АВТОР: https://dzen.ru/a/Ywe2ukyoLwCDqmYR
Как акушерство наказывает нас за то, что у нас были любовные отношения?
Ещё с момента, когда я впервые услышала классическое: "А ноги раздвигать не больно было?!", я размышляю об этом. Правда, тогда я по наивности и неопытности расценила это как вопрос для сбора анамнеза, но выяснилось, что врачам было плевать на то, больно ли мне во время полового акта, больно ли мне при осмотре, и больно ли мне вообще. Это был не вопрос.
Любая женщина, прошедшая через мясорубку акушерского насилия, никогда этого не забудет и не сможет жить, ничего не предпринимая для борьбы с этим.
Женщины, изучающие этот феномен, говорят, что именно родовспоможение не идёт в ногу со временем, как это делают все остальные отрасли медицины, потому что в головах медицинского персонала как осиновый кол вбита установка: "Женщина должна максимально много страдать, её нужно наказать за её "грязную" женскую природу".
Для тех, кто не бывал в роддоме, это может звучать дико и странно, я отлично вас понимаю, сама бы в такое не поверила. Однако, я там была и ощутила именно это всем своим существом на все 100500%. Только это и ничего, кроме этого.
Ритуальный характер унижений и боли
Мы предполагаем, что боль и унижения в акушерстве носят ритуальный характер. Иначе с этим было бы легко справиться, ведь справилась же стоматология так легко и быстро! А здесь нет, никак не идёт.
И пока непонятно, как это уничтожить, ведь, грубо говоря, старые учат молодых и вместе с какими-никакими знаниями активно вкладывают в головы молодых специалистов и все эти мерзкие "традиции", весь этот гестаповский вайб.
Я считаю, что всё в этом мире несложно отрегулировать при помощи штрафов и тюремного заключения. Пока не начнут реально жёстко наказывать персонал роддомов за хамство и тем более распускание рук, за отказ в обезболивании, за намеренное причинение боли, за запугивание и любые другие виды насилия и преступления, ситуация едва ли изменится. С помощью работающей системы наказаний новое поколение работников роддомов сможет таки усвоить этичное отношение к пациенткам.
Это прекрасно сработало в ситуации на дорогах. Я прекрасно помню, что в моём детстве перейти дорогу было целым квестом - никто не пропускал пешеходов на пешеходных переходах. Сейчас только ступишь на дорогу, все моментально останавливаются: и легковушки, и фуры, и автобусы. До сих пор приятно удивляюсь этому. Одно время даже думала, что это культура выросла, общество развилось, но автомобилисты надо мной поржали и сказали, что дело просто в штрафах и камерах.
Грустно, но раз работает только так, значит, нужно так. Здесь цель более, чем полностью, оправдывает любые средства.
Изуродованный обряд инициации
По сути это очень похоже на уродливый обряд инициации, где работники роддомов берут на себя роль своеобразных жриц.
Мы много думаем о том, как же так вышло, что именно в нашей культуре буквально все обряды инициации - это унижение и расчеловечивание. Почему?
Словарь ведь говорит, что инициация - это про другое.
Инициация (посвящение) — один из обрядов перехода индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо общественной группы или мистического общества.
Примеры инициации: крещение, посвящение в рыцари.
Нормальные обряды инициации - это по сути проверка человека на наличие каких-либо качеств. Хочешь быть рыцарем - соответствуй, будь смелым, умей преодолевать трудности, владей мечом. Хочешь быть монахом - соответствуй другим требованиям. Похоже на собеседование при приёме на работу, правда?
Что же касается нашей культуры, то эти псевдоинициации (роддом, дедовщина и т.д.) заключаются лишь в проверке тебя на готовность терпеть дикие, бесконечные и бессмысленные унижения. А это уже какой-то бред, правда же? Вредный бред, к тому же.
Способность и готовность терпеть унижения и боль - определённо, вредное качество как для человека лично, так и для всего общества. Будет и выученная беспомощность, и запуганность людей. Такие люди не развиваются, ничего не придумывают нового, ни к чему не стремятся, они просто "родился, потерпел и умер". Зачем делать таких людей? Вернее, зачем делать людей такими?
Мы имеем дело с так называемой социальной инвективой, используемой определенной социальной группой в определенной ситуации (Жельвис 1997: 37-39; Ries 1997: 72).
