Фиатирская церковь. Часть первая.
Общие сведения о Фиатире. "последние дела твои выше первых" и "глубины сатанинские". Пророчица Иезавель и иконопочитание. с прибавлением краткого описания итога Святых шести вселенских соборов.
Откр 2:18-29: "И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; и дам ему звезду утреннюю. Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит церквам."
***
Самое длинное послание обращено к церкви самого маленького и самого незначительного из семи городов. Тем не менее, проблема, перед которой стоит церковь Фиатиры, и грозящая ей опасность, затрагивают в равной степени всех христиан в Малой Азии.
Фиатира лежала в большой долине, соединявшей долины рек Герм и Кайкос, через которую нынче проходит железнодорожная линия; именно его географическое положение обуславливало значение города.
1. Фиатира лежала на перекрестке дорог из Пергама в Сардис и дальше в Филадельфию и Лаодикию и из Смирны в Византии. По этой дороге ходила имперская почта и шла большая часть торговли между западом и востоком, и поэтому Фиатира была прежде всего большим торговым городом.
2. Стратегическое значение Фиатиры связано с военным македонским гарнизоном, расположенным там в качестве форпоста для защиты Пергама. Трудность заключалась в том, что Фиатира не могла выдержать долгой осады, потому что лежала на открытой равнине. Не было ни одной высоты, которую можно было бы укрепить, и потому Фиатира могла только защищаться в надежде, что это даст Пергаму время и возможность подготовиться к встрече захватчиков.
3. Фиатира не имела никакого особого религиозного значения. Она не была ни центром культа кесаря, ни центром какого-либо греческого культа. В Фиатире был культ местного божества по имени Тиримн, который был на фиатирских монетах, на коне с воинскими доспехами - боевым топором и булавою. Единственной религиозной достопримечательностью Фиатиры была святыня, в которой людям предсказывала будущее пророчица-ясновидящая Самбате. Совершенно очевидно, что фиатирской церкви гонения не угрожали.
4. Какие же тогда сложности были в Фиатирской церкви? О Фиатире мы знаем меньше, чем о любом из других шести городов, и потому нам представляется трудным реконструировать ситуацию. Мы знаем достоверно только, что это был крупный торговый и промышленный центр, особенно известна тамошняя красильня и ткацкие мастерские, торговля тканными изделиями из шерсти. Из Фиатиры происходила Лидия, торговка багряницей Деян 16:14. Из раскопанных надписей мы знаем, что там было много ремесленных гильдий, своего рода кооперативов, в которые объединялись для защиты своих коммерческих и бытовых интересов представители определенных ремесел, как-то сукновальщиков, кожевников, бронзовых дел мастера, прядильщиков, красильщиков, горшечников, пекарей и работорговцев. (Баркли)
***
Переводы:
Фиатирской, то есть освещенной (Апрингий)
Фиатир можно перевести «в жертву», ведь святые делают свои тела жертвой живой. (Беда Достопочтенный)
Википедия: "врата жертвоприношения".
***
Из рассмотренного ранее: Иезекииль 1 глава. Халколиван, шум вод многих... Халколиван - значение лова достоверно неизвестно… В (Откр. 1.15; 2.18)переведено как блестящий металл или блеск металла. То же слово в Езд 8.27; Иез 1.7; Дан 10.6 переведено «блестящая медь», а в Иез 1.4,27; 8.2-«сияние».
Соответственно, думаю именно на это место указано в словах "ноги из халколивана". Четыре животных - Церковь указывает - евангелисты. Иезекииль 1 глава. Явно о проповеди четырех Евангелий, почему четырех, хотя Апостолов больше? Именно четыре Евангелия привели абсолютно большинство людей ко Христу.
Наталья: Может именно 4 апостола смогли донести истину?
Василий: Церковь приняла правило изображать Евангелистов с образами зверей, классифицирующими особые качества их проповеди. Именно как и указано в Иезекииле. среди Евангелистов нет апостолов Петра и Павла... Они мало потрудились?
Наталья : не мало... Тогда почему так ?
Василий : Что больше привело народа ко Христу: проповедь даже таких светочей как Апостолы Петр и Павел или Евангелия? Ответ очевиден: Евангелия. Ибо недолго жили на земле Апостолы, а Евангелия по сей день ведут людей ко Христу.
