Английских мужчин, злоупотребляющих кофе, их жены называли импотентами, турки кофеманов топили, а арабы отлучали их от церкви.
«Наши мужья приходят домой выжатые, словно лимон. В их организмах нет ничего влажного, кроме сопливых носов, ничего твердого, кроме костей, ничего стоящего, кроме ушей». Это строки из «Петиции против кофе», которую сочинили английские женщины в 1674 году на имя короля. Благородный напиток назывался в ней «отвратительным языческим ликером», который неузнаваемо изменил мужчин, превратив их из милых галантных кавалеров в беспомощных евнухов.
И это еще что. На востоке за употребление кофе зашивали в мешки и сбрасывали в воду. Арабская знать заваренным кофейным напитком мыла руки. А пили его исключительно для поддержания бодрости во время ночных молитв и совершенно при этом не обращали внимание на вкус.
Кофе как пьянящий настой
Кто и когда обнаружил особые свойства вечнозеленого кустарника, известного ныне как кофейное дерево, доподлинно неизвестно. По самой распространенной версии, это произошло в Эфиопии около 1000 года нашей эры. Один из местных пастухов заметил, что его козы, наевшись листьев и плодов этого куста, скачут, как заведенные. И вечером вместо того, чтобы отходить ко сну, едва ли не буйствуют. Секретом их активности оказались небольшого размера ягоды с зернами внутри. Постепенно методом проб и ошибок эфиопские пастухи научились их использовать — шелушили зерна и бросали в кипяток высушенную оболочку. Напиток получался бледно-желтого цвета и действительно придавал бодрость.
Из Эфиопии обычай вместе кофейным деревом попал в Йемен и там распространился среди арабов. Именно они придумали обжаривать оболочки кофейных зерен на углях, измельчать их и засыпать на 30 минут в кипящую воду. История не сохранила имя того, кто первым предложил поступать так не с шелухой, а с самими зернами. Зато известно как арабы назвали этот напиток. Слово قهوة переводится как «пьянящий настой». На латинице это будет «qahwah». Постепенно турки видоизменили слово, превратив его в «qahve». Следом преобразовали голландцы: «qahve» стало «caffe», потом «cafe», и наконец, «coffee».
Кофе для омовения рук
Но в Европу кофейный напиток выбрался лишь к середине XVI века, а до того он завоевывал популярность на Ближнем Востоке и в Малой Азии. Получалось это с трудом, ибо мусульманское духовенство ополчилось на кофе, называя его «одурманивающим зельем дьявола». Бодрящее действие напитка приравнивалось к действию алкоголя, который затуманивал сознание и порождал «неправильные мысли».
Но пока одни запрещали, а другие тайком потребляли, третьи анализировали свойства кофе. Речь идет об арабских ученых, которые выделили уникальную особенность напитка растворять жир и удалять запахи. В одном багдадском трактате X века современные исследователи нашли запись, что кофе предлагали гостям после ужина, чтобы ополоснуть руки. Но ценность его была не только в наружном применении — арабские врачи отмечали и благотворное влияние употребления напитка внутрь. По их наблюдениям он облегчал простуду, выводил мокроту и даже растворял камни в почках.
Но все же простые арабы ценили кофе именно за его бодрящие свойства и любили напиток несмотря на запреты. Со временем духовенство поняло, что бороться с повсеместным пристрастием бесполезно и решило отменить табу.
Кофе как причина импотенции
В Европу кофе попал из Османской империи в XVI веке, и стал не менее популярен, чем в мусульманских странах. История с запретами тут повторилась точь-в-точь. Вот только священники видели в кофе не происки дьявола, а попытку ислама завладеть умами и душами благочестивых католиков. Поэтому кофе на первых порах в Италии называли не иначе, как «черной кровью турок», и за его употребление грозили отлучить от церкви.
Но шествие бодрящего напитка по городам и весям Европы запреты и кары остановить были не в силах. Кофемания охватывала все большее количество городов и становилась неотъемлемой частью повседневной жизни французов, голландцев, испанцев.
Полюбился кофе и в Англии. Да так крепко, что на время вытеснил даже пиво. Английским мужчинам понравилось проводить время в кофейнях за спорами о политике. Причем, засиживались они допоздна, возвращаясь домой под утро. Конечно, не могло быть и речи об исполнении супружеского долга, вот поэтому английские жены и назвали супругов «евнухами» в своей петиции королю. Карл II их услышал и законодательно запретил кофе по всему королевству. Но сам же вскоре и отменил указ, так как был поклонником напитка.