По В.И. Жельвису, одной из важнейших функций инвективы является снижение социального статуса оппонента. Это я прочувствовала просто максимально. Меня заставляли почувствовать себя какой-то грязной замызганной рабыней. Я много думала о том, реально ли ко всем относятся так? А что, если рожает дочь мэра, президента, миллионерша, принцесса, просто начальница, директорка? Как они взаимодействуют с ней? А если не знают её социального статуса? А если знают? Как дать им понять, что ты тоже человек, и с тобой тоже нельзя обращаться грубо? Эти вопросы не давали мне покоя много лет.
Сейчас я немного... Смирилась, что ли, с тем, что с некоторыми людьми просто невозможно построить экологичную коммуникацию. Они как машины для причинения вреда. Они просто не способны ни на что другое. Я же не стану пытаться договориться на равных с комарами в лесу, чтобы они меня не кусали. Или с градом, чтобы он меня не бил по голове. Вот и с этими людьми так же. Просто не сталкиваться с ними больше никогда.
Цель инвективы - заставить оппонента осознать всю бездну своего ничтожества. Это в роддоме, определённо, делается. Но зачем...
Зачем расчеловечивают?
Остается неясным, почему именно в этом месте и в это время женщине требуется внушить подобное.
Попытаемся разобраться с этим вопросом, используя соответствующую литературу.
Оказывается, роды традиционно относят к переходным обрядам, теория которых разработана А. Ван-Геннепом (van Gennep 1960) и развивается В. Тэрнером (Тэрнер 1983).
Суть обрядов перехода вообще-то заключается в повышении социального статуса иницианта. Для этого он должен символически умереть и затем вновь родиться в более высоком статусе.
Тэрнер говорит, однако "Чтобы подняться вверх по статусной лестнице, человек должен спуститься ниже статусной лестницы". Для меня звучит как какой-то бред.
Я уважаю (базово вежлива и доброжелательна) всех людей одинаково, пока они не покажут, что этого не достойны. Естественно, ожидаю от людей того же. Ведь "как ты к миру, так и он к тебе", да????? Я - обычный человек, все вокруг меня - такие же обычные люди, мы все взаимно вежливы, общаемся на равных.
Считается, что в обычной жизни вне роддома беременная женщина обладает достаточно высоким социальным статусом, ведь она уже в большой мере "состоялась как женщина". Мне об этом, кстати, не сказал только ленивый. Люди правда играют в эти игры, это совсем не мифы и теории.
Вполне логично, что у тебя в этот период довольно высокий статус, ведь ты уже овладела профессией, успела заработать трудовой стаж, достигла какого-то материального благополучия, вышла замуж, и главное - уже практически мать, что очень ценно для общества и человечества. Казалось бы. И тебе все в твоей привычной жизни говорят об этом, всячески это показывают. Ты реально это чувствуешь из-за отношения к тебе семьи и людей вокруг.
А потом как молотом по голове, наступает наш извращённый ритуал, и в один момент твой статус невероятно снижается. Тебе внезапно велят быть пассивной и беспрекословно подчиняющейся. Ты внезапно оказываешься должна стать покорной и принимающей как должное все эти нападки, ругань, игнорирование, оскорбления и прочее. И всё это (сюрприз!) полностью соответствует традиционному поведению инициантов в описании Тэрнера!
Мне невероятно любопытно, осознают ли работники роддомов это, или же это просто на уровне "здесь так принято" происходит? Как это вообще ощущается с их стороны?
Отношение к боли
В символическом плане способность испытывать боль, так же как и звук, голос, речь - свойства существ, принадлежащих сфере "своего", "этого" мира, в то время как роженица в момент родов не является вполне "человеком", отходит в сферу "чужого" и, следовательно, ей "не положено" кричать от боли.
Боль в родах является важной составляющей родильного ритуала, женской инициации. Предполагается, что роды должны быть болезненными, и каждая женщина должна через это пройти, достойно справиться с задачей и выполнить предписываемую ей культурой роль - "состояться как женщина".
Честно, я не очень понимаю, с чем предполагается при родах "справляться". В моём понимании справиться можно с задачей - решить её. Справиться можно с каким-то упражнением - освоить его. Справиться можно с болезнью - вылечить её. Не знаю, что ещё... В целом, алгоритм-то очевиден. У тебя что-то происходит, какое-то препятствие в жизни ты встречаешь, справляешься с ним, оно уходит, и ты дальше живёшь нормально. В родах-то это где вообще?
Что говорит словарь
Справиться с болью можно только с помощью анестезии, это вроде бы совершенно очевидно, нет? Перетерпеть, пережить - это не справиться.
Однако, работников роддомов, видимо, ничего не смущает. Они яростно сопротивляются самой идее обезболивания родов.
Я много раз встречала совершенно лютые высказывания врачей. Например, вот вам цитата врача анестезиолога-реаниматолога минского роддома № 2, кандидата медицинских наук Алексея Жаворонка:
Один коллега, помню, признался: «Я боюсь рожениц с эпидуральным обезболиванием: им не больно, они ведут себя иначе, чем обычные женщины, и возникает ощущение потери контроля над ситуацией».
То есть, врач реально ставит своё какое-то ощущение контроля выше, чем ФИЗИЧЕСКУЮ БОЛЬ пациенток.????
Одна врач в пучине комментариев на Дзене честно так и призналась, что медперсонал в роддоме специально старается "расчеловечить" роженицу, внушить, что она не имеет права заботиться о себе. Это они делают для того, чтобы на потугах женщина "не жалела себя".
Акушеры и акушерки не видят в акушерском насилии ничего плохого. Они даже без стеснения пишут "так называемое акушерское насилие", "то, что сейчас модно стало называть акушерским насилием".
Они даже не скрывают этого, представляете? Похоже, не понимают, что для нормальных людей это выглядит дичайше.
Есть ещё опаснейший мифы:
Боль якобы заставляет женщину стараться, чтобы все поскорее закончилось, хотя очевидно, что при схватках женщина никак не может ускорить процесс.
Женщина без боли якобы не полюбит своего ребенка, хотя в реальности всё как раз наоборот, и для совсем безголовых и неэмпатичных об этом есть даже исследования.
Что в других областях медицины?
В стоматологии облачка и радуга, это понятно и очевидно каждому, кто не забивает на свои зубы.
В других областях да, есть жестокость, унижение, хамство. Есть профессиональное выгорание, есть безнаказанность, порождающая вседозволенность. К сожалению, некоторые люди устроены так, что беспомощность пациентов вызывает в них не естественную реакцию помочь и защитить, а безнаказанно поиздеваться над безответными. Это всё есть и это всё понятно.
С акушерским насилием ситуация иная.
Это не просто хамство походя от плохого настроения или халатность от усталости и выгорания, это именно намеренное ритуальное издевательство, глубинный смысл которого даже не осознается обеими сторонами, но воспринимается как должное.
Понимаете, да?
Никто не воспримет как должное, когда издеваются в больнице над детьми или стариками, онкобольными и т.д. Помните те кадры, где медсестра издевается над ребёнком из детского дома? Помните, какое цунами это вызвало? Да люди её бы разорвали на кусочки физически, если бы могли. Любые подобные вещи обществом единодушно воспринимаются как однозначное зло.
А к тому, что происходит каждый день и каждую секунду в роддомах, у большинства людей, при чём даже у тех, кто уже там побывали и прошли сами через акушерское насилие, отношение совершенно иное. Люди реально в большинстве своём говорят и пишут, что да, так с ними (нами!) и надо, а как с ними ещё, они же неадекватные, пока не наорешь и не ударишь, они только и будут стараться собственного ребенка убить, только о себе думают и т.д.
Из группы Злой медик
Работники роддомов зачастую даже не понимают, кто именно является их пациентом. Об этом я как-то раз писала.
Твоя пациентка - женщина. Не "живот", не не эклампсия или младенец. Жен-щи-на.
Все мы слышали или читали подобную жуть. Подобное зачастую можно услышать даже от женщин, которых били (!!!) в роддоме. Стокгольмский синдром? Что это вообще?
Вот в этом разница. За пострадавшего ребенка, старика, любого человека большинство людей порвёт, поднимется волна хейта и народного порицания, а про пострадавшую роженицу те же самые люди скажут: "Да так ей и надо, а что она хотела, все так рожают".
Здесь так принято
Приведу информацию об этом эксперименте просто как есть.
