Рабство, как оно есть

1 1367

История Олега Мельникова, освобождающего людей из рабства

Движение «Альтернатива» и что оно из себя представляет

Я из небольшого городка Кимры, который находится в Тверской области. Занимался бизнесом, но в какой-то момент мне стало скучно в родном городе. Сначала я несколько месяцев жил в Осетии, потом переехал в Москву. Здесь одно время работал в политической партии, но это был не лучший период в жизни: неинтересно, бюрократично, делать совершенно ничего не хотелось. Тогда же я какое-то время пытался помогать с Химкинским лесом.  А в 2011 году один знакомый сказал мне, что его родственник находится в рабстве в Дагестане. Я в это не особо поверил, но решил съездить с ним и в случае чего помочь.

В Дагестане в рабстве находилось пять человек — две девушки и три мужчины, и один из этих людей как раз был родственником знакомого. Мы со знакомым освободили их всех. Девушки были из провинциального городка возле Нижнего Новгорода, они учились в ПТУ, и вдруг их позвали работать в одну из сетей фастфуда в Москву. Они приехали, а им ответили, что здесь мест нет, но есть вакансии в Сочи. Так они попали в Дагестан, где стали заниматься проституцией, чтобы «отработать» деньги, которые якобы были потрачены на их переезд. А мужчины работали на кирпичном заводе, но история о том, как они попали в рабство, очень похожая. С одной стороны, Дагестан — проблемный регион, но с другой, там очень отзывчивые люди, и это меня удивило. Вокруг нас собрались группы незнакомых людей, которые стали нам активно помогать. Тогда же посодействовали сотрудники полиции — с точки зрения чести и совести они поступали правильно, но где-то нарушали закон. Кстати, в Москве полицейских, которые вели бы себя так же, почти нет.

Когда мы вернулись в Москву, мы разослали в медиа штук пятьдесят пресс-релизов о том, что произошло, — но никого это не заинтересовало. И тогда возникло движение «Альтернатива» — в него вошли мои единомышленники по Химкинскому лесу и другой волонтерской деятельности. У нас было несколько поездок в Дагестан, но узнали о нас благодаря «гольяновскому делу»*. После этого рабство превратилось для нас в постоянную проблему, которую мы пытаемся решить до сих пор, хотя я не собирался заниматься этим долго — я хотел просто победить и на этом закончить.

 * В 2012 году активисты из «Альтернативы» освободили из подсобки магазина «Продукты» в московском районе Гольяново 12 человек. Этот случай вызвал широкий общественный резонанс, проблемой стали интересоваться СМИ. В Казахстане и Узбекистане, откуда были родом освобожденные, завели уголовные дела, а в России ситуацию обсуждали в Госдуме и Общественной палате РФ. Однако прокуратура Преображенского района Москвы закрыла дело за отсутствием состава преступления.

Сейчас вместе с волонтерами мы создаем более-менее понятную организацию с разделением труда, когда каждый занят своим делом, а не всем подряд. Теперь у нас есть офис, а количество освобождений увеличилось, стало практически потоковым, хотя мы так официально и не зарегистрировались. Всего именно из рабства мы спасли примерно 600 человек, был еще обмен военнопленных на Донбассе и возвращения людей домой из других государств, это еще человек 300. Недавно мы начали открывать филиалы «Альтернативы» в других странах.

Мы тратим много денег — около миллиона рублей ежемесячно. В основном это мои личные средства (Олег занимается предпринимательством. — Прим. ред.) и деньги волонтеров, процентов пять — пожертвования обычных людей. Всего у нас работают 25 человек, и где-то 20 процентов сотрудников получают зарплату — например, штатный юрист, а также люди, которые постоянно ездят кого-то освобождать, поэтому работать больше нигде не могут. Но этого, конечно не хватает. К примеру, недавно только на спасение россиянки из Иордании мы потратили около семи тысяч долларов.

Мы не получаем никакой поддержки со стороны. Однажды я ходил на телеканал «Совершенно секретно», и в конце интервью мне сказали: «Мы пообщались с другой стороной, следственными органами, и они заявили, что все от этого выигрывают, а Мельников получает гранты и живет на них неплохо». Я возмутился: «Какие гранты? Мы даже не зарегистрированы! Покажите тех, кто нам оплачивает гранты, они задолжали за семь лет». Я подумал, какие же дураки те, кто это говорит, — это же легко проверить.

