Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Лукашенко выдавливает православие из Белоруссии

3 1455

Зачем белорусскому лидеру визит Папы Римского и независимая православная церковь. С началом осени общественная жизнь в Белоруссии заиграла новыми красками. Как принято в республике, «краски» отбирались строго под контролем местного руководства и на этот раз коснулись некоторых послаблений в религиозной жизни белорусов. Огорчение вызывает лишь факт, что при этом власти исходят не из принципа свободы совести, а из желания снизить духовное влияние Москвы. Как пишет местная пресса, 1 сентября официальный Минск дал добро на приезд и работу в республике нового нунция Ватикана Габора Пинтера, который на радостях успел обозначить главную цель будущей миссии – поддержку католической общины, популяризацию христианских идей и организацию визита Папы Римского Франциска в Белоруссию.

 Казалось, исключительное географическое положение страны «на стыке» восточного и западного христианства должно только поощрять конфессиональное разнообразие. Однако если вспомнить многолетнюю неприязнь белорусского президента Александра Лукашенко к местным католикам, становится ясно, что разговоры о визите главы Римско-католической церкви все больше сопряжены с соображениями политического характера. Ведь без реальной нормализации отношений с католическими священниками белорусскому руководству все труднее продвигаться навстречу сотрудничеству с Евросоюзом. Удивительно, как наряду с этими свободами неотъемлемой частью эфиров гостелевидения стали дискуссии о необходимости автокефалии Белорусской Православной Церкви (БПЦ), которая подчинена Московскому патриархату.

 Искусственная тенденциозность этого вопроса отражает заигрывания на националистическом поле, которые так полюбил в последние годы самый народный президент. Для Лукашенко важно сохранять контроль над процессами внутри белорусского общества, поэтому желание сформировать очередной заслон в противовес влиянию Москвы не может обойти стороной религиозный аспект. Более того, стараниями официального Минска вопрос о независимости белорусских православных от РПЦ вышел на международный уровень: осенью 2010 года Лукашенко поднимал эту тему в ходе личной встречи с Константинопольским патриархом Варфоломеем в Турции. Тогда договориться о столько-нибудь значимой поддержке со стороны Вселенского патриархата не удалось благодаря позиции предстоятеля РПЦ патриарха Кирилла, который недвусмысленно указал на нежелательность визитов посланников Константинополя или Ватикана в республику и роста влияния альтернативных церквей в Белоруссии. 

За демонстрацией Лукашенко своей лояльности Западу просматривается очевидная политическая взаимосвязь этого процесса с давними разговорами о самоуправляемой Белорусской Православной Церкви. Такое мнение в беседе с корреспондентом «Колокола России» высказывает заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ имени М.В. Ломоносова Богдан Безпалько. «Ориентация белорусской элиты на Запад происходит медленно, но верно. В отличие от Украины, она не сопровождается показательными акциями или эксцессами в общественной жизни. Благодаря Лукашенко процесс «белорусизации» не вызывает болезненную реакцию населения и вообще не так заметен. В этом смысле белорусский лидер выгоден Западу, поскольку его политика позволяет избежать ошибок «мгновенного майдана» и отвечает стратегической цели – цивилизационно-мировоззренческому и экономико-политическому отрыву Белоруссии от России. 

В этом ключе идея изменить подчиненность Белорусской Православной Церкви отчасти напоминает раннюю украинскую практику. Там в начале 1990-х годов также высказывались об экзархате, поле чего экзарх – блаженнейший, как тогда говорили, митрополит Филарет – превратился в самозванного главу «Киевского патриархата». Возможно, что в Белоруссии будет иметь место нечто подобное, но в более мягкой форме. Например, может быть осуществлена попытка провозгласить автокефалию БПЦ на законных основаниях, чтобы она по всем православным традициям стала канонической церковью, а не очередной самопровозглашенной раскольнической группировкой».

 При этом в ближайшее время говорить об автокефализации БЦП рано, но курс на это просматривается и потенциальные сторонники нового религиозного раскола также имеются . «История с автокефалией для БПЦ традиционна для Лукашенко: шантажом он стремится получать максимальные экономические бонусы и при этом двигаться на Запад. Местные иерархи очень сильно ориентируются на позицию президента Белоруссии, на его курс по «белорусизации», формирование антирусской национальной идентичности. В этой логике не зависимая от Московского патриархата Белорусская Православная Церковь рассматривается как инструмент оправдания существования элит белорусского государства и законности тех бонусов, которые они от этого государства получают, – утверждает Безпалько.

 – В дополнение стоит сказать, что возможный визит Папы Римского усилит позиции католиков в белорусском обществе, которые, по разным оценкам, составляют от 8 до 16% населения республики, а в Гродно и других западных областях – более значительный процент. В преддверии выборов власть, вероятно, хотела бы видеть их своими сторонниками». *** Добиваясь расположения Запада, Лукашенко давно понял, насколько выгодно извлекать политико-дипломатические дивиденды от положения главы «срединного» государства, старающегося быть равноудаленным как от Востока, так и от Запада, и потому удобного места для разного рода судьбоносных встреч. Зимой 2012 года, задолго до ночных переговоров в Минске «нормандского формата», Лукашенко хотел организовать в Белоруссии встречу Папы Франциска и Патриарха Кирилла. 