В вольере находятся пять обезьян, посередине помещения стремянка, а сверху висит гроздь бананов. Время от времени одна из обезьян предпринимает попытку взобраться по стремянке, чтобы взять бананы. В это время всех остальных обезьян обдают холодной водой. Остаётся сухой только та, что лезла за бананами.
На второй день эксперимент повторяется с тем же результатом.
На третий день обезьяны всей группой пытаются помешать своему сородичу достать бананы, применяя разные методы (кусание, вырывание шерсти, вытягивание со стремянки и т.д). В итоге ни одна обезьяна больше не делает попыток достать фрукты.
После этого одну из обезьян произвольно заменяют на другую, новую.
Новая обезьяна пытается достать бананы, однако ей препятствуют четыре старых обезьяны, при этом новая обезьяна не знает о том, что может случиться, если она возьмёт бананы. В итоге она также сдаётся.
Потом ещё одну старую обезьяну меняют на свежую, и она также пытается отведать бананы, и ей также не позволяют это сделать.
????При этом новая обезьяна, которую вчера заменили и которая также подверглась нападкам других, тоже принимает активное участие в нападках на новую обезьяну, которая предпринимает попытки воспользоваться стремянкой.
Старых обезьян продолжают заменять на новых, всякий раз с тем же результатом.
В итоге изначальный состав обезьян из вольера полностью исчезает, а их место занимают новые. Никто из них не приближается к стремянке и не посягает на бананы, хотя никого из них фактически ни разу не подвергали обливаниям.
Опыт с заменой повторяется, старые обезьяны последовательно не позволяют другим новым притронуться к бананам, те прекращают попытки это сделать, а на следующий день сами принимают участие в нападках на нового сородича.
Если бы обезьяны умели говорить, то на вопрос: «почему они сами не трогают бананы и другим не дают?» — они бы ответили, что «здесь так принято».
Кто виноват в появлении акушерского насилия?
А много кто. И Какраньшия, и патриархат, и религии, и женская внутренняя мизогиния. Всё это известно своим скотским отношением к женщине.
Например, в том же христианстве родовая боль подаётся как наказание женщины за то, что она женщина.
А чего стоит одно только мизогинное ведро с крабами: "если я мучилась, то пусть и она мучается". Женщины, вместо того, чтобы объединиться в борьбе за свои права, готовы загрызть друг друга за воображаемую медальку "я рожала правильнее, чем они".
Про взятки
В соответствии с российским законодательством и получение незаконного вознаграждения медработником, и дача взятки врачу квалифицируются как уголовные правонарушения. Наказание предусмотрено как для дающего взятку (ст. 291 УК РФ), так и для врача, пойманного на взятке (ст. 290 УК РФ).
Несмотря на это, у нас как будто принято нести врачам дань, просто из страха. Как плату за жизнь.
Что, если без оплаты этой дани к тебе просто не подойдут? Что, если навредят? Что, если не помогут?
И мы дружно всем обществом как будто считаем, что это нормально!
Люди несут дань в надежде просто сходить в роддом и выйти оттуда живьем.
И сами работники роддомов считают нормальным брать эти взятки от пациенток, но даже при этом они отзываются о пациентках как о каком-то бесхозном и бесправном мясе. Даже за взятки никто пока не удостоилась банального человеческого отношения.
Дело не в низких зарплатах и высоких нагрузках, дело в людях. Этим можно создать самые любые условия, но они не будут вести себя нормально.
Установка должна быть изменена, иначе нас ничего хорошего не ждёт
Мы регулярно слышим в новостях своих городов, что кто-то отошёл в мир иной из-за анафилактического шока в стоматологии, однако, никто, совсем никто не предлагает и не призывает лечить или удалять зубы без анестезии. Если такое пропагандировать, то к стоматологу просто никто никогда больше не пойдёт.
То же самое неминуемо произойдёт в акушерстве. Наверное, ничего и не изменится, пока это не дойдёт до какой-то катастрофы. Если ничего не делать, депопуляция будет продолжаться. Никто не хочет и не захочет попадать в такие условия и проходить через акушерское насилие.
Каждый работник роддома должен впитать одну простую мысль.
Нет таких обстоятельств, когда женщина должна испытывать серьёзную боль, поддающуюся безопасному лечению, в то время, когда она находится под наблюдением врача.
Оценили 11 человек
12 кармы