Как выглядит современное рабство

Наиболее распространено именно трудовое рабство. Это простая схема: активные мужики из деревни едут в Москву в поисках работы, но они не понимают, как искать эту работу, и первое время живут на вокзале. Через два-три дня на них обращают внимание вербовщики, подходят и говорят: «Есть хорошая работа». Чаще всего они не сообщают, где именно, либо говорят «на юге», что можно расценить и как юг Москвы. За успешное трудоустройство вербовщики предлагают выпить, а потом люди просыпаются в Дагестане, Краснодарском крае, Ростовской области, Калмыкии, Ставропольском крае или в любом другом месте, где есть большие стройки. Работягам объявляют, что за них заплатили деньги, а документы им вернут, когда они отработают эти деньги. Обычно называют небольшие суммы, 15–20 тысяч, но их невозможно отработать, потому что рабовладельцы говорят: «За сегодня ты заработал 500 рублей, на твое питание потратили 300, а за жилье отдали 600». Так «долг» постоянно растет.

Обычно в трудовом рабстве людей удерживают простые коммерсанты, владельцы заводов, которые привыкли таким образом зарабатывать. На некоторые работы не удается привлечь людей из-за мизерных зарплат, это сельское хозяйство, строительство, кустарное производство. А за раба надо заплатить один раз 15–25 тысяч рублей. В этой схеме два человека получают деньги — вербовщик и водитель автобуса, в котором везут рабов. Кстати, знаете, как на сленге называют эти автобусы? Покеболами. А людей в них — покемонами.

Второй вид рабства — это попрошайки, профессионалы. Во всяком случае, нигде в России я не встречал непрофессионального попрошайку, это всегда рабы или мошенники. Просто так стоять и просить деньги невозможно — к тебе подойдут и будут выяснять, от кого ты стоишь. Однажды в качестве эксперимента я встал на инвалидной коляске около церкви на Таганке — и ко мне сразу начали подходить, узнавать, чей я, угрожать. Мы пытались выйти на тех, кто их крышует, но нас спалили журналисты, которые встали рядом в своей «незаметной» белой машине с надписью «Общественное телевидение России».

Рабовладельцы чаще всего молдавские или астраханские цыгане. Молдавские привозят откуда-то стариков или людей с инвалидностью и заставляют их попрошайничать, а астраханские попрошайничают сами с детьми. Откуда берутся дети — большой вопрос. Грудничков активно продают мигранты, неблагополучные семьи, студентки из других городов. Темненький младенец стоит примерно 60 тысяч рублей, светленький — около 100. Продажу детей очень сложно отследить, потому что, когда ребенок рождается в роддоме, родителям дают справку, но пока эту справку не отнесут в загс, ребенка как бы не существует. Были случаи, когда по одному свидетельству о рождении проходили пять разных детей. А ДНК-экспертизу для установления родительства можно делать только после возбуждения уголовного дела. Проблема в том, что есть статья 151, «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий», но груднички под нее не попадают, так как сами не просят — они просто реквизит. Как правило, такие дети живут от полутора до трех месяцев — на руках у этих «мадонн». Каждый, кто дает деньги попрошайке, должен понимать, что фактически оплачивает мучения и смерть этих детей.

С секс-работой чаще всего связано заграничное рабство. Важно, что гражданок России обычно вывозят за пределы страны, а иностранок везут сюда — у нас много украинок, вьетнамок. В чужой стране людей психологически проще удержать: они без документов, не знают, к кому обратиться, им говорят, что все везде куплено. Рабовладельцами тут могут быть кто угодно. И как ни странно, очень часто к нам обращаются клиенты и сообщают, что девушек удерживают насильно.

