• РЕГИСТРАЦИЯ

Ропот

Олег
Где нет веры в Бога, там нет и сострадания к человеку.
8 июня 23:23 4 5384

Почему так часто мы, православные, ропщем? Дает ли нам нынешняя жизнь повод для недовольства? Как нужно относиться к тому, что посылает нам Бог? Кому родственен ропотник?

Возлюбленные о Господе, мы сегодня поговорим с вами о таком бытовом недуге, как ропот. Мы, священники, вынуждены смотреть на «изнанку пылесоса»: стоять на исповеди и слушать откровения человеческие о «великих подвигах». 

Мы знаем мир с другой стороны, как знают его работники, например, морга, или врачи, или милиционеры, или прокуроры, те, кто больше всех развращается, потому что постоянно сталкивается с изнанкой мира. По улице ходят красивые люди, но поговори с ними… «Заговори, чтобы я тебя увидел», – пишет Платон. Раскрывается рот, пошел поток сознания… – и ты думаешь: кто это? 

Сытый, молодой, красивый, хорошо одетый человек с высшим образованием. Какой демон в нем? Даже не демон, а пучок демонов. И одним из демонов в этом пучке является демон ропота. Люди ропщут, недовольны постоянно, бурчат, ворчат, мучаются… Казалось бы, отчего? И сегодня я хотел бы поговорить о том, как исцелиться от этого недовольства жизнью.

У писателя Аркадия Аверченко есть несколько небольших новелл, довольно остроумных, о революции, свершившейся в России. В одной из них он описывает некоего дядьку, сапожника, мало зарабатывающего, по его словам, и вечно недовольного. 

Он сделал свою работу, на вырученные деньги купил себе чуть-чуть икорки, чуть-чуть севрюжки, хлебчика свеженького, чуть того, чуть сего, шкалик водочки… Пьет, икоркой закусывает и на жизнь жалуется. Говорит: «Скорей бы поменялась эта власть». 

И вот власть поменялась, и теперь он получает за ту же работу зарплату, на которую покупает себе черствого хлебца, без севрюжки и икорки и вообще без всего, да косуху самогона. И горько пьет и не знает, чего еще желать. Потому что то, что было, оказывается, было прекрасно, было чудесно. И что было жаловаться болванам?! – спрашивает Аверченко «за кадром» у этого человека.

А что ты жаловался? Тебе плохо живется? – Купи козу. Есть такой еврейский анекдот. Пришел к раввину «страдалец», жалуется: «Господи, помилуй. Хатка маленькая, куча детей, старуха-мама на руках, дышать нечем, жить негде…» – «А ты козу купи», – говорит раввин. – «Какую козу?» – «Настоящую! Которая бекает, которую доить можно…» – «И куда мне эту козу притаранить?» – «Да прямо к себе в хату и притарань. Потом посмотришь, что будет». 

«Страдалец» купил козу, живет. Всё, как было, так и осталось: мама старая, дети, дышать нечем, жить негде, да еще коза бекает, доиться хочет. Опять «страдалец» идет к раввину: «Я с ума сойду от такой жизни! Повешусь!.. Что делать?» – «Продай козу». Продал и прибегает снова к раввину: «Какая же красота! Как без козы хорошо!»

Купи козу, ропотник. Тебе плохо живется? Заболеть хочешь? Если у тебя рак найдут, лучше будет? Или если ты ногу сломаешь, или машину разобьешь, или от тебя уйдет любимый человек? Или если тебя зальют соседи? Проблем хочешь? Кто хочет проблем, ропщи на здоровье. Тебе Бог даст проблем, и ты будешь счастлив: «Боже, как хорошо было раньше. А вчера было так прекрасно!» «Счастье было так возможно…»

Нам роптать нельзя: мы живем в уникально сытом, здоровом, комфортном мире

Друзья мои, роптать нельзя. Мы живем в уникально сытом мире. В мире уникально красиво одетом. Мы живем в здоровом, комфортном мире, в котором уважаются права личности. Нас никто не будет за шиворот тащить на рабские работы принудительно. Нас никто не будет заставлять делать то, что мы не хотим. 

