C американскими шахтерами угольная компания расплачивалась не деньгами, не долларами, а медными жетонами, которые можно было потратить только в магазинах угольной компании (англ. company store). Жетон по английски звучит как "токен" (англ. token https://www.multitran.com/m.ex... - именно этим словом сегодня обозначают так называемые "цифровые рубли", или, если брать шире, в мировом масштабе, цифровую валюту Центробанка (англ. CBDC) - токены или цифровые токены. Да и принцип у "цифрового рубля " аналогичный - монополия тебе платит, монополия же забирает у тебя то, что тебе заплатила, а для такого примитивного процесса деньги не нужны, достаточно жетончиков, которые выступают средством оценки твоего труда в товарном эквиваленте. В СССР например роль таких жетончиков выполняли "палочки" трудодней в колхозах, за которые раз в год колхоз же выдавал продукты. Эти палочки и трудодни критиковал любимый новой властью писатель Солженицын А.С., что впрочем никак не мешает новым властям принимать закон "о цифровом рубле". "Матренин двор" отдельно, цифровизация - отдельно.
Все новое - это хорошо забытое старое. Эту фразу приписывают портнихе английской королевы.
Когда звезда американской кантри-музыки Мерл Трэвис в 1947 году сочинял песню «Шестнадцать тонн», отлично знал, о чём сочиняет. Он вырос в бедной семье шахтера, сам научился играть на музыкальном инструменте. В текст своей песни он практически слово в слово , где cтихами, где прозой, положил ежедневные сетования своего отца, который работал на угольной шахте Кентукки. Труд шахтера был тяжёлым и бесперспективным - щахтёрам платили не нормальными деньгами, не зелеными долларами, а медными жетонами, которые принимали только в магазинах принадлежащих угольной компании: «Ты грузишь шестнадцать тонн — и что получаешь? Становишься на день старше и тонешь в долгах. Святой Пётр, не призывай меня! Я не могу прийти. Я задолжал душу магазину компании!» .
В СССР "Шестнадцать тонн" почему то не исполняли, несмотря на прямую критику американского капитализма. С другой стороны, платить колхозникам живые деньги в СССР начали только в семидесятых годах, а до этого, советские колхозники как и американские шахтеры работали за токены в виде палочек в учетной книжке трудодней. Более того, по улицам Советского Союза гуляла как бы хулиганская блатная кавер-версия "Шестнадцать тонн" с абсолютно не соответствующим оригиналу текстом про бомбежку СССР: «Cидим мы в баре в поздний час и вот от шефа летит приказ летите мальчики на восток бомбите мальчики городок. Шестнадцать тонн - опасный груз. А мы летим бомбить Союз.»
И это несмотря на то что "Шестнадцать тонн" https://www.youtube.com/watch?... исполнял сам чернокожий бас Поль Робсон (Paul Robson), мотавшийся в СССР, и исполнявший Гимн СССР https://yandex.ru/video/previe... Да, да, американский чернокожий певец-бас исполнял гимн СССР. За что во времена маккартизма Поля Робсона таскали в комитет по антиамериканской деятельности. И всего этого хватило только на перевранный хулиганский кавер про бомбежку СССР. Похоже мы еще мало знаем о том как работало управление в СССР. Партии и правительству не нужны были лишние аналогии и параллели. Как и сегодня партия и правительство взасос целуя бюстик Солженицына принимают закон о "цифровом рубле". Ну эти играют в ухвативших Бога за бороду. Так что "Шестнадцать тонн" по прежнему нежеланные, по прежнему нелегальные, по прежнему запрещенные. Слушаем...
Оценили 3 человека
6 кармы