За границей люди оказываются и по другим причинам, не связанным с рабством. Однажды к нам обратилась мама девушки Жени, которая несколько месяцев провела в иорданской тюрьме без какой-либо юридической помощи. Женя путешествовала по Иордании, поменяла там деньги и оплатила ими проживание в престижном отеле. В тот же день ее арестовали за то, что одна из банкнот была фальшивой. Ее посадили в тюрьму, МИД никак не вмешался, а пока она сидела, у нее копился штраф за просроченную визу. На суде ей предложили признать вину и засчитать в качестве наказания срок, который она уже отсидела. Мы приехали в Иорданию, помогли решить ей административные вопросы и отправили домой. Там же мы наткнулись на множество девушек с постсоветского пространства, которые вышли замуж за местных, — им обещали восточную сказку, но все оказалось иначе. Одной русской женщине муж отрезал палец, а потом еще и посадил в тюрьму за то, что она якобы плохо отзывалась о короле. Таким девушкам мы тоже помогаем, но проблема в том, что не всегда получается их вывезти. В декабре мы открыли представительство в Иордании.

Был случай с солдатом, который служил в Армении. Когда он уволился из армии и пошел с военной колонной, его не пропустили через границу из-за ошибки в документах. Он пошел в консульство, а там его попросили предоставить личное дело из военкомата, которое лежало в Омске. Он не мог вернуться в Россию 23 года — скитался, бомжевал. Его мать писала заявления куда только можно — и в МИД, и в полицию, нашу и армянскую. Этой женщине около 90 лет, и она не сдавалась до последнего. Российское консульство работает ужасно, поэтому такое случается с каждым нашим гражданином в похожей ситуации.

История Валерия Галактионова, которого вернули на родину после 23 лет скитаний по Армении

Об операциях по спасению людей из рабства

На нас выходят по-разному, но чаще всего это какие-то личные контакты. Иногда обращаются прямо из отделений полиции, в которых нас знают, а иногда нас находят родственники потерпевших. Например, в Белоруссии в разных ОВД висят наши прямые телефоны, и если пропадает человек, нам звонят. В России, правда, наши контакты нигде не висят. Бывает, что звонят сами люди, которые находятся в рабстве, или неравнодушные люди, которые что-то заметили.

Если мы узнаем, что где-то в рабстве находится человек, мы приезжаем и просто выкрадываем его, а потом возвращаем домой. Заходим внаглую, показываем любые удостоверения — они все равно туда не смотрят, а один волонтер вообще достает студенческий, — нас принимают за сотрудников полиции, и мы забираем людей. Нам приходится действовать нелегально, опасно. С другой стороны, что мы можем сделать? Бросить их? Когда мы входим в квартиру рабовладельцев, чтобы вытащить оттуда людей, мы поступаем незаконно. Если бы владельцы были с мозгами, они могли бы написать на нас заявление.

Для возвращения человека из другой страны обычно собирается группа (не могу сказать, сколько в ней людей, это секретная информация), которая выезжает на место. Мы заранее просчитываем пути отступления, стараемся минимизировать риски. Обычно за границей в рабстве находятся девушки. Их мы очень быстро выкрадываем, перевозим в другую страну (ищем, где прозрачные границы и можно пройти без документов), а в другой стране мы уже пытаемся вернуть людей через российское консульство или какое-нибудь другое. Часто сотрудники полиции не рекомендуют посещение таких непризнанных Россией республик, как, например, Северный Кипр. Получается, что мы не только нарушаем кучу законов, а еще и практически контрабандой вывозим девушек. Российское консульство всегда работает отвратительно, но, например, у нас хорошие отношения с Белоруссией — многим странам стоит поучиться у нее хорошему отношению к своим гражданам. Их консул может позвонить в любое время дня и ночи, чтобы узнать, что происходит с человеком, который попал в беду.

После освобождения мы отправляем людей домой. Если им нужно восстанавливать документы, мы предоставляем им убежище. Правда, с этим не все так просто. Однажды для этих целей мы сняли помещение в Красногорске, и туда пришли сотрудники ФМС, сначала просто выписали штраф, а через несколько дней привели полицию — и все, возбудили уголовное дело по подозрению в организации незаконной миграции. Мы объясняем ситуацию, спрашиваем, куда деть этих людей, а сотрудники органов отвечают, что закон не предусматривает такое жилье. В итоге дело ничем не закончилось, сейчас лежит в архиве.

С тех пор мы действуем осторожнее. Прямо сейчас возникла проблема с одним из освобожденных: его били, поэтому из нашего секретного места, где живут бывшие рабы, его повезли в больницу. Непонятно, что делать, ведь нельзя говорить, где он находится. С одной стороны, мы нарушаем закон, а с другой, у нас живет еще пять человек, которые вот-вот должны получить документы и уехать на родину. После того как освобожденные попадают домой, мы их не сопровождаем, потому что такой возможности нет. Зато на Новый год приходят поздравления — по полсотни от неизвестных отправителей.