С нами будут цацкаться, и любой полицейский, который в хорошие добрые времена огрел бы тебя дубиной по голове, скажет: «Уважаемый гражданин, предъявите, пожалуйста, документы. Будьте любезны, пойдите сюда». А иначе с нами говорить не будут – боятся. Все боятся, что придется отвечать. Так что же вы ропщете, чего хотите?!

Что нужно человеку, чтобы ему не роптать? Что тебе дать, чтобы ты был доволен? Включите-ка фантазию. Вот вас поселили на острове в Карибском море, дали вам яхту, домик месяца на три бесплатно и пить-есть, что хочешь. 

Вы там будете счастливы? Только два дня. А дальше? А дальше – песок колючий, солнце жаркое, ананас невкусный, в катере мотор заглох… Опять начнется. Всё будет плохо опять. Плохому человеку всё плохо. Хорошему человеку всё хорошо.

Я слушаю исповеди, разговоры, нытье слушаю всякое с утра до вечера. Как любой священник, я устал от нытья. Почему не благодарите Бога? Почему вы приходите в Церковь даже, в этот святой дом Божий, Врата Небесные, Лестницу Иакова, жаловаться и скулить? 

Почему у подножия Лестницы Иакова продолжаете: «Дай мне это!.. Дай мне то!..» Почему не благодарите? Благодарность – лучшее лекарство от уныния. Это благо-дарность. Нужно учить людей на исповедях и на проповедях: «Перестаньте просить! Благодарите, хвалите Бога». Вы только подумайте, как мы живем?!

Благодарность – лучшее лекарство от уныния. Почему вы не благодарите Бога? Почему даже в храм приходите ныть?

Такой интересный опыт: несколько лет назад, может быть, пять или больше, один журналист представил себе мир деревней из 100 человек и подсчитал валовый продукт этого мира. Сколько людей, сколько мужчин, сколько женщин. Сколько черных, сколько белых. Сколько верующих. Интересная получилась статистика. 

Валовый продукт всей деревни сосредоточен в руках двух человек, оба живут в Америке. Человек 70 неграмотных, 30 грамотных. У подавляющего большинства заработная плата на прожитье – в день 1 доллар. У 30–40 из 100 – 5–7–8–10 долларов. Мы попадаем в топовое число. Грамотные. Едим хорошо. Чтобы так ели наши предки! 

Если бы наши предки встали из гробов и сели за наш стол да посмотрели бы на разносолы, которые мы едим, то сказали бы: «Ну, братья, вы в раю живете!» Если бы они в ванну залезли, выпрямили ноги под горячей водой и в мыльной пене отдохнули полчасика или телевизор включили, какую-то песенку послушали… – они сказали бы вам: «Это чем же вы заслужили такую великолепную жизнь?! А ведь мы в IX, X, XI, XV, XVIII… веке жили совершенно по-иному, и мы не роптали. Мы грызли сухарь и радовались».

Паисий Святогорец рассказывал о том времени, когда он на Синайской горе в монастыре святой Екатерины молился. Этот монастырь «обслуживали» бедуины: сопровождали туда туристов, этим зарабатывая на жизнь, привозили воду, продукты… Бедуины – арабы, не христиане, они мусульмане. 

Паисий Святогорец рассказывал: «Я помню тех бедуинов: когда у них была щепотка чая и немножко сахара, они плясали на одной ножке от радости и благодарили Бога, что у них есть чай и сахар. А евреи… ох уж эти евреи! Они построили им коттеджи в пустыне и свезли к ним поломанные автомобили со всего Израиля в подарок. Теперь у каждого бедуина есть поломанный автомобиль – и никакой у них радости».

Цивилизация нагружает человека ложными благами и отнимает у него радость. Она делает его хамом неблагодарным, заставляет его роптать, завидовать, мечтать о себе. «Почему это они, а не я?! Почему их по телевизору показывают, а не меня? Почему у него это есть, а у меня этого нет?» – в таких паскудных мыслях живет падший человек. И если эти мысли не поменять, счастья никогда вам не видать. 

Вы будете всю жизнь жить, как ноющее чмо, и умрете несчастными. И рая вам не видать, потому что в раю все благодарные. Людям руки резали, а они благодарили Бога; им глаза выкалывали – они благодарили Бога. Людей опускали в огонь или кипящую смолу – они говорили: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» В раю все благодарны. В раю нет ни одного нытика. 

