Съемки легкой комедийной мелодрамы из серии сюжетов "про Золушку" начинались не так уж легко. Как сценарист с режиссером поссорился, почему зрители не увидели в фильме Михаила Боярского, на кого обиделась актриса Любовь Руденко – раскрываем эти и другие закадровые секреты "Отпуска за свой счет".
Премьера советско-венгерского телефильма состоялась 1 января 1982 года. История непосредственной Кати, воспитательницы из Верхнеярска, преодолевающей всевозможные преграды ради своего возлюбленного Юры, зрителям полюбилась. А исполнительница главной роли Ольга Мелихова мгновенно приобрела всесоюзную известность.
Но именно роль Кати Котовой оказалась первым камнем преткновения на пути к началу работы. Дело в том, что сценарист Валентин Азерников придумал ее под конкретную актрису – Евгению Симонову. У режиссера Виктора Титова оказались свои предпочтения. Он видел в этом образе красавицу Любовь Руденко. Тем более, что она была партнершей Игоря Костолевского (Юра) по театру, и их тандем Титову очень понравился. Несмотря на недовольство сценариста, режиссер добился утверждения Руденко у Николая Сизова, гендиректора "Мосфильма".
Однако в итоге получилось "не нашим, не вашим". Через несколько дней после утверждения на роль Руденко сообщили – выбрана другая актриса. Как говорится, ничего личного – распоряжение высшего партийного руководства. Причем, даже по прошествии стольких лет, никто из заинтересованных лиц не назвал фамилии загадочного покровителя, который подарил роль Ольге Мелиховой.
Руденко же сыграла секретаршу в турбюро – всего два эпизода. На Мелихову сердита до сих пор: "Мне тогда так стало обидно. Думаю: "Господи, ведь это же моя роль, которую я должна была играть. Я бы сейчас сыграла эту сцену, а играет другая актриса. И я даже не знаю почему".
Удивительно, что и сама Мелихова не знала – кто и почему ее утвердил (так, по крайней мере, она заявляла в интервью). Филолог по образованию, 20-летняя артистка Ленинградского молодежного театра на Фонтанке отметилась успешной ролью в картине "Тростинка на ветру" и бонусом получила Катю Котову. Можно только представить, как "блатную" исполнительницу встретила съемочная группа. Валентин Азерников оказался недоволен внешностью героини: "Надо было взять актрису красивую и сделать ее некрасивой в первой серии. Плохо причесать, плохо одеть. А потом в конце она выходит и все: "Ах!" А здесь "ах" не получилось".
На съемках Ольге Мелиховой пришлось нелегко. Возможно сказалось отношение окружающих людей. Светлана, вдова режиссера Виктора Титова рассказывала: "У нее однажды случилась истерика. Она плакала, а мы успокаивали. Плакать в кадре у нее не получалось". Тем не менее с актерской задачей Мелихова справилась. Сейчас трудно представить в роли Кати другую исполнительницу.
С претендентами на роли остальных персонажей получилось проще. Фильм был совместным, поэтому планировались съемки за границей. Это оказалось весомым аргументом для привлечения в картину звезд. Людмила Гурченко, Игорь Костолевский, Лия Ахеджакова с удовольствием согласились. Владимир Басов потребовал дописать будапештские сцены с участием его героя, только после этого приступил к работе.
Обратно из Венгрии съемочная группа возвращалась с покупками. На таможенном досмотре возник казус – груз одного пассажира намного превышал положенные габариты. Таможня "дала добро", так как нарушителем оказалась Людмила Гурченко. Она везла домой огромный ковер.
Вообще-то фильм снимался на актуальную тему советско-венгерского сотрудничества. Венгрия в то время осуществляла в СССР поставки автобусов марки "Икарус", и это обыграно в сюжете. Главные персонажи Юра и Ласло – инженеры-испытатели, которые отправляются из Москвы в Будапешт на "Икарусе".
В съемочную группу вошли представители венгерской стороны, в частности сценарист Андраш Полгар. Роль инженера Ласло исполнил Миклош Калочаи. "Это моя первая большая роль в кино. В Венгрии у меня таких проектов еще не было" – вспоминал он. Супруга артиста, Виктория Байза, сыграла Магду, приударившую на вечеринке за Юрой-Костолевским. Сам Костолевский на съемках нашел себе жену – актрису Елену Романову, которая создала образ Лены, Юриной подружки.
Кстати, венгерская версия картины оказалась длиннее советской. Руководство Гостелерадио приказало вырезать сцены, в которых сыграл популярнейший тогда Михаил Боярский. По сюжету он – друг Юры. Но в газете "Правда" как раз вышла разоблачительная статья об артистах, которые стремятся к большим заработкам и везде выступают. Боярский был упомянут и получил наказание.
Чем же должна была закончиться история о Кате Котовой, в которую оказались в итоге влюблены оба героя? По сценарию она выбирала скромного Ласло. Ведь он сразу полюбил девушку, а не ждал чудесного превращения Золушки в Принцессу, как Юра. Но вмешалась политика – советская воспитательница не могла предпочесть иностранца, даже из дружественной страны. И точка! Правда, финал все равно получился "полуоткрытым".
Друзья, а у вас какое мнение о выборе Кати? Если подзабыли сюжет, то есть возможность вспомнить – смотрите "Отпуск за свой счет". Источник
Оценили 29 человек
61 кармы