О плохих и хороших историях

У нас есть кладбище из людей, которых мы не смогли спасти. Однажды нам одновременно звонили мужчины и говорили, что их вот-вот убьют; и девушки, которые находились за пределами России в секс-рабстве. Я повелся на нытье мужиков, и пока мы освобождали их, несколько девушек просто не выдержали и покончили с собой. У нас не было достаточно денег, поэтому пришлось выбирать, кого спасать первыми. Конечно, мы публиковали посты о том, что нужно срочно собрать деньги, но нам отправили тысяч семь-восемь рублей, а также триста советов обратиться в полицию.

Иногда бывают и хорошие истории. Однажды пропал Вячеслав Комаров — совершенно безобидный, хороший мужик, который после аварии был вынужден постоянно принимать лекарства, иначе ему грозил отек мозга. К нам обратились его родители, они рассказали, что их сын вышел посидеть на лавочке, а через какое-то время позвонил отцу с незнакомого номера и попросил приехать за ним на станцию Мамыри. Отец приехал туда, позвонил по этому номеру — вышла женщина и рассказала, что к ней подошел мужчина и сообщил, что его хотят увезти в Дагестан на кирпичный завод. Родители обратились в полицию, но там ответили, что быть этого не может и что через три дня он сам придет. Вячеслав пропал 1 мая, а 3 мая его близкие написали заявление, которое приняли, но на самом деле это ни к чему не обязывает, его могут просто внести в базу. Родители читали в интернете про кирпичные заводы и наткнулись на информацию обо мне. Когда мы встретились, прошло уже шесть дней, а без таблеток Вячеслав может выживать максимум месяц. Моя жена тогда была на шестом месяце беременности, но решила поехать в Дагестан со мной. Там нам помогали еще журналисты из «Комсомольской правды». Пока искали Вячеслава, мы освободили еще семь человек, но я был эмоционально измотан, так как казалось, что все прошерстили, а его так и не обнаружили. В итоге мы нашли его 23 мая на одном из заводов, он тогда уже лежал, не вставал. Тогда мне стало настолько легко морально — ведь мы его нашли. Мы вывезли его, вернули родителям, они положили его в больницу, все закончилось хорошо.

О ловле на живца

В 2014 году с Казанского вокзала на Северный Кавказ увозили очень много людей. Мы пытались понять, кто это делает, и решили провести эксперимент. Я жил неделю с местными бездомными, которые, кстати, предупреждали, что не надо ни в коем случае соглашаться ни на какую работу, потому что так меня могут взять в рабство. Обычно бездомные мало интересуют вербовщиков — они же и так без документов живут где угодно, но все бывает. Наверное, я заинтересовал вербовщика, потому что выглядел не очень спившимся, вполне работоспособным. В какой-то момент ко мне подошел человек и сказал: «Есть хорошая работа на юге, будешь получать 40 тысяч, работать надо всего три дня в неделю, а в остальное время будешь рыбу в море ловить».

Мы доехали до метро «Теплый Стан», оттуда — до деревни Мамыри, где была нелегальная остановка автобусов, которые ездили в Дагестан. Чтобы закрепить результат эксперимента, я попытался отказаться от поездки, но на это мне ответили, что за меня уже заплатили денег, теперь я им должен, а после этого налили выпить. Я написал коллегам, где нахожусь, и выпил. Меня завели в автобус, положили, шатающегося, под кровать на втором этаже — и все. Никто ничего не сделал, потому что пассажиры, наверное, решили, что я пьяный.

Мы хотели возбудить уголовное дело и накрыть эту линейку трафика, и для того чтобы доказательная база была больше, я согласился и доехать до Мамырей, и выпить с вербовщиком. Мы привлекли к этому эксперименту журналистов и активистов, которые и нашли меня в бессознательном состоянии. Меня увезли в институт Склифосовского, где я пробыл пять или шесть дней. На следующий день, после нескольких капельниц, я пришел в себя. Я отвечал на звонки журналистов, и вдруг ко мне подошел врач и сказал: «Здравствуйте, я психолог. А вы с кем разговариваете?» — «С журналистами» — «А вы у нас президент или министр?» Потом я узнал, что в том отделении лежало много людей с психическими особенностями, наркоманов и тех, кто пытался совершить суицид.