Если бы была экскурсия в рай, мы бы ходили по раю и удивлялись: «А где здесь ноющие, плачущие, страдающие?» Ослик Иа в рай войти не может. В раю Винни-Пухи. Винни-Пуху всё хорошо. Он всегда поет: «В голове моей опилки, тра-та-та». Ему всё весело. 

А вот ослик Иа вечно сомневается: «Так ли это?» – «Как твои дела, ослик?» – «Плохо. А чего ждать от тех, которые мешают мне жить?» Всё плохо у ослика Иа. Ослик в раю не будет, а Винни-Пух – будет. Это оптимист, который знает, что у него в голове опилки, – он самокритичен: «Я глупый, у меня плохое чистописание…», – но он веселый.

Христианин должен быть сильным, веселым человеком с самокритичной оценкой. А не дохлым, нудным, сдувшимся шариком. «Откуда взялась эта тряпочка? Что это было за “бум”, и откуда взялась эта тряпочка?» Это человек, который ни на что не годен.

Человек, по апостолу Павлу, должен быть готов на всякое доброе дело, на всякое благое дело. А ты дохлый, а ты скулишь, а ты ноешь, тебе жизнь не всласть. Тебе пища не вкусна, тебе солнце не в радость, ты ни от чего не веселишься. Да ты Демон! 

Помните, как про Демона говорит Пушкин? «И ничего во всей природе / Благословить он не хотел». Ты ни на чем взгляд не остановишь с благословением. У тебя нет такой секунды, когда бы ты сказал: «Остановись, мгновенье: ты прекрасно!» 

Нет такого у тебя! Тебе всё нудно, плохо. «Им хорошо – а мне плохо… Им еще лучше, мне всё плохо». Друзья мои, и это господствующее настроение людей. Причем молодых, здоровых людей. 

А на старух поглядите, на стариков: сколько огня в их глазах, хотя они уже еле ходят! У них вся жизнь за спиной, только Страшный суд впереди, Царство Небесное – и у них еще интерес к жизни есть, они борются за жизнь. Встают с трудом с постели, ухаживают сами за собой. 

Молодые, ленивые – разваливаются, сидят по полдня и дурака валяют, ищут приключений и удовольствий. Конечно, будет уныние и хандра; конечно, жизнь будет не в радость человеку. Конечно, будешь роптать.

Наш народ, переживший лагеря и войны, никогда не унывал

Друзья мои, роптать нельзя никогда! Наш народ, переживший лагеря, войны, коллективизацию, вынужденную эмиграцию, никогда не унывал. В лагерях были веселые люди, сохранявшие присутствие духа. 

На войне всегда в любом подразделении, в любой роте и любом батальоне был Теркин. На привале гармошку развернет и спляшет, частушку споет и поднимет всем настроение. И обязательно должен быть такой человек. 

В эмиграцию люди уехали, и вот представьте себе: дворян, генералов, епископов, ученых пинком под зад выгнали вон из России – выгнали с насиженных мест, из дворянских усадеб, из своих собственных домов и квартир в центре Москвы, Петербурга и других городов, выгнали с кафедр, на которых они преподавали, лишили их имени, чести, славы, денег, семьи, здоровья… – и что, они повесились все, что ли, за рубежом? Ничего подобного. 

Храмы построили, журналы стали издавать, открыли учебные заведения, кадетские корпуса, семинарии, русские культурные центры, родили детей, воспитали несколько поколений людей, говорящих по-русски, крещенных в Православной Церкви. 

А нам бы сегодня пинка под зад и вон отсюда – и что бы мы делали? Мы бы повесились, пошли бы по кабакам запивать свое горе, а потом бы пошли вздергиваться на крепком гвозде у себя в отдельном номере. Так нельзя!

Мы – русские люди, нам нельзя хандрить. Мы сытые люди, нам нельзя печалиться. Мы верующие люди, нам нельзя унывать. Мы должны помогать друг другу, мы не должны жаловаться. Плакать должны в одиночку, втихаря. Потом лицо умыть и выйти к людям со светлым лицом. 