Колеса многоглазые… глаза это воззрение Бога на те части единой Церкви, которые появлялись на пути каждого проповедника. Соответственно, указание на ноги из халколивана - это указание на историю Церкви изначала. Оглянитесь назад, в историю, и разберетесь в вопросе вашем. Иезавель в отличии от Валаама - искушение от властителей, а не от народа: хотя результат одинаков... Пока склоняюсь, что Фиатирская церковь - период иконоборчества...
***
Господь восхваляет фиатирцев 1) за их милосердие и любовь к ближним; 2) за сознательное усвоение догматов христианской веры; 3) за терпеливое перенесение земных несчастий и скорбей и 4) за христианское стремление к большему совершенству в добродетелях. (Лопухин)
***
Максим : «Итак, Церковь Фиатиры похвальна по причине того, что есть в ней улучшение, что само по себе есть чудо не малое. Угасание, истощение и ослабление со временем нам более понятны. И по логике, и по личному опыту. А тут – последнее лучше первого. Прямо как на браке в Кане: принесенное к концу вино лучше того, что пили вначале. Очевидно, что это плод благодати и место действия Духа Святого. Но – горе нам! – нет такой похвалы, рядом с которой не было бы уместно порицание. Христос говорит, что Ангел Церкви Фиатирской попускает некоей жене Иезавели «учить, вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное» (Откр. 2: 20). И опять, как в случае с Валаамом, мы вынуждены вспоминать Ветхий Завет» сказал прот. Андрей Ткачев в своей проповеди.
***
Василий : "Последние дела твои больше первых"... Сложный момент для меня. Но, с Божией помощью, в разговоре со случайным человеком всё выяснилось. Вроде бы: как же последние дела больше первых в речи о единой Церкви? Изначала - АПОСТОЛЫ, Смирнская - МУЧЕНИКИ, Пергамская - рассвет монашества - ПРЕПОДОБНЫЕ... И вдруг: когда уже угасать стало монашество, когда не было мучений, когда Апостолы - стали преданием старины глубокой... Вдруг Господь говорит, что ваши дела выше первых... Вроде бы прямое противоречие с временным пониманием семи церквей... Но... Вспомним: Господь сказал: "Последние будут первыми и первые последними". И прп. Антонию Великому было указано, что монахи позже будут нести в половину вашего подвига, а последних времён и вовсе: только малую часть... Но они будут выше вас... - Почему? - Из-за отсутствия примера должного подвига перед глазами и из-за умножения соблазнов. (Это вольный пересказ - давно читал, но суть передал правильно). Не было примера уже ни апостольского, ни мученического, ни преподобнического... И тем не менее стоять в вере против гонителей-иконоборцев в лице властьимущих - дорогого стоит. Тем паче, что, по-видимому, и предательства особого нет: какая разница кланяться Богу так или через иконы? Откажись от этого как ошибочно привнесенного в ранней истории Церкви. Ты же не от Бога отказываешься, а всего лишь от атрибута... Это не предательство... Аналог: генералы Корнилов и Брусилов, герои первой мировой войны: откажитесь от царя Николая - это же не предательство Родины. Напротив, это защита ее от безвольного царя с царицей - немецким агентом... К чему это привело мы знаем... Перед перестройкой: возвышение Горбачева в короткий промежуток времени с обычного секретаря райкома до председателя Верховного Совета... Как? Через такие же уступки агентам влияния запада: не надо предавать Родину, не надо воровать оборонные секреты... Ты просто поставь кого мы укажем тебе, а мы поможем в твоём вопросе... Тоже самое... Вот они: "глубины сатанинские"... Поэтому и указана ссылка на "ноги из халколивана" как ссылка на опыт Церковный изначала... Смотри туда - и сможешь избежать глубин сатанинских"!
***
Максим: как не попасть в «глубины сатанинские»?
***
Василий: "Глубины сатанинские" - это когда вроде и отказа от Бога нет... Когда вроде бы добрый помысел: следовать слову пророка Моисея (почему Иезавель и названа пророчицею наравне с Анною дщерью Самуиловою, а не проницательницею, как следовавшая бесу служанка «Деяниях»). Всего лишь отказ от "ошибки" первоначальной церкви. Это же не отказ от Бога!! Но такой отказ автоматически отсекает тебя от древа Церкви: ибо признание икон и мощей идолами делает предыдущую историю христианства идолослужением... Вот они: "глубины сатанинские"!! Кстати, детей ее соблазна ждёт смерть...
***
Он говорит: знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, - так, будто сказал: хвалю все твое преданное усердие. Ибо он употребил знаю вместо хвалю, поскольку Он сказал Моисею: знаю тебя помимо всех людей (Исх 33:12); а также знает Господь путь праведных (Пс 1:6). Под служением он понимает вспомоществование, оказываемое нуждающимся. (Экумений)
***
Василий: Лопухин считает, что есть идоложертвенное = пренебрежение христианской дисциплиной... Что думаете, братья и сёстры, по этому поводу...
И Святое Писание говорит:
Кол 3:5: "Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,"
Ис 66:2-4: "Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. Заколающий вола — то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву — то же, что задушающий пса; приносящий семидал — то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам — то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их, — так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них: потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне."
Наталья: то есть потворство похотям есть идолослужение? Если не боремся, то значит поклоняемся своим желаниям.
Оксана: Почитание икон есть идолослужение!
Василий: Оксана. иконопочитание не является идолослужением!
Вот выписки из трех слов прп. Иоанна Дамаскина «Против порицающих святые иконы»
I. Нам, сознающим1 свои недостатки, конечно, следовало бы всегда хранить молчание и исповедовать перед Богом свои грехи; но так как все прекрасно в свое время, а Церковь, которую Бог создал «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф.2:20) Сыну Его, – я вижу, – поражается как бы морскою бурею, слишком высоко поднимается следующими друг за другом волнами, приводится в беспорядок и потрясается вследствие несноснейшего дуновения злых ветров, свыше сотканное одеяние Христа, которое «сыны» нечестивых упорно старались разорвать, раздирается, тело Его, которое есть Слово Божие, разрывается на различные части, также и искони крепко хранимое Предание церкви2, – то я не счел разумным молчать и наложить на язык узы, боясь с угрозою произнесенного определения, говорящего: «Если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя» (Евр.10:38). И: Если увидишь «идущий меч» и не предостережешь (Иез.33:6) брата твоего, «кровь его взыщу от руки твоей» (Иез.33:8). Поэтому, поражаемый невыносимым страхом, я решил говорить, не ставя величия царей выше истины3. Ибо Давид, – слышал я, – вещал: «Буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь» (Пс.118:46), напротив, этим сильнее побуждаемый к речи. А ведь слово царя имеет большую силу для склонения на свою сторону подданных; поэтому из живших с самого начала людей, которым было известно, что земной царь подчинен высшей власти и что над царями господствуют законы, пренебрегли царскими приказаниями немногие.
II. Итак, прежде всего утвердив как бы некоторый киль, или основание, для размышления – сохранение церковного законодательства, при посредстве которого обыкновенно происходит спасение4, я снял преграду у слова и выпустил его, как хорошо взнузданного коня, из загородки. Ибо в самом деле я счел ужасным, даже более чем ужасным, чтобы Церковь, блистающая столь великими преимуществами и искони украшенная преданиями благочестивейших мужей, возвращалась опять к немощным и бедным (Гал.4:9), где нет страха, и как бы не знающая истинного Бога, – боялась впадения в идолослужение, и даже хоть в весьма малой степени лишалась совершенства, как бы на средине очень прекрасного лица имея некоторый постоянно остающийся след, портящий всю красоту своею неуместною прибавкой. Ведь малое, когда оно приводит к великому, не есть малое, так как есть лишь добавочная черта; чтобы издревле получившее силу Предание Церкви было поколеблено – не малое, потому что осуждены прежние наши «наставники», взирая на образ жизни которых должно было бы подражать вере [их].