Уголовное дело, как мы и хотели, завели. И потом отправили его в Дагестан. Оттуда — в Москву. Оно так где-то и лежит. Зато остановку закрыли, и даже вербовщики с Казанского вокзала пропали на какое-то время. Сейчас мы за ними снова наблюдаем.

Об отношениях с правоохранительными органами (или почему рабовладельцы не сидят в тюрьмах)

Как у нас налажено взаимодействие с полицией? Никак, это просто знакомства. В отделениях полиции не всегда знают, что на соседнем заводе трудятся рабы. Убегает, например, человек, приходит в полицию, и если там знают про «Альтернативу», то, скорее всего, звонят нам.

Что касается следственной работы, то тут все сложно. У нас есть статья 127, «Незаконное лишение свободы», совершенно сырая на мой взгляд. Вот кого считать рабом? Для меня очевидно, что рабство — это когда не платят деньги, заставляют работать, совершают насильственные действия в отношении человека, угрожают. А вот для прокуратуры и следственного комитета это не очевидно. Они спрашивают: «А где цепь? Почему их не приковывали?» Также они не понимают, как доказывать состав преступления: «Почему никто не убежал, не обратился за помощью?» Только в расчет не берется, что человек мог обратиться за помощью, получить отказ и после подвергнуться избиениям. Второй раз он не станет испытывать удачу.

Могу рассказать хрестоматийный случай. Женщина сбежала из рабства в Москве. Она пришла в один участок, и ее оттуда выгнали; затем во второй; из третьего участка позвонили нам. В том ОВД сказали: «У меня полный сейф этих заявлений, а толку? Что мы дальше будем делать? Где она будет жить, пока мы будем проверять информацию? А в итоге нам скажут, что она сама паспорт оставила. Лучше просто восстанавливайте документы и отправляйте ее домой». То же самое с попрошайками — что мешает им встать и уйти? Ничего. Попрошайка встает, уходит, пишет заявление в полицию о том, что у него отняли документы, заставляли попрошайничать. Но потом ничего не происходит. По опыту судебной практики за год у нас возбуждается около двух десятков дел об использовании рабского труда, но до суда доходят единицы. При этом, по данным ООН, в рабстве находятся 46 миллионов человек в мире.

Я пытался инициировать уголовные дела в отношении рабовладельцев, но ничего из этого не вышло — заявление пинают из одной структуры в другую, и таких преступников в России не наказывают. Например, человек держит четырех рабов в квартире, а потом они убегают и пишут заявления. В этом случае рабовладелец может сказать: «Они пришли, пожили у меня, а документы попросили спрятать, чтобы не потерять». И все, не доказать. У нас однажды семь человек вместе написали заявление — и ничего.

Иногда с правоохранительными органами у нас тяжелые отношения, а иногда не очень. В «Альтернативе» даже есть волонтеры, которые являются сотрудниками органов — настоящими, не бывшими. Конечно, они это скрывают на работе. Иногда со мной официально (и не совсем) встречаются власти республик.

У нас все гораздо проще в международной деятельности: нужно встретиться с президентом Зимбабве — мы встречаемся. Недавно к нам обратилась одна из африканских стран, чтобы мы помогли освободить ей людей, которые находятся в рабстве на неподконтрольной им территории. Еще нас зовут выступать на всяких конференциях ООН, просят проконсультировать. Все европейские организации занимаются в основном реабилитацией людей, так что в этом плане у нас монополия, ведь мы их спасаем.

Мы — единственная организация из России, которая вышла без спонсорства за пределы страны и с которой считаются в мире. Но России это неинтересно. Я бы с удовольствием поделился нашими достижениями, если бы к нам пришли сотрудники МИДа и сказали: «Вот деньги, инструменты, прославляйте страну».

О личной жизни и профессиональном выгорании

Однажды мы искали человека в Волгоградской области и приехали в местный полицейский участок. На нас посмотрели как на дураков, и один сержант, улыбаясь, сказал: «О, вы, наверное, на грантах сидите». Даже объяснять ничего не хотелось. Люди не верят, что мы делаем это бескорыстно, потому что так им легче оправдать свое бездействие. Продолжать сидеть на диване и думать, что есть какой-то тайный замысел.

