Судьба актрисы: Людмила Гурченко

31 1809

Её биография была похожа на американские горки, где популярность сменялась опалой, за браком следовал развод, а драма сменялась комедией и наоборот…

Людмила Гурченко родилась в семье харьковских музыкантов. У её родителей был неравный, но крепкий брак: отец был из батраков, а мать — из старинного дворянского рода. Оба работали в Харьковской филармонии, и поэтому никто не удивился, когда у дочери обнаружился музыкальный талант.

Людмила Гурченко - "Нет, мой милый", Музыка - Марк Фрадкин, сл. Евгений Долматовский,  кадры фильма Петра Тодоровского "Любимая женщина механика Гаврилова" (1981 )

Во время войны отец актрисы ушёл на фронт, а она вместе с матерью осталась в оккупированном городе. Чтобы выжить, мать продавала вещи, а девочка брала аккордеон и давала импровизированные концерты. Она пела даже для немцев, которые с удовольствием слушали немецкие оперетты в её исполнении. За свои выступления девочка получала кастрюлю борща… Ей прочили музыкальную карьеру, но после школы она взяла аккордеон и уехала в Москву — поступать во ВГИК. 

«Человек ниоткуда», к/с «Мосфильм», 1961, реж. Э. Рязанов

Её сразу приняли, но указали на говор, от которого она пыталась избавиться ещё в Харькове. С утра до вечера актриса делала упражнения и повторяла вслух выступления знаменитого диктора Юрия Левитана. Она мечтала сниматься, но из всего курса именно её никто не приглашал даже в эпизод. Попасть на экраны ей помогла Тамара Макарова, которая пожалела студентку и пригласила на маленькую роль в фильм «Дорога правды». Увидев себя на экране, Гурченко была очень разочарована… Успокаивало её только то, что родители были счастливы, увидев дочку в кино.

Людмила Гурченко в роли майора милиции. Телефильм "Эксперимент" (1970) 

Сразу после «Дороги правды» она получила роль в новогодней комедии «Карнавальная ночь». Фильм побил все рекорды проката и, можно сказать, обессмертил себя именами режиссёра Эльдара Рязанова и актрисы Людмилы Гурченко…

Официальные пробы она провалила, но шла по коридору «Мосфильма» и заметила заинтересованный взгляд тогдашнего директора Ивана Пырьева. По воспоминаниям самой актрисы, она постаралась привлечь его внимание задорной подпрыгивающей походкой, и ей это удалось. Симпатичную девушку с необычайно тонкой талией привели обратно в студию, оператору велели снять её так, чтобы «был человек», и новые пробы опять показали Рязанову. Этот вариант ему понравился, и Гурченко утвердили. Причем, не только утвердили, но и вывели её героиню на первый план. По сценарию Лена Крылова в сюжете практически не играла роли.

«Карнавальная ночь», к/с «Мосфильм», 1956, реж. Э. Рязанов

После триумфального успеха «Карнавальной ночи» Гурченко стала любимой актрисой режиссёра Эльдара Рязанова, он говорил, что «такие таланты рождаются раз в сто лет». Однако он не утвердил её в фильмы «Ирония судьбы…» и «Гусарская баллада» и вообще снял ещё всего три раза. Зато в «Вокзале для двоих» готовый сценарий переделывали под Гурченко — сначала её героиня была гораздо младше.

«Женитьба Бальзаминова», к/с «Мосфильм», 1964, реж. К. Воинов 

Гурченко вмиг стала популярной, и специально под неё написали сценарий музыкального фильма «Девушка с гитарой». На киностудии думали, что делают вторую «Карнавальную ночь», но зрители встретили фильм прохладно. Режиссёры стали относиться к Гурченко как к несерьёзной актрисе, и с предложениями не спешили. Чтобы заработать, она пела на заводах и шахтах, выступала с творческими вечерами в маленьких клубах и участвовала в совместных актёрских «халтурах». Это стало формальным поводом для начала травли — в газетах вышли статьи о зазвездившейся актрисе-певичке, которая даёт «левые» концерты и поддерживает легкомысленные буржуазные нравы. Но на самом деле причина была в другом…

«Девушка с гитарой», к/с «Мосфильм», 1958, реж. А. Файнциммер 

Во время съёмок «Девушки с гитарой» актрисе предложили сотрудничать с КГБ. Она отказалась и фактически подписала себе приговор — ближайшие 10 лет актриса не получала заметных ролей. Зато именно в этот период она начала играть драматические роли, которые помогли ей выбраться из легкомысленного амплуа. Знаковой работой того времени стала роль блокадницы Сони в фильме «Балтийское небо».

«Балтийское небо», к/с «Ленфильм», 1960, реж. В. Венгеров

На тот момент Людмила Гурченко была второй раз замужем. В 18 лет она вышла замуж за режиссёра Василия Ордынского, и они прожили чуть больше года. Актриса рассчитывала на главные роли в его фильмах, но когда поняла, что он не отстаивает её перед худсоветом — подала на развод. Многие знакомые даже не знали, что они были официально женаты…

Людмила Гурченко - "Такой у нас характер", песня из фильма "Особо важное задание",
Муз. Е.Птичкина, сл.Р.Рожденственского

Почти сразу актриса познакомилась со студентом сценарного факультета ВГИКа Борисом Андроникашвили. Они поженились, у них родилась дочь Мария, а через два года актриса узнала про измены мужа и сразу развелась. Дочь воспитывали бабушка с дедушкой, отношения с ней у актрисы не сложились — они почти не общались.

Период простоя закончился в 1974 году с выходом фильма «Старые стены», где она играла директора ткацкой фабрики. О ней заговорили как о мощной драматической актрисе, и через пару лет она подтвердила своё новое амплуа, снявшись в драме «Двадцать дней без войны». Постепенно она стала одной из самых знаменитых актрис советского кино. Её не оставляли без внимания и режиссёры комедийного и музыкального кино — одновременно с драмами она снималась в «Соломенной шляпке», «Небесных ласточках» и «Маме».

Полёты во сне и наяву», к/с им. Довженко, 1983, реж. Р. Балаян

Актриса была знаменита не только своими ролями, но и своими нарядами! Она прекрасно шила и половина её потрясающих нарядов вышла из-под её иголки. Гурченко сама моделировала, придумывала сложные выкройки, освоила пэчворк, вышивку и кружевоплетение, делала даже шляпки. В 80-е она стала суперзвездой, часто появлялась на обложках журналов, и поклонники даже не догадывались, что её костюмы и платья не заказаны по заграничным каталогам, а результат фантазии и кропотливого труда актрисы.

«Рецепт её молодости», к/с «Мосфильм», 1983, реж. Е. Гинзбург 

В 1962 году Гурченко вышла замуж в третий раз — за актёра Александра Фадеева. Этот брак просуществовал два года, и актриса называла его «прочерком в жизни». Зато четвёртый раз запомнился надолго — она вышла замуж за певца Иосифа Кобзона! Оба были талантливы и амбициозны, с трудом прожили три года, с ненавистью развелись и старались никогда больше не встречаться…

Людмила Гурченко - Песенка о влюблённом пареньке из кинофильма "Карнавальная ночь", режиссёр Эльдар Рязанов, Муз. А. Лепин, сл. В. Коростылев, В. Лифшиц

Между четвертым и пятым официальным браком был ещё брак гражданский — актриса 18 лет прожила со своим аккомпаниатором, музыкантом Константином Купервейсом. Пятым мужем стал продюсер Сергей Сенин, который был младше актрисы на двадцать пять лет. Они познакомились в 1991 году на съёмках фильма «Сексказка», через два года поженились и прожили до конца жизни актрисы. О своих браках она говорила: «Любовь у меня всегда была одна — большая, искренняя, чувственная, преданная… только объекты менялись».

