Здравствуйте, дорогие читатели журнала "Меломан"!
У меня уже была статья, посвящённая этому замечательному композитору. Все желающие могут посмотреть её здесь: Алексей Рыбников. Музыка кино
Предлагаю Вашему вниманию отрывок из интервью Александра Фолина с Алексеем Рыбниковым.
Если даже изловчиться и найти человека, которому ничто не скажет имя Алексея Рыбникова, он гарантированно узнает его музыку. И не просто вспомнит, а с первых нот! Кто-то веселые песни из «Приключений Буратино» и «Про Красную Шапочку», кто-то пронзительные, до мурашек, мелодии из фильмов «Тот самый Мюнхгаузен» и «Вам и не снилось…». Композитор остался бы в истории, даже если бы не написал ничего, кроме легендарной рок-оперы «Юнона и Авось». Впрочем, Алексей Львович никогда не желал почивать на лаврах и в настоящий момент вновь совершает невероятное: поводом для интервью THR стал дебют 71-летнего классика… в режиссуре.
Когда вы впервые осознали, что у вас есть композиторский талант?
Есть талант или нет, сам человек понять не может. Это решают те, для кого он творит: пишет картины, музыку, книги… И еще определяет время. Бывает, что-то кажется потрясающим, а проходят годы, и думаешь: какой ужас, как могли этим восхищаться? Вообще, талантливым должен быть не автор, а его произведение. Ведь иногда вроде и глаз у него горит, и сочиняет вдохновенно, а произведение получается вялое и никому не интересное. Талант — это нечто, безусловно, таинственное, и даже признанному его носителю недоступное для определения. Он сам не знает, как у него все получается. Никто не сможет вам объяснить, как вдохновение приходит и уходит. И какие это страшные муки, когда только что оно было, а потом раз — и ушло. И ты остался ни с чем.
Так или иначе, первое масштабное свое произведение — балет «Кот в сапогах» — вы написали в 11 лет!
Да, с этим балетом, собственно, я и пришел к своему будущему учителю Араму Хачатуряну (композитор, народный артист СССР, автор произведений, среди которых балет «Спартак».)… Я начал сочинять в семь лет, а уже через год профессионально изучал композицию. Балет «Кот в сапогах» существовал только в клавире. Инструментовал я его к своему 60-летнему юбилею, и тогда же он был первый раз исполнен в Большом зале консерватории. Не скрою, волновался и был тронут, что публика его хорошо приняла.
В любом хит-параде отечественных мюзиклов одним из первых обязательно значится ленкомовская постановка рок-оперы «Юнона и Авось». Притом что количество известнейших произведений, вышедших из-под вашего пера, огромно. А когда вы их создавали, понимали, что творите историю?
Я недавно книжку дописал «Коридор для слонов», где в том числе все про «Юнону и Авось» есть. Не столько даже про создание, сколько про ее дальнейшую судьбу. Я считал, что пишу в стол, никогда опера не будет поставлена. Что стихи Вознесенского и сюжет совершенно несопоставимы с идеологией, царившей в стране. Все это было для меня источником колоссальнейшей депрессии. И путь к сцене, к признанию был очень непростой. Даже когда мы сочиняли песни к «Буратино», которого показали на Новый год, в замечательное время, — и то не знали, какая будет реакция. А потом вдруг пошли благодарные отклики…
А в чем разница в подходе к мелодиям, которые пишутся для детей и взрослых?
Никакой разницы нет! Скажу больше: я никогда не писал музыку специально для детей. Что детского в песне Кота и Лисы из того же «Буратино»? Или черепахи Тортиллы? У меня там рок-группа писалась, я в саундтрек джаз-рок вплел. И с песнями к «Красной Шапочке» — та же история. А почему нужно сюсюкать, упрощать? Детское — только потому, что написано к сказке, всего-навсего. Может быть, они таким успехом и пользуются по сей день, потому что в них на уровне музыки разговор абсолютно взрослый — без каких-либо скидок.
Как в вашей голове рождается музыка?
По-разному. Но надо работать — это очень важный момент. Потому что бесполезно ждать, что ты просто так сядешь, выпьешь чашку кофе, посмотришь в окно, и тебя осенит… Надо вкалывать и не бояться, как вам сказать… плохих вариантов. Я, когда сочиняю, обязательно сразу же записываю все свои идеи в компьютер — уже в виде нотного материала. Сейчас же есть программы, в которых можно играть, — и все это фиксируется в виде звуков и нот. А потом сажусь в кресло и оцениваю это со стороны, уже как слушатель. И тогда намного понятнее становится, возникла ли та зацепка, которую можно дальше потянуть и что-то получить. А идея может прийти где угодно — за рулем машины, во время обеда или разговора, — мозги продолжают работать даже во сне. Тут же бросаешься фиксировать как-нибудь, пока не забыл.
А теперь давайте послушаем музыку Алексея Рыбникова из любимых фильмов.
Алексей Рыбников - Музыка из к/ф "Та сторона где ветер"
Алексей Рыбников - "Мама, я влюбился в девочку одну"
Музыка из к/ф "Карантин"
Алексей Рыбников - Песенка Красной Шапочки из к/ф "Про красную шапочку"
Алексей Рыбников - Песенка про Буратино из к/ф "Приключения Буратино"
Алексей Рыбников - "Волк и семеро козлят на новый лад" (1975).
Кукольный советский мультик
Друзья, слушайте чудесную музыку Алексея Рыбникова и смотрите фильмы, где звучат мелодии этого прекрасного композитора. В них так много света, добра и любви...
По материалам статьи.
Подписывайтесь на новый журнал "Меломан"! Размещайте любые музыкальные материалы, включая свои собственные. Вы отправляетесь в увлекательное путешествие в мир музыки. В добрый путь!
Оценили 54 человека
88 кармы