Подробное рассмотрение Откровения Иоанна Богослова. Часть 8

0 1066

Обращение к Ефесской церкви...

Часть вторая (Рассмотрение ереси николаитов, Перевод наименования Эфес и примерный временной отрезок истории Церкви, который она выражает). 

...

  Но утешая и ободряя ефесян, Господь высказывает им похвалу за их нерасположенность к ереси николаитов, происходивших от антиохийского прозелита Николая, одного из семи диаконов иерусалимской церкви. В Ефесе николаиты были ненавидимы и изгнаны, так как представляли в своем учении распущенности совершенную противоположность благоразумной сдержанности Ефесских христиан, вообще не терпевших развратных. (Лопухин)

***

Дела же николаитов [означают, что] до этого времени деятельные и опасные люди, служители имени Николая, создали себе ересь, чтобы жертвенное, после изгнания дьявола, могло быть съедено и чтобы всякий, предающийся греху, на восьмой день обрел бы покой. Поэтому Он восхваляет тех, кому написал, и этим столь достойным мужам Он обещал древо жизни, которое посреди рая Божия. (Сщмч. Викторин Петавийский)

***

посмотрим, что рассказывают нам о николаитах историки ранней Церкви. Большинство историков отождествляют их с последователями Николая, прозелита из Антиохии, одного из семи призванных диаконов Деян 6:5. Мысль заключается в том, что Николай сбился с пути истинного и стал еретиком. Ириней 140-202 гг. говорит о николаитах, что они жили, потакая необузданным похотям "Против ересей" 1,26:3. Ипполит говорит, что Николай был один из семи, что он "отошел от истинного учения и у него были привитые привычки безразличия к пище и жизни" "Опровержение ересей" 7,24. В "Апостольских постановлениях" 6,8 николаиты охарактеризованы как "бесстыдные в нечистоте". Климент Александрийский говорит, что они "предавались наслаждениям, подобно козлам... и вели жизнь, потворствуя своим слабостям и порокам". Но он защищает Николая Антиохийского от всех обвинений, заявляя, что его слова о том, что "тело должно быть поругано" были извращены. Под этим Николай, якобы, имел в виду, что тело нужно подавлять; еретики же извратили его смысл, истолковав их так, что человек может бесстыдно, по своему желанию, распоряжаться своим телом "Строматы" 2,20. Совершенно очевидно, что николаиты проповедовали безнравственность.

Посмотрим, нельзя ли определить их учение более конкретно. Из послания пергамской церкви узнаем, что они совращали к прелюбодеянию и употреблению в пищу идоложертвенного. Из решения иерусалимского совета видно, что язычники допускались в Церковь при соблюдении двух пунктов: воздерживаться от идоложертвенного и блуда Деян 15:28,29. И именно эти пункты нарушили николаиты. Они, конечно, рассуждали так:

а) С законом, дескать, покончено, и потому нет больше никаких законов, и можно делать все, что угодно. Они путали христианскую свободу с безбожной распущенностью. Это были те самые люди, которых Павел убеждал, чтобы свобода не послужила им поводом к угождению плоти Гал 5:13.

б) Они, возможно, утверждали, что плоть есть зло, и человек может делать со своим телом все, что угодно, потому что оно все равно не имеет значения.

в) Они, возможно, утверждали, что христианин настолько защищен благодатью Божьей, что может делать все, что угодно, и это нисколько не повредит ему.

Ну, а что лежало в основе этого николаитского извращения истины? Проблема заключалась в принципиальном различии между христианином и тем языческим миром, в котором он жил. Язычник без всяких колебаний ел мясо, принесенное в жертву идолам и такое мясо ставили перед ним по случаю всякого общественного мероприятия. Вопрос заключался в том, может ли христианин принимать участие в таком празднике? У язычников не было представления о воздержании и целомудрии; внебрачные половые связи считались самым обычным делом и никто не стыдился этого. И здесь проблема заключалась в том - должен ли христианин настолько отличаться от них? Николаиты ободряли христианам пойти на компромисс с миром. Один английский богослов так характеризует учение николаитов: "Это была попытка установить разумный компромисс между установившимися обычаями греко-римского общества и сохранить как можно больше христианских норм жизни". Это новое учение николаитов больше всего затрагивало

• верхние слои общества, ибо именно им пришлось бы поступиться очень многим, если бы им пришлось соблюдать все христианские нормы. В представлении Иоанна николаиты были хуже язычников, потому что это были враги в своем лагере.