География кофе
Но как ни старались сильные мира сего запретить употребление кофе, напиток все прочнее укреплялся на континенте, становясь частью культуры. А поскольку стоил он дорого, то торговля кофейным зерном становилась весьма прибыльной статьей дохода. Европейские купцы получали товар из Аравии и Эфиопии и, разумеется, мечтали перенести производство кофе на свою землю. Однако сделать это было трудно — арабские шейхи строго охраняли плантации кофейного дерева и не допускали на них посторонних. Но золото способно снять все барьеры — в XVII веке голландцы смогли тайно выкупить у одного йеменца настоящее кофейное дерево и привезли его в Амстердам.
Куст прижился, но только в королевской оранжерее, ибо сырой и холодный голландский климат оказался губительным для него. И даже Франция с солнечной Испанией не подходили для растения с его особой любовью к теплу и солнцу. Тогда европейцы сделали «ход конем» — увезли ростки в свои колонии. Вот так кофе появился сначала в Индонезии, потом в Центральной Америке, в Индии и экваториальной Африке. Последними спохватились португальцы, тайком выкрав ростки кофейного дерева у голландцев в их колонии Гайане и привезя в свою колонию в Бразилии. Теперь эта страна уверенно держит пальму первенства по экспорту кофейного зерна.
Кофе и Россия
Россия приучалась к кофейному напитку долго, и обошлась без запретов и церковных табу. Первым из известных особ, кто отведал кофе, был отец Петра I царь Алексей Михайлович. Его придворный лекарь голландец Коллинз прописал самодержцу напиток «супротив насморков и главоболений».
Около столетия кофе оставался в России напитком для богатых и подавался в особых «кофейных домах». Отношение к нему среди аристократов было неоднозначным. Кто-то влюбился в кофе раз и навсегда, а кто-то, как, например, князь Кантемир, называл его «пойлом, что шлет Индия».
В народ бодрящий аромат кофе проник только в начале XIX века. Когда русские войска в 1805 году оказались в Австрии, солдаты увидели, что местное население поголовно употребляет неведомый напиток. Они тоже попробовали и остались весьма довольны. Вот только солдаты стали употреблять кофе не столь изысканно и утонченно. Они крошили в него хлеб и лук и хлебали ложками как щи. Под именем «кава» кофе шагнул в народ и вскоре стал подаваться в каждом трактире наравне с традиционным чаем. Овощи и хлеб в него, правда, крошить перестали, зато придумали народный способ приготовления напитка, приспособив для этих целей самовар и став сыпать в него кроме собственно кофе еще и листья одуванчика, порошок желудей и цикорий.
Кстати, желуди оказались в роли полного заменителя кофейного зерна после Октябрьской революции. Советская Россия тогда была в экономической блокаде, и напиток, и так ставший недоступным из-за высоких пошлин в годы Первой мировой войны, и вовсе исчез из обихода. Вот и появилась дешевая народная альтернатива. Желуди очищали, нарезали, сушили, обжаривали на медленном огне, а потом измельчали и заваривали крутым кипятком, добавляя для аромата щепотку настоящего дефицитного кофе.
Ситуация с отсутствием в СССР кофе продолжалась примерно до 50-х годов. За это время народ успел отвыкнуть от бодрящего напитка, а помог ему в этом цикорий, ставший повсеместным заменителем кофейного зерна. И даже когда при Хрущеве в СССР потоком хлынул кофе сначала из Индии, а потом из Бразилии, советская промышленность все равно добавляла в конечный продукт цикорий, ячмень и сою. Кофейные напитки «Летний», «Балтика» и «Новость» содержали максимум 20% натурального кофе, а их основу составлял молотый ячмень, рожь и вездесущий цикорий.
Ну а про современную пору рассказывать нечего — кофейная революция происходит на наших глазах. Что интересно, историки называют ее третьей. Первая произошла с приходом кофе в Европу. Вторая случилась в 60-х годах, когда кофе из бодрящего стал превращаться в напиток для удовольствия. Третья стартовала в начале XXI века, а в Россию пришла в конце 2010-х. Ее отличительная черта в том, что кофе становится для людей не просто привычкой, а образом жизни. А обширная «кофейная» культура (причем не только гастрономическая) активно этому способствует.
Оценили 34 человека
75 кармы