Конечно, мы несколько раз пытались получить гранты. Один раз подавались через союзную нам организацию, но в итоге денег дали на какой-то крестный ход по России. Еще были соискателями премии губернатора Московской области, но в итоге тоже ничего не получили. Видимо, есть вещи поважнее — например, высадить деревья где-нибудь. А проблема рабства очень далека от людей, 95% россиян никогда с ней не столкнутся. Мы занимаемся отталкивающей деятельностью, я и сам не могу читать наши посты, если честно. Людям проще откупиться от своей совести, дав денег попрошайке на улице, чем нам. И точно так же думают люди, которые дают гранты. Я дружу со многими депутатами Госдумы — все сочувствуют, но на этом все. Детей всем жалко, у всех есть дети, поэтому по телику им собирают деньги. А представляете, если наша компания будет так собирать деньги? Какой это политический удар по МВД!

Почитайте комментарии в нашей группе, там постоянно пишут: «Обратитесь в полицию». Черт возьми, вот оно что! А мы не знали! Есть еще одно гениальное умозаключение: «Если человек в рабстве, он должен убить рабовладельца или покончить с собой — иначе такие люди нам не нужны». Типа естественный отбор. Таким комментаторам даже не пытаемся что-то объяснять.

С дальними друзьями я редко обсуждаю тему рабства — зачем? А почти все близкие сами в «Альтернативе». Мама меня поддерживает, а жена — главный волонтер, она очень плотно занимается этим проектом, несмотря на то что у нас двое детей. Ее бабушка была моим главным фанатом, не пропускала ни одной передачи на радио, собирала все публикации, вырезки. К сожалению, она умерла, но поддерживала нас сильно. Конечно, тяжело переживать трудные моменты по работе, когда занимаешься этим вместе с женой, но мы всегда приходим к консенсусу. Был тяжелый момент, когда не было денег, нечем было платить за квартиру, я хотел выйти на обычную работу. Тогда жена сказала: «Ты че, дурак совсем? Кем ты пойдешь? Эта деятельность сейчас не оценена, но когда-нибудь ее оценят». Она умеет подбодрить.

Спустя все это время я перестал так остро реагировать на некоторые события, как раньше. Сейчас мне проще свыкнутся с мыслью, что где-то умирают люди. К сожалению. Раньше казалось, что можно сворачивать горы, а сейчас я могу использовать только холодный расчет: делать то, что делаю, и делать это лучше. Почти все, с кем я начинал, уже перегорели. Мне тоже в голову приходят мысли, что пора уходить. Я бросаю, но проходит две недели — и все становится на свои места. Работаем дальше. Я надеюсь, что однажды мы все соберемся и поймем, что больше не нужны. Да, это утопия, но помечтать иногда стоит.

Прямо сейчас своей очереди на освобождение ждут несколько человек, оказавшихся в рабстве, и спасти их может только «Альтернатива». Движение постоянно работает над тем, чтобы дать нормальную жизнь как можно большему числу людей, но, к сожалению, средств на это часто не хватает. Вы можете помочь «Альтернативе», переведя любую посильную сумму удобным для вас способом. Реквизиты и отчеты о поступлениях средств можно найти в сообществе «Альтернативы» в «ВКонтакте».

Источник

"Не будет страны под названием Украина". Вспоминая Жириновского и его прогнозы

Прогноз Жириновского на 2024 года также: Судьба иноагента Галкина и его жены Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР, запомнился всем как яркий эпатажный политик. Конечно, манера подачи ...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Обсудить
  • Страшные истории, но еще страшнее полная безысходность. Наши реалии таковы, что в лучшем случае полиция занимает нейтральную позицию, а в худшем помогает бандитам. На самом деле речь идет о преступлениях, которые покруче грабежей, поскольку речь идет о праве на жизнь, если такое право у нас еще есть. Но нашим законодателям до лампочки. У них все в шоколаде. Продажа человека в рабство в XXI веке !?! Особенно умиляет ахинея про то, что кто-то сам согласился. И еще, интересно, а кто в думе лоббирует отсутствие законодательства в этой области?