Как пишет Юрий Самарин об Алексее Хомякове: он похоронил любимую жену – горячо любимую, единственную женщину, которую он любил, – и детей – одного за другим, но оставался всегда бодр и удивительно оптимистичен. Юрий Самарин вспоминал, как однажды ночевал у Хомякова дома и слышал рыдания из дальней комнаты. 

На цыпочках пошел посмотреть: Хомяков всю ночь молился на коленях со слезами, рыдал перед Богом о себе, о сердце своем, о жене, о детях… Утром вышел к завтраку как ни в чем не бывало, умытый, свежий, с расправленными плечами, искрометный, веселый, умный, никому не поверяющий своих бед…

Плачьте перед Богом! Плачьте перед Богом, а не подружка перед подружкой на перекуре. Плачьте перед Богом – перед людьми не плачьте. Перед людьми умойте лицо и будьте твердыми, веселыми и сильными. Нельзя хандрить! У нас всё есть. У нас есть больше, чем мы заслуживаем. У нас есть больше, чем мы того достойны. 

Благодарите Бога, ничего у Него не просите. 

Слава Тебе, Господи, я живу. 

Слава Тебе, Господи, у меня есть друзья. 

Слава Тебе, Господи, я – на своих ногах при ясной памяти. 

Слава Тебе, Господи, у меня есть работа, какие-никакие деньги есть, я сам себе хлеб покупаю, не протягиваю руку. 

Слава Тебе, Господи, я крещенный. 

Слава Тебе, Господи, я много знаю и умею читать, я могу постичь любую науку. 

Слава Тебе, Господи, у меня еще вся жизнь впереди. 

Слава Тебе, Господи, я в рай войду, когда умру, потому что Ты за меня умер, – я верую в это, я в раю хочу жить. Вечно жить. 

Что хандрить?! Эй, вы, люди, возьмитесь за ум, перестаньте унывать, тосковать, печалиться! Пусть печалятся, тоскуют и унывают безбожники. 

Пусть они разгоняют свою тоску сатанинскими удовольствиями. Пусть «ширяются», «двигаются» и нюхают, потому что у них больше радости нет. Мы с вами имеем миллион причин для того, чтобы улыбнуться и сказать: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»

Протоиерей Андрей Ткачёв

Где нет веры в Бога, там нет и сострадания к человеку.

Размышления о неизведанном с самым известным учёным мира

Хотя Альберт Эйнштейн и был величайшим учёным своего времени, он знал, что невозможно в полной мере осознать устройство вселенной, не выходя за рамки человеческого восприятия. Изучая вселенную как еди...

Как готовить к ЕГЭ

После 19 мая, когда ученики (даже последний ботаник) в мыслях уже на летних каникулах, учитель рассказывает шестиклассникам, что ЧЕРЕЗ 5 лет они будут сдавать ЕГЭ. После чего знакомит их с задачами эт...

Кто остановит террориста Путина? (по материалам чешской печати).

Владимир Путин - самый крупный террорист в истории человечества, масштаб преступлений которого превышает все мыслимые пределы. Проблема в том, что его никто не может остановить. Или не ...

Загрузка...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    Олег Свет Христов
    2 августа 21:35

    Про странных людей и чудо Божие

    Я люблю писать про чудеса. Разные: большие и маленькие, явные и не очень. Мне кажется, что чудо – это не только что-то грандиозное, не поддающееся объяснению, когда «гора поднимается и ввергается в море», мертвые оживают, а слепые прозревают. Это может и быть что-то, на первый взгляд, незначительное, вроде бы обычное, но после чего на душе становится те...
    3014
    Олег Свет Христов
    29 июля 22:00

    Машка-дурочка

    Погибла Машка. Точнее, Мария. Ей было уже за 60, но на приходе у отца Евгения ее все так и звали – Машка, обращались на «ты» и считали местной дурочкой.Все свое время Машка проводила в храме. Хотя она почти не стояла на службах, а больше играла на подворье с детьми. И даже причащали ее иногда без исповеди – как ребенка. Да она и вела себя как маленькая....
    3346

    Двое из восьмисот. Отрывок из книги фронтовика Александра Шумилина "Ванька-ротный"

