На днях в Перми торжественно воздвигнуты минареты на очередной достраиваемой мечети: по адресу Бульвар Гагарина, 74а (на фото). Новая мечеть уже заявлена как соборная. Это означает, что в Перми появляются две конкурирующих соборных, то есть главных, доминирующих мечети: историческая на Монастырской, 67 и вот эта новая у «Авторадио». Первая принадлежит ДУМу во главе с Равилем Гайнутдином (Москва), вторая – ЦДУМу во главе с Талгатом Таджутддином (Уфа). На этом фоне предлагается ещё огромная, самая большая в Пермском крае мечеть в Верхней Курье высотой с 16-этажный дом с медресе за деньги и под контролем арабов, которая тоже явно будет претендовать на лидерство в пермской умме. В общем, в Прикамье решили устроить великое мусульманское разнообразие с кучей конкурирующих источников власти и весёлым хаосом, в котором местные власти и спецслужбы не смогут ничего отследить и проверить.
Разумеется, как мы писали ранее, татаро-башкирская община во всех пермских мечетях играет маргинальную роль, всем здесь рулят среднеазиаты, преимущественно, таджики и их имамы. Татарские муфтии, пока ещё удерживаемые усилиями администрации, выступают свадебными генералами. Вновь создаваемые мечети, конечно же, не минуют этой участи. Азиатская временами мягкая, временами весьма жёсткая сила выдавит татар, которые давно чувствуют себя во всех пермских мечетях людьми второго сорта.
Вообще же, статистический расклад по городу таков. В Перми 91% жителей определяют себя как православные христиане и 7% как мусульмане – включая получивших паспорта мигрантов. На сегодня в городе насчитывается 66 православных храмов и часовен. Помимо дореволюционной мечети на Монастырской за последние годы построено ещё 7 мечетей: ул. Ласьвинская, 90 (Закамск), Бирская, 15 (Гайва), Проспект Декабристов, 69/1 (Балатово), Яблочкова, 13 (Крохалевка), Эпроновская, 15а (центральный рынок), Матросова, 1а (Кондратово) и вот новая на Бульваре Гагарина, 74а. Пермь - чемпион по числу мечетей среди других русских городов (Башкирию и Татарию не берём), в других миллионниках их в среднем по 2-3. Из расчёта численности населения на одну православную церковь и даже самую маленькую часовню в Перми приходится 15.667 прихожан, а на одну мечеть – всего лишь 9.047 прихожан. В ещё более привилегированном положении в Перми находятся разве что евреи: с постройкой новой хасидской синагоги возле ДКЖ на каждую из обеих пермских синагог будет приходиться значительно менее тысячи потенциальных прихожан.
Уровень религиозности татар примерно такой же, как у русских. То есть обеспеченность верующих мечетями на сегодня в Перми, как мы видим, намного выше, чем православными храмами. С точки зрения коренного мусульманского татаро-башкирского населения она явно избыточная. Совершенно очевидно, что широко развернувшееся пермское мечетестроительство направлено не на местных мусульман, а на растущую на глазах новую мигрантскую умму. Складывается впечатление, что город поэтапно готовят к сдаче новым жителям.
Оценили 30 человек
39 кармы