"Тот, кто любит, в пути не заблудится". К 105-летию со дня рождения поэта-песенника Алексея Ивановича Фатьянова (1919—1959).

45 344

Поэт Александр Межиров на одном из своих творческих вечеров сказал об Алексее Ивановиче Фатьянове: «Он был поэт по милости Бога. У него совершенно свободный от слов стих». А разве такое возможно в поэзии, у которой имеются свои непреложные законы и правила? Но, когда мы слушаем образно-напевные тексты Фатьянова, то воспринимаем не слова, а знакомые, родные голоса, говорящие нам о том, что всё будет хорошо, всё получится – нужно только верить. И слова-то эти самые простые, но невольно от их звучания комок к горлу покатывает, сжимается сердце.

«Родился в 1919 году в деревне Петрино бывшей Владимирской губернии в довольно зажиточной семье, то есть настолько зажиточной, что отец мог мне обеспечить массовую доставку книг сразу же, как только я смог себе твёрдо уяснить, что «А» — это «А», а «Б» — это «Б». Сказки, сказки, сказки Андерсена, братьев Гримм и Афанасьева — вот мои верные спутники на просёлочной дороге от деревни Петрино до провинциального города Вязники, где я поступил в школу и, проучившись в ней три года, доставлен был в Москву завоёвывать мир. Мир я не завоевал, но грамоте научился настолько, что стал писать стихи под влиянием Блока и Есенина, которых люблю и по сей день безумно», - писал Алексей Фатьянов в своей автобиографии.

Надо ли объяснять, что настоящий поэт не может получиться «просто так», из ничего – так и Алексей Фатьянов от корней своих, от теплой земли русской впитал те настоящие светлые чувства, из которых рождались впоследствии его стихи.

Он всегда сердился, когда его называли поэтом-песенником, но даже единственный небольшой сборник стихов, который вышел при жизни поэта, носил говорящее название «Поёт гармонь».

И все же он был именно поэтом-песенником, настоящим, народным, состоявшимся. Песни на стихи Фатьянова прозвучали в восемнадцати фильмах, без которых эти картины просто не случились бы. Вспомните «Мы, друзья, перелётные птицы» («Небесный тихоход»), «На крылечке вдвоем» («Свадьба с приданым»), «Когда весна придет, не знаю» («Весна на Заречной улице»), «Тишина за Рогожской заставою» («Дом, в котором я живу»). Стоит ли продолжать?

Песни на стихи поэта-фронтовика Фатьянова помогали на тяжелых военных дорогах; его «Соловьев», «На солнечной поляночке», «Давно мы дома не были», «Где ж ты, мой сад»?, приникая к радиоприемникам, слушала вся страна.

… Режиссеры Яков Сегель и Лев Кулиджанов были ровесниками с Алексеем Фатьяновым – трагическое военное поколение, в числе немногих возвратившихся с фронта (Сегель неоднократно пытался обмануть медкомиссию, но с очаговым туберкулезом легких в армию его не взяли ни при каких условиях). В 1956 году на киностудии имени Горького начались съемки фильма «Дом, в котором я живу» по сценарию драматургов Иосифа Ольшанского и Нины Рудневой – удивительно светлое кино о войне, в котором не было боев, взрывов бомб, стрельбы и бегущих в атаку солдат.

Кадр из фильма «Дом, в котором я живу». Киностудия им. Горького, 1957 год.
Режиссеры Лев Кулиджанов и Яков Сегель

В итоге получился настоящий роман о нескольких семьях, въехавших в новый дом на окраине Москвы в тридцатые годы, где все действие происходит либо в квартирах этого трехэтажного дома, либо неподалеку. Основа сценария – тихое мирное счастье, любовь и сложные, порой неразрешимые проблемы, в разы усугублённые войной. И время – главный герой картины.

 Кадр из фильма «Дом, в котором я живу». Киностудия им. Горького, 1957 год.
Режиссеры Лев Кулиджанов и Яков Сегель

Когда режиссеры предложили Фатьянову написать текст для будущей песни фильма, он сразу же включился в работу – прочел сценарий, посмотрел уже отснятые эпизоды и предложил канву стихотворения: довоенная Москва, не шумные зелёные улицы, новостройки (Рогожка, бывшая застава Ильича, была до войны столичной окраиной), юные герои, пронесшие свои чувства сквозь годы и испытания. Дом на Новой Басманной улице, откуда двадцатидвухлетний Алексей Фатьянов уходил на фронт и в который вернулся после Победы, находился совсем неподалёку от дома у Рогожской заставы, где по сюжету проживали семейства Давыдовых, Кашириных и Волынских. Это была и его жизнь и его судьба. Поэтому слова песни придумались легко, и даже сами легли на музыку, которая зазвучала одновременно со словами – композиторы частенько использовали зарисовки Фатьянова для создания мелодий. Поэт был потрясающе музыкален, играл на аккордеоне и фортепьяно, часто на своих творческих вечерах пел песни на собственные стихи.

