и непонятны, от этого боль от потери становится невыносимой. Обнаженность чувств, которая присуща почти всем произведениям Евтушенко, впервые проявилась в стихотворении «Со мною вот что происходит» с какой-то неведомой всесокрушающей силой.
Пронзительная строка «Куда от этого я денусь?!» из стихотворения, написанного в 1957 году, восемнадцать лет спустя трансформировалась во взрослое и нервное «Во мне уже осатанённость», что еще больше подчеркнуло душевный дискомфорт героя.
«До сих пор, когда вижу ее вблизи или издали, или просто слышу ее голос, мне хочется плакать», — десятилетия спустя признавался поэт.
Угасшая любовь переродилась в прекрасные поэтические строки, имя которым – вечность.
Со мною вот что происходит:
ко мне мой старый друг не ходит,
а ходят в мелкой суете
разнообразные не те.
И он
не с теми ходит где-то
и тоже понимает это,
и наш раздор необъясним,
и оба мучимся мы с ним.
Со мною вот что происходит:
совсем не та ко мне приходит,
мне руки на плечи кладёт
и у другой меня крадёт.
А той —
скажите, бога ради,
кому на плечи руки класть?
Та,
у которой я украден,
в отместку тоже станет красть.
Не сразу этим же ответит,
а будет жить с собой в борьбе
и неосознанно наметит
кого-то дальнего себе.
О, сколько
нервных
и недужных,
ненужных связей,
дружб ненужных!
Куда от этого я денусь?!
О, кто-нибудь,
приди,
нарушь
чужих людей соединённость
и разобщённость
близких душ!
Источник: Книжный мiр
Оценили 36 человек
79 кармы