Откуда взялись бесы, на что они способны, и что они могут и не могут относительно нас, рассказал священнослужитель Кирилл Иванов.
Кирилл Иванов, протоиерей:
Бесы являются падшими ангелами. Поэтому их ангельский ум способен обмануть любого человека, который не защищён божественной благодатью. В послании апостола Иуды говорится, что ангелов, не сохранивших своё достоинство и оставивших своё жилище, Господь блюдёт в вечных узах на день суда.
Старший из падших ангелов носит имя «сатана», что значит противник или клеветник. Одно из его имён — «Люцифер», что в переводе означает светящийся, сияющий... Это имя напоминает нам о его херувимском прошлом.
Дьявол и бесы нередко упоминается в Евангелии, где Господь часто изгоняет бесов из одержимых ими людей. Но особым образом дьявол выходит на сцену три раза. В книге «Бытие», где дьявол искушает Адама и Еву, и они впадают в грех. В книге Иова, где он предстаёт перед Богом и просит возможность искушать Иова. И третье — это искушение самого Господа нашего Иисуса Христа в пустыни после крещения.
Особым образом дьявол упоминается в книге пророка Исайи. И хотя речь там идёт о царе Вавилонском, но под образом этого царя толкователи подразумевают самого сатану. В четырнадцатой главе читаем: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю… Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней».
Дьявол не является антиподом Бога. Антипода Бога существовать не может. Достаточно вспомнить свойства Божьи: Бог всесилен, всеведущ и вездесущ. Антиподом Его будет бессильный, неведающий и несуществующий.
Дьявол не может ничего сам по себе творить. Он может ровно столько, сколько ему попустит Бог. Яркой иллюстраций этому является эпизод из Евангелия, когда Господь исцеляет бесноватого. И бесы, которые в нём живут, просят Христа разрешить им войти в стадо свиней. Господь им разрешает, они входят в стадо свиней, свиньи бросаются с обрыва и тонут в море. Итак, даже над стадом свиней бес не имеет никакой власти без разрешения Бога.
Кстати, этот эпизод из Евангелия использует в своём романе «Бесы» Фёдор Михайлович Достоевский. Он сравнивает некоторых людей со свиньями, в которых вошли бесы, и которые творят бесчисленные безобразия в периоды социально-экономических и политических кризисов общества.
В результате грехопадения наших прародителей Адама и Евы все люди рождаются не по образу Божию, но по образу падшего Адама. То есть природа человеческая уже повреждена. То есть дьявол уже получил доступ к сердцу человека. И свободу от власти дьявола человек обретает только в Таинстве Миропомазания и Крещения. Человек получает возможность творить волю Божью.
Мы с вами знаем, что существуют одержимые люди, над которыми бес получил власть и управляет их телами. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что одержимость бывает не только физическая, когда бес управляет телом человека, но и нравственная, когда человек не способен контролировать себя в борьбе с грехом. В той мере, в какой мы подвержены страстям, грехам, порокам, в такой мере мы и являемся одержимыми (бесноватыми).
Бес может принимать вид светлого ангела, святых, наших родных и близких, в том числе усопших. Он может принимать вид самого Бога. Апостол Павел говорит, что сам сатана может принимать вид ангела светлого. Поэтому неудивительно, что и служители сатаны принимают вид делателей добра.
Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что всё воздушное пространство от земли до неба наполнено злыми духами. Это, собственно, и есть их обиталище. И тут важно отметить, что человек, который открывает свои духовные очи с помощью оккультных практик (индуизм, йога, буддизм или ещё что-то), входит в контакт и общается с теми, кто находится в пространстве — нечистыми духами.
Если верить, что бесы являются исключительно в своём обличии и творят только зло, это очень наивные представления. Повторю, что у бесов ум — ангельский, и они могут нам являться в виде ангелов света и даже в виде Бога. Они могут нас обмануть и одурачить, и делают это регулярно. Бывали случаи, когда они обманывали даже подвижников высокой духовной жизни.
Покаяние для бесов невозможно, потому что у них нет тела. Их восстание против Бога было обдуманным, осознанным и свободным. Оно не было связано с каким-то искушением или с какой-то слабостью и немощностью телесной. Поэтому и покаяние для них невозможно. И для нас покаяние ограничено: оно возможно, пока мы находимся в теле и живём на земле.
Оружие против бесов — пост и молитва, как об этом говорит сам Спаситель. Сюда ещё можно добавить смирение, хотя сам Спаситель об этом не говорит. Но в своей Нагорной проповеди в фундамент всякой добродетели он кладёт смирение.
Об этом свидетельствует и разговор Макария Великого с дьяволом, когда тот явился ему. Дьявол говорит: «Макарий, ты постишься, а я ничего не ем. Ты бдишь в молитвах, а я вообще не сплю. Одним ты меня побеждаешь..."
— Чем? — спросил Макарий.
— Смирением, — ответил дьявол.
И исчез.
Пусть дьявол исчезнет и из нашей жизни.
Оценили 32 человека
65 кармы