Однако инициативе не суждено было осуществиться из-за негативной реакции предстоятеля РПЦ, как главы господствующей в республике церкви не согласившегося сделать Минск местом исторической встречи. Однако Батька быстро нашел, чем ответить и не оказаться надолго скованным позицией главы РПЦ. Недавно с подачи властей белорусское общество с удивлением узнало о «вредительской» роли военно-патриотических лагерей для местной молодежи, в которых воевавшие за Новороссию инструкторы из России при поддержке священнослужителей РПЦ распространяют якобы ультраправые идеи о величии Русского мира, «подрывая» основы белорусской государственности сильнее, чем прозападные маргиналы-националисты.

 Как следствие, утверждает президентская администрация, структуры Белорусского экзархата Московского патриархата нуждаются в большей самостоятельности, чтобы взять «духовный процесс» в стране под свою опеку. Очевидно, придать ему правильное направление, с точки зрения Лукашенко, способно сближение с Римско-католической церковью, а также перехваченное у активистов местного «Народного фронта» требование популяризировать деятельность неканонической Белорусской автокефальной православной церкви (БАПЦ), имеющей многочисленные приходы на Западе и только один – в самой Белоруссии. *** Вместе с тем, по мнению Богдана Безпалько, в сложившихся условиях третьи силы вроде Константинопольского патриархата вряд ли прибегнут к возможности даровать БПЦ автокефалию. 

«Константинопольский патриарх Варфоломей выступит стервятником: он не будет делать никаких резких движений по признанию автокефалии, пока не убедится, что это останется безнаказанным – на данный момент таких предпосылок не создано, – делится своим мнением  Безпалько. – В случае сильного ослабления духовно-политического влияния России в Белоруссии можно говорить о приезде Варфоломея и его конкретных попытках вмешаться в ситуацию, но исключительно после приглашения белорусской стороны». Эксперт полагает, что в настоящее время процесс вокруг статуса БПЦ пока еще является обратимым, и обратимость зависит как от белорусского руководства и граждан, которые должны сделать какой выбор в пользу общего русского пространства, так и от дальнейших шагов самой России. «Российское руководство, на мой взгляд, должно увязывать экономическое сотрудничество с Белоруссией не только с политическими или оборонными вопросами, но и с гуманитарной спецификой. 

Парадоксально, но вместе с простыми белорусами мы финансируем и болтунов при должностях и в званиях, которые постоянно твердят об опасности России. В пику им на примере Украины Россия может апеллировать к тому, что искусственный переход в статус ассоциированного с Европой государства не приносит даже материальных выгод. При необходимом уровне работы и должном финансировании Россия сможет сохранить независимую Белоруссию в качестве элемента подлинно русского пространства», – заключает Богдан Безпалько. *** Затеянная Лукашенко околорелигиозная игра явно не стоит мессы.

 Понятно, что устремления властей вынужденно поддерживаются местными церковными иерархами, ставшие заложниками политических разногласий белорусского президента с Москвой. В начале 2014 года, вскоре после не согласованного с властями назначения бывшего рязанского митрополита Павла предстоятелем БПЦ, духовенство Минской епархии выразило свое одобрение идее о праве на автокефалию. Эти соображения подкрепляются тем, что, во-первых, перед Белоруссией – пример соседней Украины, где самосвяты из апостольской православной церкви и патронируемые хунтой раскольники так называемого Киевского патриархата получают все большее влияние, чем поддерживаемое РПЦ МП традиционное православие.

 Во-вторых, разговоры об автокефалии связаны с желанием белорусских епископов получить большую финансовую самостоятельность от Москвы, куда сегодня уходит львиная доля церковных доходов. Для Батьки откровенно агрессивные попытки «продавить» спорный независимый статус местного православия несут в себе большое количество неоправданных рисков, связанных с противостоянием России. Во-первых, это действия лишают его инструментов контролировать настроения в церкви, через которую, в свою очередь, в общество транслируется определенная модель поведения, удобная властям для поддержания повсеместной лояльности. 

Появление разного рода раскольнических и многочисленных околоцерковных структур в пику РПЦ вносит брожение в умонастроения белорусского социума, часть которого по-прежнему желала бы ослабления правящей в Белоруссии власти. Во-вторых, роль руководства БПЦ на процесс принятия решений в настоящее время минимальна, и подогреваемые сверху дискуссии о ее церковно-каноническом статусе лишь выдавливают из умов белорусов истинное православие, представления о гармоничном мироустройстве, укрепляют влияние подлинных противников белорусской государственности, мечтающих спекуляциями на тему веры выдавить Беларусь за пределы Русского мира. 

Александр Андреев


Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...

Обсудить
  • Костёлы расцвели пышным цветом, их теперь строят прямо в спальных районах.
  • Мозги у вас выдавили жиды, а не православие в Беларуси,