    Командир полка ещё раз уточнил задачу, отдал короткий, в двух словах, боевой приказ и в заключение сказал: — Имейте в виду! Это наше генеральное наступление! Сейчас разведёте своих солдат по местам! Займёте исходное положение! С рассветом атака! Сигнал для наступления, — два выстрела из пушки с нашей стороны!— В роты дадут связь. При выходе на исходную,...
    4814
    Олег Свет Христов
    27 июля 22:25

    Светлые похороны

      Мой друг отец Анатолий о смерти говорит часто. По-разному говорит. Иногда со страхом и трепетом, иногда со слезами и болью. А иногда с радостью. Странно, да? Сама я смерти боюсь. С детства. Для меня это что-то незнакомое, пугающее... Но рассказы отца Анатолия слушать люблю. Особенно такие – светлые... Хоронил он недавно своё духовное чадо. Иг...
    3442
    Олег 27 июля 20:25

    Часовой Николаев: как русский солдат 7 лет простоял на посту, забытый всеми

    У польского местечка Осовице, на реке Бебжа, находится старинная крепость. За несколько сотен лет её много раз перестраивали, исходя из менявшихся воинских потребностей. Крепость Осовец вошла в историю как арена страшной "атаки мертвецов", когда в ходе Первой мировой германские войска применили химическое оружие против защищавших укрепление русских солд...
    3479

    Неофициальный гимн России - "Небо славян"

    Не подумайте ничего плохого, наш Гимн России я очень люблю, люблю со времён Советского Союза. Именно так и должен звучать голос Великой Империи. Даже когда звучит музыка нашего Гимна, я всегда про себя пою слова, выученные с детства: "Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь..."Несколько дней назад, гуляя по раскалённой от жа...
    5424
    Олег Меломан
    27 июня 16:40

    "Мы могли бы служить в разведке, мы могли бы играть в кино..."

    25 июня на 47 году жизни скончался основатель и солист группы "Високосный год" Илья Калинников, автор хитов "Метро", "Лучшая песня о любви", "Тихий огонёк" и многих других.Эти песни на изломе тысячелетий буквально взорвали российское музыкальное болото тех лет. Безвременье на всех парах летящей в пропасть Великой Империи затронуло все сферы жизни и музы...
    5425
    Олег Меломан
    27 июня 01:50

    Ария - "Потерянный рай"

    Для очень многих людей моего поколения группа "Ария" навсегда останется недостижимым эталоном для всех остальных музыкальных групп, пришедших позднее. Сразу говорю, "Чёрный кофе" не подвязывайте, это было на несколько лет раньше и эта группа стоИт несколько особняком. И я также до сих пор люблю их песни.А тогда это была моя дембельская весна 1987 года. ...
    5162

    Владимир Высоцкий - "Он не вернулся из боя"

    Сколько себя помню меня всегда сопровождали песни Владимира Высоцкого. Как сейчас принято говорить, эти песни, в те уже далёкие, советские годы, звучали из "каждого утюга". Мой отец хорошо пел и знал все песни Высоцкого, за что был ценим в каждой компании. Он обладал сильным голосом и хорошим слухом. Но была одна песня Высоцкого, которую он ни...
    5719

    "Белая ночь опустилась как облако..."

    "Белая ночь опустилась как облако, ветер гадает на юной листве. Слышу знакомую речь, вижу облик твой, ну почему это только во сне?"Ах, какие чарующие слова и особенно музыка!Лето 1986 года и какое-то затишье в нашем батальоне. Никуда не срываемся по приказу, целыми днями торчим в парке, да ещё и лето выдалось тёплое и солнечное. И вдруг слышу эту п...
    5106
    Олег Свет Христов
    21 июня 22:50

    Добрый таджикский самаритянин

    – Ты помнишь Ивана? – Спросил меня недавно наш дворник-таджик.Он помогает мне таскать по лестнице коляски, сумки, знает по имени всех наших детей, иногда разживается нашим “многодетным молоком”, поэтому мы давно “на ты”.– Ивана… Ивана…– Ну он работал в том доме, родственник мой, – объяснил парень.Я вспомнила. Иван тоже был дворником. Правда, звали его н...
    5354

