Финансовый Олимп.

0 944

 Важнейшим способом реализации услуг профессионального спорта является продажа прав трансляции с мест проведения соревнований и спортивных событий. Для того чтобы верно представлять себе процедуру продажи прав на все виды трансляций, следует сначала определить собственника продукта, – кто это: спортсмены, принимающие участие в соревнованиях, тренеры, готовящие спортсменов к выступлениям или федерации по видам спорта? Вопрос этот весьма важен в том смысле, что только владелец (или уполномоченное им лицо) имеет законное право его продажи.

В повседневной практике владельцами спортивного продукта могут быть любые физические и юридические лица, которые имеют соответствующее право собственности по национальному законодательству или международному праву. Чаще всего это международные спортивные организации, организующие и проводящие собственные турниры (например, МОК имеет все права на трансляцию Олимпийских Игр), а также спортивные клубы и команды, участвующие в этих турнирах. При необходимости устанавливается порядок разграничения полномочий в части обладания теми или иными правами.

Не менее важным является вопрос о том, сколько же стоит производимый профессиональным спортом продукт в денежном выражении и какова процедура формирования цены?

Ответ на этот вопрос потребует некоторого знакомства с технологией ведения телевизионного и иного масс-медийного бизнеса. Работа телевизионных и радиокомпаний выстраивается таким образом, чтобы вызывать у максимальной части аудитории зрительский интерес. Если интерес к передаче низкий, то зрительская аудитория сокращается, и, напротив, интересные программы собирают у телевизоров и радиоприемников большое количество людей разных профессий и возрастных групп.

Для электронных СМИ жизненно важен зрительский интерес, так как именно он определяет коммерческую эффективность той или иной телекомпании, радиостанции или интернет-проекта. Дело в том, что основным источником существования такого рода компаний и творческих объединений является реклама (для открытых каналов) или абонентская плата (для кабельных сетей, для доступа к отдельным web-сайтам и проч.). Поступления от рекламодателей и абонентов повышаются по мере нарастания зрительской аудитории, которая, в свою очередь, увеличивается вместе с ростом интереса.

И телерадиокомпании, и рекламодатели внимательно следят за численностью и составом зрительского контингента, так как стоимость рекламного времени напрямую увязывается с этими показателями. Для количественной оценки зрительского интереса используется рейтинг, один балл которого представляет собой 1% или 1.055.000 российских семей.

Так как многие зрители смотрят телевизор, часто переключая каналы, вводится еще один показатель – доля аудитории – который определяется как процент включенных телевизоров, показывающих данную программу.

И, наконец, для усредненной оценки используется такой критерий, как среднесуточная доля телеканала – среднее количество человек, смотревших канал на протяжении суток, выраженное в процентах от общего количества телезрителей (тех, кто смотрел любой другой телеканал в течение суток).

Определяются рейтинги путем опросов и фокус-групп специальными независимыми компаниями с хорошей репутацией – например, Гэллап Медиа (Gallup Media). Такие замеры рынка электронных СМИ проводятся еженедельно, а результаты исследования сводятся в таблицу.

Российская практика последних лет свидетельствует, что рейтинги спортивных программ значительно уступают рейтингам сериалов и развлекательных передач. В связи с этим обстоятельством реклама в спортивных трансляциях стоит меньше. Однако не стоит забывать, что в электронных СМИ рекламируются весьма разные товары и услуги. Неоднородна и зрительская аудитория: если сериалы и ситкомы просматривают в основном женщины и люди пенсионного возраста, то спортивные передачи – мужчины среднего возраста с уровнем достатка выше среднего, а также молодежь. Этот факт иногда способствует повышению рекламных расценок на спортивных каналах.

Исходя из этих моментов, сделки спортивных организаций с электронными СМИ в части купли-продажи прав трансляций происходят по следующей процедуре. Спортивные менеджеры ведут переговоры с представителями телевизионных и радиокомпаний с цифрами в руках (о текущих рейтингах спортивных передач, о стоимости рекламы в дневное и вечернее время и проч.), приводя последним свои доводы и аргументы. В частности, менеджеры спортивных организаций стремятся продать свой продукт оптом, включая, например, все матчи чемпионата, а не отдельные игры. Делается это с целью снижения коммерческих рисков, так как не все матчи собирают у экранов или радиоприемников большое количество болельщиков. Но в то же время никто не может заранее сказать, как именно будет разворачиваться чемпионат, кто будет лидером, в чем будет заключаться главная интрига.

В свою очередь, представители масс-медийных компаний представляют спортивным менеджерам свои выкладки. Они, например, говорят, что матчи чемпионата России по футболу имеют зрительский рейтинг в 1%, что значительно уступает рейтингам сериалов и игровых передач, которые колеблются в диапазоне 11-15%. Отсюда простой расчет: если телеканал закупит какой-либо сериал за 100 тыс. долл., то реклама, включенная в него, может принести 200 тыс. долл. Если же заплатить за трансляции футбольному союзу те же 100 тыс. долл., то, с одной стороны, прибыль от рекламы составит только 20 тыс. долл., а с другой – может снизиться рейтинг самого телеканала, то есть канал может потерять часть зрительской аудитории. В связи с этим обстоятельством переговоры представителей спорта и электронных СМИ зачастую проходят весьма непросто.

В купле-продаже прав трансляции принято различать:

Эксклюзивные (исключительные) права, обладатель которых становится единственным правообладателем спортивного продукта. В этом варианте владелец исключительных прав сам решает, кому и по какой цене он будет перепродавать спортивный продукт;

Пакетные права, которые включают в себя набор из нескольких прав трансляций – например, прямой эфир (live), трансляцию через Интернет (только звук или звук и изображение), выборочная трансляция (16 матчей из 32 игр чемпионата) и т.д.;

Отдельные права – на радиотрансляцию (live), на трансляцию всего матча на следующие сутки, на 10-ти минутные фрагменты игр; право на трансляцию с редактированием (в том числе со вставкой собственной рекламы).

Что же касается заключения сделок о продаже прав трансляции закрытым (кабельным и спутниковым) каналам, то здесь переговоры имеют особый фон. В частности, на первый план выходят такие параметры, как количество подписчиков (абонентов) канала, величина платы за канал (или пакет каналов), наличие или отсутствие рекламы в передачах трансляции, географическая зона трансляции. Фактически менеджеры закрытых спортивных каналов обращаются к спортивным организациям и организаторам соревнований с предложением продать им продукт по приемлемой для обеих сторон цене. В современной экономике спорта все чаще владельцы прав трансляций (МОК, ФИФА, УЕФА, другие международные спортивные федерации) продают спортивный продукт через свои маркетинговые подразделения или уполномоченные компании на длительный срок в 4-6 лет. Выкупившая эксклюзивные права трансляции фирма перепродает их отдельным телекомпаниям и радиостанциям по индивидуальным контрактам, учитывая платежеспособность и текущие финансовые возможности каждого конкретного покупателя. В результате деловых переговоров формируется цена на прямые трансляции, видеозаписи и демонстрации отдельных моментов соревнований.


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...