Общественно-экономическая формация — исторический тип общества, характеризуемый определенным состоянием производительных сил, производственных отношений и определяемых последними надстроечных форм. Формация — это развивающийся социально-производственный организм, имеющий особые законы возникновения, функционирования, развития и превращения в другой, более сложный социальный организм. Каждая из них имеет особый способ производства, свой тип производственных отношений, особый характер общественной организации труда, исторически обусловленные, устойчивые формы общности людей и отношений между ними, специфичные формы общественного управления, особые формы организации семьи и семейных отношений, особую идеологию и свод духовных ценностей.
Понятие общественной формации К. Маркса является абстрактной конструкцией, которую еще можно именовать как идеальный тип.
«Идеальный тип» отражает очень обобщенное понимание общественных и экономических отношений в определенное время и в определенном месте.
Скажем рабовладельческий строй совершенно неодинаков в древнем Китае и древней Греции. А использование рабского труда в буржуазной Европе 18 века не дает нам возможности относить Европу того времени к рабовладельческой формации. Просто потому, что средством производства уже был не человек, а станок.
Многие альтернативные историки, вульгарно трактуя теорию общественно-экономических формаций, доходят до примерно следующих заключений:
В Китае – один тип рабства, в древней Греции – другой, у древних славян – третий, а у европейцев 18 века – четвертый. Вывод – история моложе и рабовладельческий строй характерен для 18 века. Вуаля!
И в этом есть некая логика. Оценивать пласт по последней по дате вещи. Только очень слабая.
К тому же очень важно понимать, что любая теория всего лишь описывает реальность, а вовсе не является ею. В том числе и теория Фоменко.
Но теория общественно-экономических фармаций, хоть и являлась некоторое время предметом культа, стала одним из инструментов для понимания мира, и даже, отчасти, построения современных отношений.
Чего не скажешь о теориях Фоменконосовского или «Курса по управлению миром рептилоидами посредством искуственновыведеных ЖИДОффф».
Хотя, можно предположить, что Маркс писал свою теорию и «Капитал» в целом, под диктовку масонов. Что кстати, не делает ее менее ценной.
Оценили 15 человек
34 кармы