Николаиты не хотели отличаться от других; с практической точки зрения это были самые опасные враги, потому что, если бы их учение преуспевало, то оказалось бы, что не христианство изменило мир, а наоборот - мир изменил бы христианство. (Баркли)

***

Виктор: не о его ли учении говорит апостол Пётр в словах - и милость Господа превратили в повод...?

***

Свт. Андрей Кесарийский

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия

Имеющий ухо, да слышит. − Телесное ухо имеют все люди, духовное же приобретает только человек духовный; таковое, напр., имел пророк Исаия (8, 5). Такому человеку, побеждающему искушения бесов, обещает дать вкушать от древа жизни, т. е. сделать причастником благ будущего века. − Под древом жизни иносказательно понимается жизнь вечная; а та и другая есть Христос, как о сем сказали Соломон и сей же Апостол в другом месте: первый, говоря о Премудрости, сказал, что она есть древо живота (Притч. 3, 18), а последний говорит о Христе так: «Той есть истинный Бог и живот вечный» (I Иоан. 5, 20). − Если желаем достигнуть онаго, то, молю вас исправим жизнь, и победим страсти. Ибо за труды, во всяком случае, воспоследуют награды, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

***

Павел: "Имеющий ухо, да слышит" - еврейская фраза того времени, означающая, что говорится важная вещь, которую все должны услышать. Данная фраза имела большое значение и говорила "запомните, что было сказано". Незря Иисус в важных моментах говорил эту фразу.

Иными словами, Иоанн говорит о важности этой вести.

Дерево жизни это то дерево, которое было в Эдемском саду и то дерево, которое будет на Новой Земле.

***

Василий: Да. Важное дополнение. Теперь порассуждаем над временем существования этой Церкви.

***

Павел: Исторически обосновывают, что история церквей идет параллельно с другими частями Откровения: Печати и трубы идут параллельно. И церкви вроде.

***

Василий: Ну как же параллельно, когда: «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего».(Откр. 4, 1) ПОСЛЕ СЕГО… Как же параллельно?

Вот и разберемся постепенно. Какую любовь оставила первенствующая церковь? (Из того что получили от апостолов? На мой взгляд - агапы...

***

Павел: Первая любовь это те чувства, когда ты влюбляешься. То есть в данном случае речь идёт о первом опыте со Христом.

***

Василий: Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.

Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; - как можно вернуться к первому опыту со Христом, если Христос уже взошел к Отцу?

Тем не менее "после сего" - это значит после, т.е. последующие по времени события...

Возможно ключ в наименованиях церквей: «Ефес значит моя воля или мой совет. Апостол желает, чтобы мы понимали, что все в нашей вере должно приписываться не нам самим, а воле Божьей и управлению Божьего промышления» (Апрингий)

Ефес - первоначальная церковь, которая почти полностью исполнила волю Божию. Считаю, что период ее действия закончился примерно вместе с первым системным гонением на христиан от римских императоров... Правление Нерона.

В чем отстали от первой любви? Думаю, постепенно стали отмирать агапы и совместное распоряжение имуществом: оскудение любви...

Сдвинуть светильник... Переместить... Из-за гонений христиане вынуждены были перенести богослужения из городов в катакомбы...

Какой период?

***

Павел: 31-100 года

***

Василий: согласен с Павлом

Думаю, что это "оскудение в любви" началось ещё при Апостолах... И о нем должны быть сведения у самих Апостолов. И вот что нашёл: 3-е послание Иоанна к Гаю.

Из Баркли: " Иоанн пишет другу по имени Гай. В эпоху Нового Завета имя Гай было самым распространенным. В самом Новом Завете это имя носят три человека: Гай Македонянин, бывший вместе с Аристархом при Павле во время мятежа в Ефесе Деян 19:29; Гай Дервянин, делегированный от своей церкви сопровождать деньги, собранные для бедных в Иерусалиме Деян 20:4; и Гай в Коринфе, приютивший Павла с таким радушием, что его можно было назвать странноприимцем всей церкви Рим 16:23, один из тех крайне немногих, которых Павел крестил лично 1Кор 1:14 и который, согласно преданию, стал первым епископом в Фессалониках. Гай было самое распространенное имя, и нет никакой нужды ассоциировать этого Гая с кем-либо из тех трех".

Один из трёх - из Эфеса в котором, как известно, был апостол Иоанн. А теперь: в чем оскудение любви по этому посланию (опять же в толковании Баркли):

" Христианское гостеприимство - Вот главный предмет послания. Группа странствующих миссионеров находится на пути в церковь, членом которой является Гай, и Иоанн убеждает Гая принять их, оказать им всяческую помощь и поддержку и отправить в дальнейший путь чисто по-христиански.