 Кадр из фильма «Дом, в котором я живу». Киностудия им. Горького, 1957 год.
Режиссеры Лев Кулиджанов и Яков Сегель

Когда песня «Тишина за Рогожской заставою» была написана, именно Фатьянов предложил исполнять ее под гитару, хотя время на дворе стояло совсем не «гитарное» - этот инструмент в советских фильмах 50-х 60-х чаще всего оказывался в руках отрицательных персонажей. Устоявшуюся традицию поломал герой Николая Рыбникова в картине «Весна на Заречной улице», умеющий петь не голосом, а душой. Актера уговорили спеть и в новом фильме, правда, за кадром, под аккомпанемент гитары, партию которой виртуозно вёл оператор Петр Тодоровский. Мелодия очень точно определила настроение фильма, органично вписалась в сюжет и стала неотделимой от его судьбы. Многие актёры и профессиональные певцы исполняли впоследствии песню из фильма «Дом, в котором я живу», но превзойти Николая Рыбникова не удалось никому.

 Кадр из фильма «Дом, в котором я живу». Киностудия им. Горького, 1957 год.
Режиссеры Лев Кулиджанов и Яков Сегель

Как все же оказался прав Александр Твардовский, когда говорил своему другу Алексею Фатьянову: «Завидую тебе, Алёша! Я умру, и меня через несколько лет забудут, а тебя будут петь всегда». «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри самой поэтической строки, - вспоминал поэт Михаил Матусовский, - его образно-напевные тексты сами подсказывали композиторам оптимальные мелодии, оставалось лишь запечатлеть их на нотном листе».

Алексей Иванович Фатьянов прожил совсем короткую, но очень яркую жизнь. Отсутствие признания «наверху» полностью компенсировалось искренней любовью народа, для которого он и писал свои стихи, абсолютно неотделимые от музыки.

Кадр из фильма «Дом, в котором я живу». Киностудия им. Горького, 1957 год.
Режиссеры Лев Кулиджанов и Яков Сегель

Тишина за Рогожской заставою

Тишина за Рогожской заставою.
Спят деревья у сонной реки.
Лишь составы идут за составами,
Да кого-то скликают гудки.

Почему я все ночи здесь полностью
У твоих пропадаю дверей?
Ты сама догадайся по голосу
Семиструнной гитары моей!

Тот, кто любит, в пути не заблудится.
Так и я - никуда не пойду,
Все равно переулки и улицы
К дому милой меня приведут.

Подскажи-подскажи, утро раннее,
Где с подругой мы счастье найдем?
Может быть вот на этой окраине
Или в доме, котором живем?

Не страшны нам ничуть расстояния!
Но, куда ни привел бы нас путь,
Ты про первое наше свидание
И про первый рассвет не забудь.

Как люблю твои светлые волосы,
Как любуюсь улыбкой твоей,
Ты сама догадайся по голосу
Семиструнной гитары моей.

"Тишина за Рогожской заставою", композитор Юрий Бирюков, стихи Алексея Фатьянова,
кадры из фильма "Дом, в котором я живу" (1957)

Источник

Это больно, но мы выдержим и это

«Прочитал твой пост "Сила в правде (https://t.me/L0HMATIY/24547)". Правильно всё написал. И видео отличное, сильное.Не в противопоставление, а в дополнение:Мы тоже те, кто не уехал. По ...

Кузькина мать выходит на мировую арену

У журналистов есть противная привычка привязываться к разного рода датам. В конце года они обычно просят подвести итоги и дать прогноз на следующий год. Это при том, что итоги уже и так...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Пусть... Здравствуй, Галя! :boom: :boom: :boom: :blush:
  • :open_mouth: :blush: :blush: Почему я все ночи здесь полностью У твоих пропадаю дверей? Ты сама догадайся по голосу Семиструнной гитары моей!...
  • Конечно петь эти песни мы будем, но и Всю Теркина тоже не забудем :raised_hand: :satisfied: :thumbsup:
  • Эти песни переживут века... Как все народные песни никогда не постареют... Как же мне нравятся эти песни молодости моих родителей! :sparkles: :sparkles: :sparkles: Действительно, можно позавидовать белой завистью такому успеху, который дает стихам положенная на них музыка (или наоборот), а вместе - талантливая, близкая народу песня, которую часто зовут застольной, потому что она доступна не только профессиональным певцам, а любому из нас. И главное, какие светлые и прекрасные чувства, какие необыкновенные эмоции рождают эти песни, что хочется их слушать и слушать бесконечно... :sparkles: :sparkles: :sparkles: