Зачем русских староверов из Южной Америки собрали в России

11 1214


Они родились в Бразилии, но сохранили русскую веру и русский язык. И теперь могут насовсем вернуться в Россию. Хотя нет, не вернуться - переехать жить. Потому что из России уходили не они, а их предки, которых подвергали гонениям за старую веру. Теперь русских старообрядцев из Южной Америки везут на русский Дальний Восток - показывать места, где им готовы дать большие земельные наделы.

Владимир и Марья Санаровы из деревни Санта Круз (Святой Крест, значит), что в бразильском штате Парана, занимаются земледелием. На больших полях они выращивают бобы, хлеб, разные овощи, арбузы. Еще русские бразильцы сдают молоко. В каждом хозяйстве есть огромный бак, к которому каждый день приезжает молоковоз.

image

Русские люди в Бразилии живут сельским хозяйством. Правда, в последнее время жизнь там все сложнее - экономика страны в упадке, что сказывается и на земледельцах. Все это заставляет чаще смотреть в сторону России, которая заинтересована в русских переселенцах на Дальнем Востоке.

Русские староверы в Бразилии не прячутся от мира, как считают некоторые. Например, деревушка Санаровых в полутора часах езды от главного города штата - Куритибы - расположена в укромном месте. К ней можно проехать, свернув с трассы по указателю, на котором написано "Colonia dos russos".

Владимиру 47 лет, Марье - 42. У них трое детей, есть внуки. Русские староверы в Бразилии активно пользуются соцсетями и используют новые гаджеты. Но при этом одеваются по-старинке. Женщины носят длинные платья и убирают волосы в платок. Мужчины, само собой, носят бороды, рядятся в рубахи и подпоясываются.

Это сильное впечатление - увидеть, как в бразильской глуши по деревенской улице идет женщина в сарафане и приветствуют соседей: "Здорово живете!"

Так было четыре года назад, когда мне удалось побывать в Санта-Крузе, такой же уклад сохраняется и сейчас. Дедушке Антону - отцу Владимира - тогда было 80 лет. Его не стало год назад. А в 2014-м он рассказывал, что родился рядом с Харбином (в Бразилии вообще много русских выходцев из этого китайского города, который когда-то считался русским). Из Маньчжурии, когда ситуация в Китае резко изменилась, пришлось уезжать в Бразилию.

И вот - снова Дальний Восток. Теперь, правда, для детей дедушки Антона. Или внуков. Вопросами их переселения занимается созданное в 2015 году Агентство по развитию человеческого капитала. Его представители несколько раз ездили в Южную Америку и агитировали русских старообрядцев переезжать в Россию.

- Теперь представители общин приехали посмотреть все вживую, чтобы принять решение. Самим переезжать или сыновей отправлять сюда. Агентство готово всячески содействовать переселению русских людей на Дальний Восток, - говорит Павел Мальченко, который сопровождает старообрядцев в России.

Он встречает их в аэропорту. В Москву прилетают староверы не только из Бразилии, но и из Аргентины, Боливии, Уругвая. Впереди - Москва, а потом перелет во Владивосток, затем дорога в Дальнереченский район, Хабаровский край, Еврейскую автономную область, Амурскую область, Бурятию и Забайкальский край. Еще, говорят, русских старообрядцев хочет видеть на своих землях правительство Карелии.

image

А Марья с Владимиром хотят задержаться в России подольше. В Калужской области у них живет родня и, чувствуется, оставаться на Дальнем Востоке им бы не очень хотелось. Хотя, возможно, они посмотрят на все по-другому, побывав там.Зачем русских староверов из Южной Америки собрали в России

Но почему гектар готовы давать безвозмездно только на Дальнем Востоке? Поля зарастают лесом и в Тверской, и в Смоленской, и в Калужской, и во Владимирской областях. Это не тысячи, а сотни километров от Москвы. Земля там, возможно, не слишком плодородна и нет такого уединения, как у староверов на Дальнем Востоке. Но старообрядцев из Бразилии это, судя по всему, не слишком смущает. Еще подлетая к Москве, они спрашивали, глядя в иллюминатор, что убирают на полях.

Брат Владимира Александр (ему 54) в этой поездке по России - на свои деньги (остальным билеты и проживание оплачивает агентство). Говорит, одному было бы не так сподручно, а тут вместе со всеми удастся посмотреть много мест.

Везде со старообрядцами собираются встречаться местные власти. Будут рассказывать про программу "Дальневосточный гектар", льготы и помощь. Но старообрядцев предупредили, что не все так красиво и просто, как кажется на первый взгляд. Так что они, и без того не слишком доверчивые, в России чрезвычайно осторожны.

В Москве всех разместили в кельях Преображенской старообрядческой общины на Преображенском валу. В советское время эти корпуса отдали под жилье. Многие, как говорят здесь, приходят сюда и рассказывают, что жили в монастырских постройках или вообще в башнях. Правда, главный храм не закрывался ни в Отечественную войну 1812 года, когда французы жгли город, ни в Великую Отечественную. Недавно здесь подняли из архива книги прихода за 1941 год. Людей в дни, когда немцы подходили к Москве, тут стало только больше...

image

Правда, остальную территорию общины застроили всякими постройками, в том числе гаражами, а потом открыли на территории колхозный рынок. Он и теперь существует. На него старообрядцы, оставив вещи в кельях, отправились за едой.

День был постным, поэтому мясные ряды все дружно миновали. Приценились к рыбе, сверяясь с курсом бразильского реала, российского рубля и американского доллара. А купили хлеба, квашеной капусты, овощей и фруктов. Особенно по душе пришлись луховицкие огурцы, тверская черника, узбекские виноград и дыня. Кроме того, кстати пришелся сергиево-посадский разливной квас. От ананасов, апельсинов и "прочего фрукта" отказались. Такое и в Бразилии есть.

Тем временем, торговцы и торговки на рынке, оценивая наряд староверов, пытались угадать, что это за покупатели и из какой они страны. Услышав по-русски "русские из Бразилии", пребывали в некотором замешательстве.

Пока Владимир с Марьей щедро посыпали огурцы и помидоры солью и нарезали хлеб в столовой монастырской гостинички, Александр задержался в коридоре возле огромной копии суриковской картины "Боярыня Морозова". Ее с поднятым вверх двуперстием увозят на санях по рыхлому снегу.


А в Бразилии сейчас весна...

- Да, там мы и родились, и выросли. И даже чуть не состарились, - щурится Александр Санаров, как будто ему в глаза светит солнце.

В России у него живет сестра и два шурина. Три года как они переехали в окрестности Дальнереченска из Боливии. На вопрос, нравится ли им в России, Александр отвечает так:

- Они об этом не шибко говорят. Сказали так: "Мы приехали - нам понравилось. Другие пущай сами смотрят". Вот мы и посмотрим - увидимся с ними.

Для Санаровых это самое далекое путешествие, хотя Марья с дочерью Феофанией зимой приезжали в Москву, откуда путешествовали в Петербург, Ростов-на-Дону и Сочи. А Александр летал к дочери в США. Ему сложно представить, что ждет впереди и что заставит его переселиться в Россию, "пока не состарились":

- Нам главное, чтоб земля была. Чтобы работать на ней можно было. Мы к этому привыкшие. У себя бобы выращиваем, по-португальски это сожа. Кукурузу, пшеницу, фасоль сеем. И арбуз, бывало, сажали. А нонче не стали...

Источник: https://rg.ru/2018/09/13/zachem-russkih-staroverov-iz..

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Хорошо, что возвращаются хранители и носители русской культуры. Таких людей западными ценностями не соблазнишь, раз они смогли её на чужбине сохранить. Они на своей земле стоять будут крепко :thumbsup: :thumbsup:
  • :star:
  • Оно бы, конечно, хорошо, если бы не частности... Слышал истории от любителей сплава по рекам. В путешествиях натыкались они на поселения, где живут староверы. Живут сами по себе, обособленно, в глухих местах, ни с кем не общаются, цивилизации чураются, кормятся натуральным хозяйством. Чужаков не приемлют категорически. (Фактически, секта-сектой). Вот вопрос в связи с этим - а они платят, например, налоги? Участвуют ли в выборах, ну или вообще какое-либо отношение к государству кроме места проживания имеют? Ну то есть, вопрос банальный - а не будет ли так же с приезжими? Нет, если они не приемлют "ойфонов", "блоггеров", "современную культуру" и тому подобную блажь, не лезут в чужие дела и т.п. - это дело хозяйское и даже, в общем-то, похвальное, но если они не приемлют ничего кроме себя самих - что с них остальным? Хорошо, если ошибаюсь, а если - нет?
  • А говорили,что вроде в родные места собирались селиться, И разве их кто-то собирает? Сами вроде..