В древнем мире гостеприимство было священным делом. Гостиницы в древнем мире были известны своими недостатками. Греки с явным неодобрением смотрели на сочетание денежных отношений с гостеприимством, и поэтому содержатели гостиниц пользовались плохой репутацией. Гостиницы и постоялые дворы были известны царившей в них грязью и блохами. Содержатели гостиниц были хищны и жадны - греческий философ Платон сравнивал их с пиратами, требующими выкуп со своих гостей, прежде чем отпустить. В античном мире существовала система дружбы домами для приема гостей, когда семьи в различных частях страны обязывались при необходимости взаимно оказывать гостеприимство членам семей. Эти связи семей длились многие поколения, и в случае необходимости человек приносил с собой симболон или ярлык, жетон, по которому хозяин узнавал его. Некоторые города имели в больших городах своих представителей, которых называли проксенос, у которых сограждане могли получить убежище и помощь.

Коли даже языческий мир высоко ставил обязательство оказывать гостеприимство, то совершенно естественно, что христиане относились к нему еще серьезнее. Петр призывает: "Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота" 1Пет 4:9. "Страннолюбия не забывайте", - пишет автор Послания к Евреям, и добавляет: "Ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам" Евр 13:2. В Пастырских посланиях говорится, что вдовице должны быть оказаны почести, если она "принимала странников" 1Тим 5:10. Павел просит римлян "ревнуйте о странноприимстве" Рим 12:13.

Особенно гостеприимными должны быть руководители Церкви. Епископ должен быть страннолюбив 1Тим 3:2. Тит должен быть "страннолюбив" 1 Тит 1:8. Позже, во времена Иустина Мученика 170 г. в воскресенье зажиточные делают по своему усмотрению пожертвования, а в обязанности руководителя общины входило "заботиться о сиротах, вдовах, о всех нуждающихся в связи с болезнью и по другой причине, о находящихся в узах, о странниках издалека, проживающих среди нас" Иустин Мученик: "Апология" 1,67.

В эпоху ранней Церкви двери дома христианина были всегда гостеприимно открыты. Дать страннику возможность войти в дом христианина - что может быть благороднее этого? Круг христианской семьи всегда должен быть достаточно широк, чтобы в нем нашлось место для странника, независимо от того, откуда он пришел и какого цвета его кожа".

" Кроме того, из настоящего отрывка мы узнаем кое-что о странствующих миссионерах, оставивших свой дом и все удобства, для того, чтобы нести в мир слово Божие. В ст. 7 Иоанн говорит, что они пошли ради имени Его, не взявши ничего от язычников.

Вполне возможно, что в ст. 7 он имеет в виду тех, кто ушел от язычников, не взяв с собой ничего, кто ради Христа оставил свою работу, свой дом и своих друзей и теперь не имел никаких средств к существованию. В античном мире была хорошо известна фигура "нищенствующего монаха" с сумой. Так оставил свои записи некто, называвший себя "рабом сирийской богини", ходивший и собиравший подаяние. Он утверждает, что никогда не возвращался меньше чем с семьюдесятью кошелями денег для своей богини. А эти христианские странствующие проповедники не брали ничего от язычников, даже если те им и давали.

Иоанн предоставляет этих первопроходцев и пионеров гостеприимству и щедрости Гая, и заявляет, что принимать их - долг каждого, чтобы содействовать распространению истины ст. 8. Английский богослов Моффат очень живо передает этот стих: "Мы обязаны оказывать поддержку таким людям, чтобы доказать, что мы тоже содействуем истине".

В этом заключается важная христианская идея. Не всякий человек может, по стечению обстоятельств, стать миссионером или проповедником. Иной вынужден продолжать выполнять свою гражданскую работу, оставаясь на своем месте и выполняя будничные жизненные обязательства. Но туда, куда он не может пойти сам, могут дойти его деньги, его молитвы и его практическая поддержка. Не каждый может быть, так сказать, на переднем крае, но, оказывая помощь тем, кто находится там, он может сделаться пособником истине. Помня об этом, мы будем видеть в том, что даем для дела Христова, не обязательство, а привилегию; не долг, а радость. Церкви нужны люди, которые выйдут, чтобы понести истину дальше, но ей также нужны люди, которые содействуют истине дома".

Здесь мы узнаем причину написания послания и знакомимся с двумя главными героями всей истории,

С одной стороны, это Диотреф. В предисловии мы уже видели, в какой ситуации оказались Иоанн, Диотреф и Димитрий. В ранней Церкви существовало двойное пастырство. С одной стороны были апостолы и пророки, власть и полномочия которых не были ограничены какой-то конкретной общиной, а распространялись на всю Церковь. Кроме того, были пресвитеры, или старейшины; это были жившие оседло постоянные пастыри поместных общин, их фундамент и костяк.

В раннюю эпоху это не вызывало никаких проблем, потому что местные общины были еще подобны детям и не могли еще сами ходить и самостоятельно работать. Но со временем между двумя категориями пастырей отношения становились все напряженнее. По мере того, как местные общины набирали силы и все больше осознавали свое место и роль, они были все меньше и меньше готовы подчиняться руководству издалека и вмешательству странствующих чужаков.

В настоящем послании представителем местного пастырства является Диотреф. Он не желает признавать власть и авторитет Иоанна и принимать странствующих миссионеров. Он настолько озабочен тем, чтобы его приход сам решал свои дела, что даже готов изгнать тех, кто еще готов признать власть и полномочия Иоанна и принимать странствующих проповедников. Кем Диотреф, собственно, является, мы не знаем. Конечно, он не епископ. Вполне возможно, что он энергичный и умный пресвитер, или даже просто агрессивно настроенный прихожанин, который своей сильной личностью сметает все на своем пути. В любом случае, он является сильной и доминирующей личностью.

А как мы относимся к Диотрефу? Мы можем вполне сочувствовать ему; можно считать, что он встал на позицию, на которую, раньше или позже, должны были встать все. Но, при всей силе его характера, у него был один недостаток - ему не доставало милосердия. Как это выразил Додд: "Не может быть подлинного религиозного чувства, если оно не проявляется в милосердии". Именно поэтому, несмотря на все свои руководящие способности и свое превосходство, в понимании Иоанна, Диотреф не был настоящим христианином. Настоящий христианский руководитель должен всегда помнить, что сила и доброта идут рядом, и руководство и любовь идут рука об руку. А Диотреф был похож на стольких церковных руководителей. Он, может быть, был совершенно прав, но пытался добиться своего неверным способом, ибо сила ума никогда не может заменить сердечную любовь.

Мы не знаем, чем все это кончилось. Но Иоанн завершает свое послание в духе любви. Он скоро придет и поговорит, когда его присутствие может достичь того, чего не может достичь ни одно послание, а сейчас он посылает свои приветы и благословения. (Баркли)

***

Василий: т.е. оскудение любви это не просто отмена агап... Это победа местечковости над "нет ни эллина, ни иудея, но все мы едины во Христе"! И уход от объяснения Спасителя "кто ближний мой": ЛЮБОЙ кто нуждается в твоей помощи, а не только соплеменник или, ещё хуже, односельчанин...

Поэтому и сказано, что поощряется за четыре добродетели, но вышеуказанное - отход от данного изначала, «от первой любви»... Если моя догадка верна, то и руководитель или самый активный деятель эфесской церкви известен - это Диотреф (из послания). Но и в других местах возникло тоже искушение - предпочесть местные интересы общецерковным и своих прихожан - пришельцам... За что может последовать наказание: "сдвину светильник": будешь светить в катакомбах...

____________________

Статьи будут появляться по мере работы... Примерно раз в 4-5 дней...

____________________

Приглашаю вас, братья и сёстры, на внимательное подробное рассмотрение Откровения Иоанна Богослова. Ибо сказано об этом труде, что " Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко. (Откр 1,3)" Неудивительно сие! Только вдумайтесь, братья и сёстры, что в нем содержится: "Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа. (Откр 1,1-2)".

Приглашаем всех заинтересовавшихся к работе. Здесь комментировать не надо: отвечать не могу… работаю в основном со смартфона… Простите.

Структура работы: пост в группе - только текст ОИБ. В комментарии только результат полученный ранее в конференции этому посвященной. Условия участия в конференции и правила общения выложены в группе и ниже по тексту. Принимаем решение о публикации комментариев (толкований) все вместе. Сейчас начинаем рассматривать 2 главу. Милости просим в гости к нам! http://vk.com/club144581864 Упростились правила приёма в конференцию. Основное обсуждение идёт там. Для участия в работе конференции по данному вопросу обращайтесь к куратору группы иерею РПЦ Василию Литвинову (https://vk.com/id76433131). После обсуждения лучшее из предложенного публикуется в комментариях.

«В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...