    Как Герой Советского Союза обувь чистил. Свою профессию ветеран-разведчик Ладо Давыдов зазорной не считал

    Была середина августа 1970 года, но московское солнце палило, как в разгар лета: асфальт размяк, и прохожие оставляли на нем следы, будто на раскисшей после дождя земле. Ладо Давыдов открыл застекленную кабину чистильщика обуви и охнул: гуталин разжижился и потек из жестянок... Тридцать пять градусов в тени!Он не спеша уселся на потертый коврик – пестры...
    6370
    Олег Свет Христов
    10 июня 01:10

    Мой брат работает медсестрой. Записки из реанимации

    Когда-то он был курсантом престижного военно-политического училища. Но еще до наступления «перестроечных» времен так остро стал чувствовать фальшь советской идеологии, что ушел с последнего курса. Закончил медицинское училище и поступил работать в реанимацию травмы. Его сокурсники стали капитанами, а он – медсестрой. Потому что ставки «медбрат» не ...
    5584

    Высадка в Нормандии: «величайшая операция» или жуткое позорище?

    Президент России Владимир Путин не получил приглашения на празднование 75-летия высадки в Нормандии войск наших «союзников» по Антигитлеровской коалиции... Ай-яй-яй... Как жить-то теперь будем? Такая, понимаешь ли, памятная дата, событие всемирно-исторического значения, можно сказать, главная битва Второй мировой войны – а нас не позвали. Впрочем, ...
    5635

    Генетический код России построен на героизме

    Смерть Никиты Белянкина в который раз заставила меня задуматься, почему мы – Россия – не движемся проторенной дорогой всех развитых стран, для которых подвиг давно относится к сфере, за которую ответственны кинокомиксы, а проявление героизма в реальной жизни воспринимается в конечном итоге с некоторой неловкостью, как нарушение общепринятых правил игры....
    5353

    Эксгумация Тамерлана: какие сюрпризы ждали советских археологов

    Археологические раскопки, проведенные группой советских ученых в мавзолее легендарного завоевателя Тамерлана накануне Великой Отечественной войны, вызвали множество вопросов и самых разных суждений. Но даже если отбросить мистические легенды, сама по себе эксгумация останков великого полководца преподнесла ученым немало сюрпризов. Мавзолей Гур-Эмир...
    6190

    «Сибирский Робинзон»: как советский дезертир 10 лет скрывался в тайге от войны

    В 1950-х история Тарзана и Джейн в гротескном виде повторилась в тайге под Новосибирском. Девушку, которая забрела в лес, увел с собой бородатый незнакомец, долгие годы проживший в отрыве от цивилизации. Похитителем оказался дезертир, сбежавший из Красной Армии во время Великой Отечественной войны. Жизнь в тайге О событиях, которые происходили...
    5294

    Что делают староверы, чтобы жить дольше 100 лет

    Образ древнего худого благообразного старца с белой длинной бородой у тех, кто хоть немного знаком с историей, ассоциируется с русскими староверами. В своих всемирно известных произведениях Андрей Печерский слегка приоткрыл завесу над бытом и традициями этой уникальной социальной группы. Устав кержаческих монастырей и сложившийся на протяжении веков сем...
    5528

    «Землянка»: за что в 1942 году запретили исполнять эту фронтовую песню

    Уже в наши дни даже совсем молодые люди, услышав первую строку этой песни: «Бьется в тесной печурке огонь», обязательно подхватят: «На поленьях смола, как слеза». А уж в военные годы «Землянку» знал каждый от начала и до конца. Однако, несмотря на популярность, в 1942 году песня вдруг исчезла из радиоэфира. 4 шага Автором текста знаменитой пес...
    6444

    Что стало с главным героем «Тихого Дона» Григорием Мелиховым в реальной жизни

    После публикации первой части «Тихого Дона» в журнале «Октябрь», его автора, молодого Михаила Шолохова, засыпали письмами с вопросом, был ли прототип у героя романа Григория Мелехова? Автор отмалчивался и только в 1964 году при вручении Нобелевской премии признался, что реальный Гришка существовал, но его имени так и не назвал. Выяснить личность уд...
    6914
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика