Подробное рассмотрение Откровения Иоанна Богослова. Часть 10

0 1284

Пергамская церквь. Часть первая.

Общие сведения о Пергаме. Вопрос "престола сатаны" или кто такой Зевс. Антипа. Путь Варлаама в истории христианства. Период Пергамской церкви.

Пергам: престол сатаны

1. Пергам занимал особое место в Асии. Он не находился на больших торговых путях, как Ефес и Смирна, но исторически это был крупнейший город Асии. Греческий географ и историк Страбон назвал Пергам прославленным епифанес городом, а Плиний Младший назвал его "самым известным в Асии". Дело в том, что к моменту написания Иоанном Откровения, Пергам уже в течение четырех веков был столицей. Сперва в 282 г. до Р. Х. он был сделан столицей государства Селевкидов - одного из царств, на которые распалась империя Александра Македонского, и оставалась его столицей до 183 г. до Р. Х., когда умер царь Аттала третий. Перед своей смертью он завещал свои владения Риму, из которых Рим сделал провинцию Асия, столицей которой остался Пергам.

Еще большее впечатление городу придавало его географическое положение. Пергам был построен на высоком, имевшем коническую форму холме, который господствовал над долиной реки Кайнос. С вершины холма было видно находящееся на расстоянии двадцати пяти километров Средиземное море. Один путешественник так описывает Пергам: "Больше всех других городов Малой Азии производит он на путешественника впечатление царской столицы, административного центра; стоит на громадном скалистом холме, который гордо и смело господствует над широкой долиной Кайноса". Пергам был окружен дымкой истории и славы. Рассмотрим его поближе.

Пергам никогда не мог добиться такого величия в торговле, как Ефес и Смирна, но как культурный центр он превосходил и Ефес и Смирну. Он был знаменит своей библиотекой, в которой было не менее 200:000 пергаментных свитков. Она была второй в мире, после уникальной библиотеки в Александрии.

Интересно отметить здесь, что пергамент происходит от слова Пергам. В античном мире это были хе пергамене харта, листы пергамские, и с этим именем связана одна история. В течение долгих столетий античные свитки писались на папирусе, материале, изготавливавшемся из сердцевины крупного тростника, растущего по берегам Нила. Сердцевины извлекали, резали на полосы, прессовали в листы и разглаживали. Получалось нечто вроде коричневой оберточной бумаги, которую все использовали для письма. Во втором веке до Р. Х. один пергамский царь Эвмений загорелся желанием сделать свою библиотеку крупнейшею в мире. Для этого он уговорил александрийского библиотекаря Аристофана Византийского покинуть Александрию и переселиться в Пергам. В ответ на это египетский царь Птолемей, взбешенный совращением своего выдающегося ученого, быстренько заключил Аристофана в тюрьму, а в наказание Эвмению наложил эмбарго на вывоз папируса в Пергам.

В сложившейся ситуации ученые Пергама изобрели пергамент, изготовлявшийся из разглаженных и полированных шкур животных и крупного рогатого скота. Как писчий материал пергамент, собственно, намного превосходит папирус и потому он, в конце концов, вытеснил его совсем.

2. Пергам был одним из крупнейших религиозных центров. В нем, в частности, находились две знаменитые святыни. В обращении Воскресшего Христа Пергам назван местом "где престол сатаны". Совершенно очевидно, что это относится к чему-то, что христианская Церковь считала особенно порочным и нечестивым. Некоторые богословы и комментаторы считали, что это относится к религиозному великолепию Пергама.

а) Пергам считал себя хранителем греческого образа жизни и греческого культа богов. Около 240 г. до Р. Х. он одержал важную победу над вторгшимися дикими галатами или галлами. В память этой победы перед храмом Афины, возвышавшемся на 250 метров над холмом, был воздвигнут огромный жертвенник верховному богу Зевсу. Этот жертвенник, высотой в десять метров, стоял на выступе скалы и был очень похож на трон, стоящий на склоне холма. Весь день дымился над ним дым жертвоприношений Зевсу. По основанию алтарь был опоясан грандиозным рельефным фризом, являющимся одним из шедевров мировой скульптуры, на котором была изображена битва богов с гигантами, в которой греческие боги одержали победу над гигантами варваров. Было высказано предположение, что этот алтарь есть престол сатаны. Но это маловероятно, чтобы христианский писатель назвал этот алтарь престолом сатаны, потому что даже в те времена греческие боги были анахронизмом и любое выступление против них было бы пустой тратой сил.

б) Особенно близко был Пергам связан с культом греческого бога Асклепия. Асклепия называли "Пергамский бог". Древнеримский врач Гален (ок. 130-200 гг.) говорил, что люди чаще всего клянутся Артемидой Ефесской, Аполлоном Дельфийским или Асклепием Пергамским. Асклепий был богом врачевания и его храмы были чем-то вроде больниц в древнем мире. Люди толпами стекались в Пергам в поисках облегчения своих болезней. Кто-то даже назвал Пергам "Меккой древнего мира". Врачевание больных входило частично в задачу жрецов, врачей - упомянутый выше древнеримский врач Гален, второй по величине после Гиппократа в истории медицины, родился в Пергаме - и, частично, самого Асклепия. Что в этом культе могло заставить христиан назвать храм Асклепия престолом сатаной? На это могло быть две причины.

Во-первых, самым обычным и самым известным для Асклепия был титул Асклепий Сотер - Асклепий Спаситель. Вполне может быть, что у христиан вызывал ужас тот факт, что титул Спаситель может быть дан кому-то еще, кроме Иисуса Христа, Спасителя мира.

Во-вторых, эмблемой Асклепия была змея, которая еще и нынче является эмблемой медицины. Змея появлялась иногда и на монетах Пергама. Вполне возможно, что иудеи или христиане считали религию, использовавшей в качестве эмблемы змею, культом дьявола. Но и такое объяснение маловероятно. Как уже указывалось, христиане смотрели на места, куда люди ходили получить исцеление - и часто получали его, - скорее с жалостью, нежели с негодованием. Культ Асклепия не мог послужить основанием для того, чтобы назвать Пергам престолом сатаны.

Поэтому, причину следует искать в другом месте.

***

Пергам значит «разделяющему их рога». Он учит, что гордыня, происходящая от силы, - или высокомерие воздушных сил, или заносчивость еретиков, - всегда отделяет от церковного единства и обрекает на дробление, ибо рога означают или силу, или заносчивость. (Апрингий)

***

В словах: "престол сатаны" имеется ввиду особое положение Пергама в распространении языческой религии. В Пергаме при храме Эскулапа было образовано обширное учено-религиозное общество - учреждение, где жрецы являлись исключительными врачами всех болезней [Ewald.]. Змей, будучи священным символом пергамского бога и обыкновенно содержавшийся живым в его храме, был для христиан предметом отвращения, как символ князя тьмы, виновника язычества. Так что самый город Пергам и может быть назван по преимуществу престолом сатаны (Лопухин)

***

Виктор : насчёт змей в храме - очень много притянуто за уши

***

Василий : Так. По "Престолу сатаны". Согласен с Виктором. Давайте зайдем с другой стороны. Известен "Пергамский алтарь" - огромное сооружение, которое было разрушено землетрясениями и было сокрыто под землей до недавнего времени, когда немецкий археолог не выкопал его и не восстановил его в Берлине ("Пергамский музей". https://ru.wikipedia.org/wiki/Пергамский_алтарь )

Итак огромный алтарь посвященный Зевсу, который причислялся к чудесам света. (Из античных авторов об алтаре Зевса кратко упоминает римский писатель II—III вв. Луций Ампелий в очерке «О чудесах мира» (лат. Liber memorialis; miracula mundi): «В Пергаме есть большой мраморный алтарь, высотой 40 ступеней, с большими скульптурами, изображающими гигантомахию».

Кроме замечания Павсания[1], который в придаточном предложении упоминает Пергамский алтарь, сравнивая традиции жертвоприношения в Олимпии, это — единственное упоминание алтаря во всех сохранившихся письменных источниках античности. Это тем удивительнее, что, скорее всего, алтарь все же считался шедевром, так как Луций Ампелий причисляет его к чудесам света.)

Причина не ясна...

Дальше. Кто такой Зевс. Рассмотрим этимологию этого слова: "ЗЕВС (Ζεύς), Дий, в греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. З. - исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо» (ср. индоевропейское deiuo - «дневное сияющее небо», др.-инд. deva - «бог», dyaus - «небо» (Дьяус), греч.Ζεύς, род. п. Διός «Зевс, бог ясного неба», лат. deus - «бог», dies - «день»; др.-инд. Dyaus pitar, др.-греч. Ζεύς πατήρ- лат. Jup(p)iter, Diespiter). - http://eslovar.com.ua/entsiklopediya_mifologii/page/z..) Итак Зевс имеет происхождение от слова дейв (в сказках Казахстана - бес)... Дьяус - ничего не напоминает? Дальше: Диос-Зиус- Зевс. И перевод хороший: "бог", "светлое небо"... не напоминает "денницу"?

Так что сие был алтарь и жертвенник диаволу... "престол сатаны"

***

Василий : Согласно житию, Антипа отказался прекратить свою проповедь о Христе и принести жертвы языческим богам. Он был брошен в храме Артемиды в раскалённого медного вола. Его тело было тайно погребено местными христианами. В V веке над его могилой был построен храм и его гробница, с мощами считавшимися мироточивыми, стала почитаться как место исцелений (особо почитается как помощник при зубной боли, что отражено и в молитве ему[1]). По свидетельству Георгия Кедрина при императоре Феодосии Великом бык, в котором принял смерть Антипа, был перевезён в Константинополь.

Антипа (с греч. "подобный отцу"), а не как протестанты говорят «против отцов»… Сравните антипасха, антидор…

***

Василий: "Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали." (Откр. 2,14) и Фиатирской церкви: "Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное." (Откр. 2,20) Давайте сравним. "немного против тебя" и "любодействовать и есть идоложертвенное" - и там и там повторяются. Разница в том что "живут у тебя последовавшие Валааму" и "Попускаешь жене Иезавели учить". Ваши комментарии. В чем разница и почему употребляются эти библейские лица?

Голубоглазая : http://www.bibletruths.ru/Путь-Валаама.htm#.WVAqSfUn1..

(Кратко: : Вплоть до 24 главы книги Чисел Валаам был пророком Божьим, Божьим рупором. Он шел прямым путем, НО не проследовал ему до конца. В конце концов, он оставил его и впал в заблуждение, потому что «возлюбил мзду неправедную». Он хорошо начал, но конец его был плачевным. Важно не только вступить на правильный путь, но и держаться его до конца. Начало его было хорошим, но он не продолжал двигаться дальше в этом направлении. В конечном итоге, он был убит Израильтянами, когда те захватили Мадиам. В месте Писания, где повествуется о его смерти (Иисуса Навина 13:22), Валаам упоминается уже не как «пророк», а как «прорицатель». Он начал «пророком», рупором Божьим, а закончил «прорицателем», Божьим врагом.

В Иуды 11: «Горе ИМ, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей». И во 2 Петра и в Иуды говорится о тех, кто следует пути Валаама. Кто эти люди? Что они сделали? Имеют ли они сходство с Валаамом, и если да, то какое? Какое отношение может иметь ветхозаветный персонаж к современному веку благодати? Этот ответ мы найдем в Писаниях. Начнем со 2 Послания Петра, где слово «они» относится к первому стиху, в котором говорится:

2 Петра 2:1-3 - «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет».

Получается, это та же самая категория людей, что и та, которую мы видели во 2 Петра, по крайней мере, если смотреть на плоды. Это обманщики, которые даже имеют наглость называть себя христианами. Из-за этих лжеучителей – и многие из них действуют сегодня – Иуда почувствовал серьезную нужду написать верующим, чтобы они сражались за веру, однажды преданную святым. Нам нужно сражаться за веру! Именно Писание – а не доктрины, обряды и традиции, установленные людьми, какое бы положении они не занимали, является основанием нашей веры.

В Колоссянам 2:8 нам дается предупреждение:

Колоссянам 2:8 - «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу».

Также во 2 Иоанна 7-8: - «Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду».

Также Иуда и Петр нам говорят:

Иуды 20-21 - «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни».

В мире и даже в теле Христа много обманщиков, , поэтому Петр и Иуда обращаются к верующим, и единственный способ защититься от их обманчивых учений - это возлюбить чистое молоко Божьего Слова. Единственный способ построить дом так, чтобы он устоял от различных влияний, - это построить его на камне, т.е. слышать Божье слово и исполнять Его, как объяснял Иисус Христос (Матфея 7:24-25). Валаам знал Божье Слово; он даже следовал за ним до определенного момента, пока оно не вступило в противоречие с его страстью к почести и богатству. Когда это произошло, он отступил. В отличие от него мы должны идти прямым путем: путем познания и исполнения слова Божьего любой ценой. Начать, пройти и закончить поприще, пожав, получив сполна всю награду от Господа, которую Он приготовил для нас.

***

Василий: Наконец-то дождался)) Передергивания есть (в пользу оправдания своей точки зрения), но есть и хорошие рассуждения достаточно искусным языком... Это нам понадобится. И Василий Великий, и Иоанн Златоуст рекомендовали пользоваться языческими творениями... пока они не противоречат мнению Церкви.

Голубоглазая : http://ieshua.org/sem-demonov-atakuyushhix-cerkov.htm из того же источника

***

Голубоглазая: Все толкование есть у свт. Андрея Кесарийского…

***

Василий: Свт. Андрей Кесарийский не мог толковать это... Ибо жил намного раньше наступления филадельфийской церкви... Он так и говорит в одном месте толкования: «Думаю сейчас идет только третья или четвертая церковь. Остальные впереди»...

***

Василий : Итак Валаам знал путь прямой, но ради почестей и богатства пошёл иным путем... Не исповедущие Христа пришедшего в плоти... Арий и Диоскор... Один отрицал Божество, а другой человечество в Иисусе Христе... И до шестого вселенского собора включительно Церковь боролась с мнениями порожденными от их еретических корней. Напомню как Арий начинал... Долгое время его не производили в иерейский чин... И в этот момент он принялся за возможность встать выше искомого сана.... Сходится! Время первых шести соборов - время Пергамской церкви...

Виктор: Путь Валаама - это когда вероучение удобно подстраивается под себя - под свои страсти и похоти, как например в Норвежской и Шведской церкви - смешение религии с философией сделало очень многое возможным, очеловечив её - человечность или светский гуманизм вещь очень удобная, ибо уже не человек подстраивается под веру, а вера под человека

Василий : Варлаам - это искушение преимущественно снизу, через простых людей, не через правителей народа... В отличии от Иезавелли ...

____________________

Завтра, Бог даст, будет вторая часть по Пергаму. (Анализ толкования адвентистов, разбор и отказ от него). Статьи будут появляться по мере работы... Примерно раз в 4-5 дней...

____________________

Приглашаю вас, братья и сёстры, на внимательное подробное рассмотрение Откровения Иоанна Богослова. Ибо сказано об этом труде, что " Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко. (Откр 1,3)" Неудивительно сие! Только вдумайтесь, братья и сёстры, что в нем содержится: "Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа. (Откр 1,1-2)".

Приглашаем всех заинтересовавшихся к работе. Здесь комментировать не надо: отвечать не могу… работаю в основном со смартфона… Простите.

Структура работы: пост в группе - только текст ОИБ. В комментарии только результат полученный ранее в конференции этому посвященной. Условия участия в конференции и правила общения выложены в группе и ниже по тексту. Принимаем решение о публикации комментариев (толкований) все вместе. Сейчас начинаем рассматривать 3 главу. Милости просим в гости к нам! http://vk.com/club144581864 Упростились правила приёма в конференцию. Основное обсуждение идёт там. Для участия в работе конференции по данному вопросу обращайтесь к куратору группы иерею РПЦ Василию Литвинову (https://vk.com/id76433131). После обсуждения лучшее из предложенного публикуется в комментариях.

Итальянская культурная ассоциация «Сперанца» приняла обращение к мировому гражданскому обществу по поводу узников совести на Украине

Культурная ассоциация «Сперанца» взяла на себя обязательство привлечь внимание общественности в Италии к двум политическим заключённым, находящимся в украинских тюрьмах: правозащитнице ...