«Библиотека поэта» - знакомые каждому книголюбу синие и зеленые томики в ледериновом переплете с золотым тиснением. Когда-то Александр Градский, называвший себя «старым книжником», начал собирать эту серию, в его подборке было более 300 книг из «Библиотеки…».
Ровно десять лет прошло с тех пор, как у Александра Градского вышла собственная книга – «Избранное». Естественно – стихи, несколько рассказов плюс либретто оперы «Мастер и Маргарита», над которой композитор трудился более 30 лет. И оформление сборника – один-в-один, как в любимой с юности серии. А почему бы и нет?
На одной из авторских встреч Градский рассказал читателям: «Мне показалось, что, если будут стоять у кого-то на полке Ломоносов, Пушкин, Ахматова, Мандельштам, киргизские поэты, узбекская лирика (такого в этой серии очень много, в нее попали и все, кого переводили на русский), а где-то сбоку я - это будет весело».
При подготовке издания возникли непредвиденные сложности: никак не находилась бумага «с желтизной», уже не существовало шрифта «гарнитура литературная», которым печаталась вся «Библиотека поэта», и его пришлось отрисовывать вручную, даже поиск переплетного материала нужного качества стал проблемой…
Но в итоге карты легли как надо, и единственная книга певца и композитора Александра Градского появилась на свет. Сегодня она стала библиографической редкостью, но всем поклонникам основоположника русского рока до сих пор памятно прекрасно оформленное издание, сопровожденное двумя музыкальными дисками с записями избранных песен.
В предисловии к сборнику написано, что это издание – вынужденное, новое и непривычное. Зачем певцу и композитору книга? Но, если ты еще и поэт… В сети, где стихи Градского время от времени появлялись, искажались тексты, поскольку выкладывали их, как правило, «на слух» - с пластинок, радио, телепередач. И вообще: «фиксация на бумаге» для настоящего поэта – абсолютная необходимость, что бы ни говорили приверженцы сетевых изданий.
… Единственная книга. Память навсегда.
Стихи Александра Градского:
***
Век поэтов мимолётен -
недолёт, полёт, пролёт.
Побываешь в переплёте -
встанешь в книжный переплёт…
По стихам узнаешь думы.
По страданию - талант.
Дескать, жнём свою беду мы
и не требуем наград.
И не требуют отсрочки,
смерть достанет, и - ложись.
Лишь бы в сроки строки, строчки
отпустила бы им жизнь.
Лишь бы веровать, что где-то,
через лета и гранит
Стих упрямого поэта
чьё-то сердце сохранит.
А пока, поодиночке,
к Чёрной речке их ведут.
И не то чтобы отсрочки -
строчки молвить не дадут.
Сей редут вполне завиден
и сулит бессмертье, но
Жизнь уходит. Да, обидно.
Видно - так заведено…
***
Я - московский парнишка,
Очкастый и грубый.
Моё сердце, большое, как у вола,
Перекачивает по кровенапорным трубам
Мои думы, стремления и дела.
Бывает - солнце, как паровой молот.
Бывает - дождик на нос накапал.
А иногда - несёшь домой очки, расколотые
Не в драке - а просто упали на пол…
Может, солнца затмятся лучики?
Может, луна не на том месте?
Может, из меня поэт получится…
Не завтра, а лет так через двести?
***
Маятник качнётся —
Сердце замирает.
Что кому зачтётся —
Кто ж об этом знает?
Что кому по нраву,
Кто кого в опалу,
Что кому по праву
Выпало-попало…
Что судьба нам, братцы,
К ночи напророчит?
Станет улыбаться,
Или не захочет…
Мы одни и плеть им,
Мы одни узда им.
Мы всегда успеем,
Мы не опоздаем.
Настал час заката —
Маятник качнётся…
А без нас, ребята,
Драка не начнётся.
А без нас, ребята,
Драка не случится.
Надо ж нам когда-то
С жизнью разлучиться…
Что судьба нам, братцы,
К ночи напророчит?
Станет улыбаться,
Или не захочет…
Мы поставим свечи,
Мы грустить не станем
Выпал чёт иль нечет —
Завтра же узнаем…
И ещё несколько песен в исполнении Александра Градского:
"Не отрекаются, любя" - песня на стихи Вероники Тушновой, композитор Марк Минков.
Романс "Отвори потихоньку калитку"
Автор стихов Алексей Николаевич Будищев (1864—1916)
Композитор Всеволод Иванович Буюкли (1873—1920)
Передача "Белый попугай", 1995 год.
Песня "Только мы с тобой..." из фильма "Романс о влюбленных" (1974)
Музыка: Александр Градский, слова: Булат Окуджава
Исполнители: Александр Градский, Зоя Харабадзе
Режиссер: Андрей Кончаловский
Кадры из фильма "Романс о влюбленных" (1974)
"Музыка никогда не рассказывает про конкретику и именно за этот счет воздействует на индивида. Вы ее наполняете, чем хотите. Скажу больше: она существует исключительно для выражения тех эмоций, которые словами не передаются. В этом смысле она универсальней всего, даже живописи: вы в любых абстракциях вольны увидеть очертания конкретного предмета, но никогда не можете сказать, про что соната Бетховена."
/Александр Градский/
Оценили 34 человека
78 кармы