Вадим Шефнер: "Любовь — это пятое время жизни"

52 1383

Вадим Сергеевич Шефнер родился в 1915 году в Санкт-Петербурге в дворянской семье, его дед считается основателем города Владивосток, а предки по отцовской линии в большинстве своём были кадровыми офицерами флота. Однако, после революции Шефнер лишившись отца, стал беспризорным, окончил Фабрично-Заводское училище, трудился на нескольких предприятиях кочегаром, теплотехником, а после окончания Рабочего факультета Ленинградского университета – чертёжником. В 1938 году был принят в объединение молодых поэтов при Союзе писателей. Великую Отечественную Войну Вадим Сергеевич начал в звании рядового, окончил же – старшим лейтенантом.

Так получилось, что основа характера этого гениального (на мой взгляд) писателя была составлена из тяжёлых событий его детства и юности, однако Шефнер, несмотря на все непростые жизненные коллизии и как бы вопреки им, стал одним из самых лиричных и романтичных авторов своего времени.   

*  *  *
Птицам ветер не нужен попутный:
Хоть помочь он старается им,
Но при нем им становится трудно
Управлять опереньем своим.

Пусть сидит себе век на болоте
Тот, кто ветра попутного ждет.
Ведь свободу и точность в полете
Не попутный, а встречный дает.

Условно, я разделил бы его творчество на три больших пласта: поэзию, социалистический реализм и фантастику. 

Стихи Вадима Сергеевича необычайно красивы и образны. Но вместе с тем, они всегда точны в своих формулировках, и читатель ясно понимает мысль автора. Есть поэзия поверхностная, составленная из смутных, якобы двойственных образов, в которой авторы намекают, что у их стихотворений «двойное дно», предлагая читателю это самое дно разглядеть самостоятельно и всё самому додумать. Это как лужа, в которой намутили, а ты вглядываешься в поверхность и гадаешь, что там, на дне – золотой самородок, или просто мутная вода да ил. Я не очень люблю такую поэзию. Мне всегда кажется, что автор лукавит, а за мутностью формулировок не стоит ничего, кроме, собственно, мутных формулировок. У Шефнера поэзия имеет одно дно, но нельзя сказать, что его стихи просты и поверхностны – отнюдь его произведения это озёра с чистой кристальной водой, а ясность и простота слога, позволяют разглядеть то самое, единственное, но порой очень глубокое дно.

 * * *
Любовь минувших лет, сигнал из ниоткуда,
Песчинка, спящая на океанском дне,
Луч радуги в зеркальной западне...
Любовь ушедших дней, несбывшееся чудо,
Нечасто вспоминаешься ты мне.

Прерывистой морзянкою капели
Порой напомнишь об ином апреле,
Порою в чьей-то промелькнешь строке...
Ты где-то там, на дальнем, смутном плане,
Снежинка, пролетевшая сквозь пламя
И тихо тающая на щеке.  

Средний возраст

А где-то там, куда нам не вернуться
В далеком детстве, в юности, вдали, —
По-прежнему ревнуют, и смеются,
И верят, что прибудут корабли.

У возраста туда не отпроситься, —
А там не смяты травы на лугу,
И Пенелопа в выгоревшем ситце
Всё ждет меня на давнем берегу.

Сидит, руками охватив колено,
Лицом к неугасающей заре,
Нерукотворна, неприкосновенна, —
Как мотылек, увязший в янтаре.

1962 г.

Детство

Ничего мы тогда не знали,
Нас баюкала тишина,
Мы цветы полевые рвали
И давали им имена.

А когда мы ложились поздно,
Нам казалось, что лишь для нас
Загорались на небе звезды
В первый раз и в последний раз.

…Пусть не все нам сразу дается,
Пусть дорога жизни крута,
В нас до старости остается
Первозданная простота.

Ни во чьей (и не в нашей) власти
Ощутить порою ее,
Но в минуты большого счастья
Обновляется бытие,

И мы вглядываемся в звезды,
Точно видим их в первый раз,
Точно мир лишь сегодня создан
И никем не открыт до нас.

И таким он кажется новым
И прекрасным не по летам,
Что опять, как в детстве, готовы
Мы дарить имена цветам.

Миг

Не привыкайте к чудесам —
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Приглядывайесь к родникам,
Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так — и все не так
Через одно мгновенье.

1964 г.

Рядом с небом

Мы все, как боги, рядом с небом
Живем на лучшей из планет.
Оно дождем кропит и снегом
Порой наш заметает след.

Но облачное оперенье
Вдруг сбрасывают небеса —
И сквозь привычные явленья
Проглядывают чудеса.

…И лунный свет на кровлях зданий,
И в стужу — будто на заказ —
Рулоны северных сияний
Развертываются для нас,

И памятью об общем чуде
Мерцают звезды в сонной мгле,
Чтобы не забывали люди,
Как жить прекрасно на земле.

1961 г.   

Пятое

Любовь — это пятое время суток, -
Не вечер, не ночь, не день и не утро.
Придешь ты — и солнце сияет в полночь,
Уйдешь ты — и утро темнее ночи.

Любовь — это пятое время года, -
Не осень она, не весна, не лето,
Она не зима, а то, что ты хочешь,
И все от тебя одной зависит.

Любовь ни с чем на свете не схожа:
Не детство, не старость, не юность, не зрелость;
Любовь — это пятое время жизни. 

1962

Сюжеты и слог Шефнера – источник доброго и мудрого, а этого никогда не бывает мало. После его книг остаётся тонкое послевкусие, и ощущение того, что ты стал чуточку лучше. А разве это не то, ради чего стоит читать книги?

Источник: 1, 2


Невоенный анализ-74. Логика и математика. 17 ноября 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Картинки для субботы

Ну  што?  Пришла  пора  глянуть  "немножка картинкофф"?                              ...

Что показал в Китае своим виртуозным полетом Су-57
  • pretty
  • Сегодня 15:08
  • В топе

Человек в лампасахСоздать двигатель такого уровня на планете могут меньше государств, чем у вас пальцев на одной руке. Это сложнее, чем постройка ракеты, способной вывести на орбиту гроздь ядерных бое...

Обсудить
  • Спасибо! В ранней юности любила его стихи, став постарше открыла его странную фантастику, которая вроде простая, но на деле очень глубокая.. Его стихи как-то старательно замалчивались в СССР, но красивы и глубоки даже сейчас.
  • :star: :star: :star:
  • Стихи добротно сделаны, только отнюдь не гениальны
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: