ЭТО ПРЕЛЕСТЬ))))
"Госдума настаивает на недопустимости антироссийской пропаганды в образовательном процессе.
На эту проблему обратил внимание руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов в ходе парламентских слушаний, посвященных развитию системы образования. Председатель ГД Вячеслав Володин заявил, что все фракции поддерживают высказывание коллеги."
Я не спорю, ВСЕ ЭТО ПРАВИЛЬНО.
Только вот один нюанс: кое-чего люди не замечают, глядя на это "кое-что" в упор. Я имею ввиду УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ.
То, что русская классика убойно депрессивна, знают все. Но люди проницательные обращали внимание еще вот на что: русская классика формирует у человека, ее читающего, ПРЕДВЗЯТОЕ И НЕГАТИВНОЕ мнение о России. А также предвзятое мнение о русском человеке, как о каком-то хлюпике, размазне, бесхребетном слизняке, и так далее...
Причем таким ЧИТАТЕЛЕМ может быть как иностранец, который формирует впечатление о нашей стране из нашей литературы - так и ... НАШ СОБСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК, который еще мал, еще не знает страны, в которой живет, не знает толком ее истории (разве что поверхностно), не знает вообще ничего - но ему суют кучу книг, в которых все беспросветно плохо, все хуже некуда, по всем страницам течет черное горе... И ВСЕ ЭТО ПРОИСХОДИТ В РОССИИ! Что же думать? что Россия очень плохая, ужасная страна? И всегда такой была, исторически?
О том, какое впечатление это может сформировать у иностранца, писал, например, Зощенко:
"Вот что рассказала мне учительница М., пробывшая у немцев два года.
Летом сорок первого года она приехала в Витебск к своим знакомым и там имела несчастье застрять во время войны.
В квартире, где она проживала, стоял немецкий офицер... В конце сорок третьего года офицер этот послал своего денщика к учительнице М., попросил ее зайти к нему.
Не смея ослушаться, учительница зашла к немцу.
Он сидел за столом, на котором горой лежали книги. К своему удивлению, учительница увидела, что это были русские книги — собрания сочинений классиков.
Офицер попросил учительницу сесть и сказал ей:
— Сколько я слышал, вы учительница русского языка и вы преподавали русскую литературу в старших классах средней школы. Не так ли?
Учительница подтвердила это. Немец сказал:
— В таком случае у меня имеется к вам вопрос, быть может вызванный моим непониманием русской литературы. Кто из ваших русских классиков наиболее полно изобразил русский национальный характер? Вот я вас и спрашиваю — какой русский писатель наиболее полно изобразил национальный русский характер? Достоевский, да?
— О нет, — сказала учительница. — Достоевский великий знаток человеческой души, но души, несомненно, нездоровой, искаженной страданием. Достоевский изобразил больной, неполноценный мир...
Немец снова потер свой лоб и сказал:
— В таком случае, кого же вы назовете? Чехова?
Немец взял со стола книгу Чехова и снова положил ее на стол. Раздраженно сказал:
— Я прочитал вашего Чехова. Слабые, безвольные люди. Безысходная тоска в их сердце. Практическое неумение организовать свою жизнь. О, если б мы имели такого противника — война давно была бы уже кончена в нашу пользу. Я отвергаю вашего Чехова как материал для изучения вашей страны.
Немец снова взял со стола книгу Чехова и снова сердито кинул ее на стол. И все более раздражаясь, сказал:
— Именно с этой стороны я отвергаю и многих других ваших писателей — Салтыкова, Гоголя, Островского, Лермонтова, Тургенева, Сухово-Кобылина. Их литература не дает ключа к пониманию вас. Напротив, эта литература путает нас, уводит от правильного понимания вашего национального характера.
Учительница с удивлением глядела на раздраженного офицера. Сказала ему:
— Но ведь это особая литература, так называемая обличительная. Она изображает отрицательные стороны, какие существуют в любом обществе. Эта литература вовсе не обозначает, что все общество таково. Напротив, эта литература показывает людей, с которыми обществу надлежало бороться. И здесь не следует часть принимать за целое.
Не переставая потирать лоб, офицер сказал:
— Стало быть, у вас нет такого произведения, которое показало бы ваш национальный характер? Я скажу со всей откровенностью. Здесь, на русских равнинах — на фронте и в нашем тылу, — мы столкнулись совсем не с тем, что читали в вашей литературе. Быть может, мы плохо знаем вашу литературу, не всё читали. Во всяком случае, мы терпим поражения от причин, не совсем понятных нам…"
То же самое писал и И.Л. Солоневич.
«Мимо настоящей русской жизни русская литература прошла совсем стороной. Ни нашего государственного строительства, ни нашей военной мощи, ни наших организационных талантов, ни наших беспримерных в истории человечества воли, настойчивости и упорства — ничего этого наша литература не заметила вовсе».
И Солоневич делает такое умозаключение:
«Наша великая русская литература — за немногими исключениями — спровоцировала нас на революцию».
Солоневичу, видевшему блеск и закат Российской империи и прошедшему ад сталинских лагерей, особенно больно дались эти слова.
Можно упрекать Солоневича в социологическом подходе, говорить о том, что литература ничего не должна отражать, прошли времена критического реализма и т. д. Но некий здравый, крестьянский что ли, взгляд на роль литературы в трагической истории ХХ века отрицать нельзя.
А ТЕПЕРЬ У НАС ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ВЕК.
Давайте посмотрим, что именно мы даем читать нашим детям, с их неокрепшей психикой, с их незнанием ни жизни, ни истории?
Из всей депрессивной литературы 19 века, составители учебников ухитрились выбрать самое уж самое мрачное. Например, возьмем драматурга И.А.Островского. У него куча искрометных комедий, глубоких психологических драм - но из всех 150 пьес, им написанных, были выбраны две ТРАГЕДИИ, в финале которых героини погибают, и все над ними рыдают.
И что должен подумать ребенок? Какая Россия ужасная страна?
Или возьмем "Гранатовый браслет" Куприна. Тут вообще "тушите свет". Я читала эту книгу внимательно, и особенно мне "понравились" рассуждения дядюшки главной героини о "великой любви". Когда он в качестве примеров приводит два случая... ну, современные психологи определили бы это как абсолютную патологию, как болезненную зависимость. Оба случаи выглядят так: хороший мужчина влюбился в ничтожную женщину, недостойную малейшего уважения, и спустил жизнь в унитаз на ее капризы... При этом ни малейшей попытки осознать свое положение и взять себя в руки, вырваться, он не делает, наоборот, терпит свое унижение чуть ли не с восторгом! Почитайте - ужаснетесь, гарантирую.
Если это "любовь", то я Папа Римский... И ВОТ ТАКОЕ ПОНЯТИЕ О ЛЮБВИ МЫ ПОДСОВЫВАЕМ ДЕТЯМ! Да и сам сюжет "Гранатового браслета", если убрать умиленные ахи-охи "Ах, он бедный чиновник, влюбился в богатую княгиню", выглядит просто недостойно. Если убрать все разницы в положении и деньгах, то выходит вот что: назойливый тип докучает замужней женщине, эгоистично не думая, что может как-то испортить ее семейное счастье... И этот бешеный эгоизм преподносится как "великая любовь!" И чему мы учим детей?
Сядьте и прочитайте подряд все то, что наша школа пихает детям. Я гарантирую вам на несколько дней черный депрессняк. И если вы можете в конце концов отмахнуться от тяжелого впечатления, но для нетронутой, легко травмируемой детской души это даром не пройдет. Это "ЭФФЕКТ УТЕНКА", что утенок в детстве запомнил, то потом бессознательно ощущает всю жизнь. Все мы родом из детства.
(Отдельно хочу сказать О САМОУБИЙСТВАХ. В школьной программе самоубиваются все подряд. Бедная Лиза утопилась, Катерина утопилась, Желтков застрелился, Треплев тоже застрелился, Анна Каренина бросилась под поезд, Любинька (у Салтыкова-Щедрина) отравилась спичками...
А потом мы спрашиваем - ах, почему у нас такой большой процент самоубийств среди подростков? В ГАЗЕТАХ, В ИНТЕРНЕТЕ ЗАПРЕТИЛИ ПИСАТЬ О САМОУБИЙСТВАХ - может, дойдем и до учебников, наконец?)
Вывод у меня такой.
Или мы срочно меняем подборку произведений по литературе - или все разговоры о воспитании патриотизма - это просто сотрясение воздуха.
Оценили 3 человека
5 кармы