Не бойтесь жизнь переменить. (фрагмент из к/ф "Вокзал для двоих") 

В 80-х годах был пик популярности актрисы. Она снялась в комедии «Любовь и голуби», мюзикле «Рецепт её молодости», мелодрамах «Любимая женщина механика Гаврилова» и «Вокзал для двоих». Сразу после премьеры «Вокзала…» она стала Народной артисткой СССР и актрисой года по версии журнала «Советский экран». В 90-х её популярность пошла на убыль… Гурченко последний раз снялась у Рязанова в «Старых клячах», сыграла княгиню Иоганну в двух фильмах из трилогии о гардемаринах и появилась в проекте «Старые песни о главном». Для неё, как и для других советских актёров, просто не было достойных предложений.

х/ф «Вокзал для двоих», к/с «Мосфильм», 1982, реж. Э. Рязанов

В 1978 году вышел фильм "Пять вечеров" по мотивам пьесы Александра Володина.

Всего пять вечеров провели вместе Ильин и Тамара, но этого оказалось достаточно, чтобы забытая любовь вспыхнула с новой силой. Они познакомились почти двадцать лет назад, но война разлучила их. И вот новая встреча...

Встреча вернувшегося из Воркуты Александра Петровича и его давней возлюбленной Тамары Васильевны, растянувшаяся на пять вечеров. Коммунальные кухни середины пятидесятых, Ван Клиберн и первый спутник по телевизору с водяной линзой, телефоны в общих коридорах. Пять эпизодов своей театральной мелодрамы Никита Михалков снял в трех квартирах и на лестничных площадках, не считая двух коротких сцен в вокзальном ресторане и на переговорном пункте.

Видео по фильму Н.С. Михайлкова. В ролях: Станислав Любшин и Людмила Гурченко."Не отрекаются любя" (муз. М.Минкова, сл. В.М. Тушновой, в исп. Аллы Пугачёвой) 

Предыстория:

В группе было двадцать студентов, и только один из них, Саша Ильин, сказал подлецу-преподавателю, что тот подлец. Все остальные смолчали. Ильина отчислили из института, но своей возлюбленной Тамаре он об этом не сказал. Вспомнил, что когда-то любил бокс — и стал боксёром.

Вскоре началась война. Тамара провожает Ильина на фронт, переписывается с ним. Замуж не выходит, воспитывает племянника Славу и работает клейщицей на заводе. После войны Ильин уезжает на Север, работает шофером-дальнобойщиком.

Кадр из фильма "Пять вечеров" (1978 г.)

Проходит много лет. Ильин крутит баранку в Воркуте, развозит груз в малодоступные селения. Тамара становится мастером на своем заводе. Все эти годы она верит, что в один прекрасный день её Саша вернётся.

С его приезда и начинается действие фильма.

Источник

Хорошая новость: пара Су-57 и "Охотник" работают. Плохая - "Охотники" иногда падают. Почему новость про инцидент с БПЛА С-70 - хороша?

Сейчас по различным информационным каналам со скоростью содержимого прохудившейся канализации понеслась новость о том, что флагманский тяжелый дрон Воздушно-космических сил С-70 "Охотни...

Вас же предупреждали: Русские всегда приходят за своим

Здравствуйте, мои дорогие читатели. Ну, говорили же дурням, что "с русскими надо или играть честно, или вообще не играть". Не поняли? Не вняли? Ну не обессудьте…История не столь давняя,...

"Чёрный лебедь" летит из России: США грозит убийственный скандал

Американский истеблишмент бьёт тревогу, ожидая вброса некой сенсационной информации, которая грозит поставить крест на избирательной кампании Камалы Харрис. Заранее во всём винят Россию...

Обсудить
    • ilya
    • 21 ноября 2023 г. 21:44
    Великая актриса. Хороша в "Карнавальной ночи", "5 вечеров" и "20 дней без войны", классно пела военные песни. Правда, начиная с "Вокзала для двоих", мне лично стала неинтересна - слишком манерная.
    • kidgv
    • 21 ноября 2023 г. 21:47
    :blush: :thumbsup:
  • :clap: :clap: :clap:
  • Это эпоха! достояние России
    • rosa
    • 21 ноября 2023 г. 22:43
    Актриса талантливая, запоминающаяся, своеобразная, но иногда излишне манерная. Спутать её с кем --то было просто невозможно! А её наряды --это отдельная песня. Но сделанная в зрелые годы пластика лица очень её испортила--пропала изюминка присущая только ей.