III. Итак (а речь моя к вам5), усердно прошу, во-первых, Вседержителя Господа, для Которого все обнажено и открыто, знающего, что мое смиренное намерение в этом случае без примеси чего-либо худого и что цель чиста, – дать мне слово, когда откроются уста мои, и взять Собственными руками вожжи моего ума и привлечь его к Себе, чтобы перед лицом [Его] он совершал быстрое движение по прямой дороге, не уклоняясь к тому, что кажется правым, или к тому, что он знает как левое. Потом прошу весь народ Божий, «народ святой», царское священство (Втор.7:6; 1 Пет.2:9), вместе с прекрасным пастырем словесного Христова стада, который в себе самом выражает высшее жречество Христово, принять мое слово с благосклонностию, не обращая внимания на самую незначительную степень моего достоинства или не ища искусства в моих словах, так как в этом я, бедный, не вполне опытен, но взвесить силу моих мыслей. Ибо Царство Небесное не в слове, «но в силе Божией» (1Кор.2:5). Ведь цель – не победить, но протянуть руку подвергающейся нападению истине, так как добрая воля протягивает руку силы. Поэтому, призвавши помощницею ипостасную Истину6, отсюда поведу начало своего слова.
IV. Я знаю Того, Кто неложно сказал: «Господь Бог твой Господь один есть» (Втор.6:4); и: «Не будет у тебя других богов» (Исх.20:3); и: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху» (Исх.20:4); и: «Да постыдятся все служащие истуканам» (Пс.96:7); и: «Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут... из-под небес» (Иер.10:11); и [иное] подобное этому, что «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в единородном Сыне... Его, через Которого и века сотворил» (Евр.1:1-2). Я знаю Того, Кто сказал: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого... Бога, и посланного Тобою, Иисуса Христа» (Ин.17:3). Верую во единого Бога, одно Начало всего, безначального, несозданного, не подверженного гибели и бессмертного, вечного и постоянного, непостижимого, бестелесного, невидимого, не имеющего образа; в одну «пресущественную сущность», в Божество – «пребожественное», в трех Лицах: Отце, и Сыне, и Св.Духе, и только Ему одному служу, и только Ему одному воздаю служебное поклонение. Поклоняюсь одному Богу, одному Божеству, но служу и Троице Ипостасей: Богу Отцу, и воплотившемуся Богу Сыну, и Богу Св.Духу, одному Богу. Не поклоняюсь твари вместо Творца, но поклоняюсь Создателю, подобно мне сделавшемуся сотворенным и, не уничижив Своего достоинства и не испытав какого-либо разделения, снизошедшему «в тварь», чтобы прославить мое «естество» и сделать участником в божественном «естестве»7. Вместе с Царем и Богом поклоняюсь и «багрянице» тела8, не как одеянию и не как четвертому Лицу, – нет! – но как ставшей причастного тому же Божеству и, не испытав изменения, сделавшейся тем, что есть и освятившее [ее]. Ибо не природа плоти сделалась Божеством, но как Слово, оставшись тем, чем Оно было, не испытав изменения, сделалось плотью, так и плоть сделалась Словом, не потерявши того, что она есть, лучше же сказать: будучи единою со Словом по ипостаси. Поэтому смело изображаю Бога невидимого не как невидимого, но как сделавшегося ради нас видимым через участие и в плоти, и в крови. Не невидимое Божество изображаю, но посредством образа выражаю плоть Божию, которая была видима. Ибо если невозможно изобразить душу, то сколь больше – Бога, давшего невещественность и душе!
V. Но, говорят, Бог сказал через законодателя Моисея: «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи» (Втор.6:13); и: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу» (Исх.20:4).
Братие! Поистине заблуждаются не знающие писаний, что «буква убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6), не отыскивающие скрытого под буквой духа. Им я по праву мог бы сказать: Научивший вас этому да научит и тому, что следует. Уразумей, как толкует это законодатель, примерно так говоря во Второзаконии: «И говорил Господь к вам... из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас» (Втор.4:12). И немного спустя: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня» (Втор.4:15); «дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой» (Втор.4:16-17) и следующее. И после краткого промежутка: «И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им» (Втор.4:19).
VI. Видишь, что одна цель, чтобы мы не служили твари «вместо Создателя» и, кроме одного только Творца, [никому] не воздавали служебного поклонения? Поэтому всюду с «поклонением» Бог соединяет «служение». Ибо опять говорит: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой» (Исх.20:3-5). И опять: «И разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их... Не то должны вы делать» (Втор.12:3-4) другому Богу. И спустя немного: «Не делай себе богов литых» (Исх.34:17).
VII. Видишь, что ради [избежания] идолослужения Моисей запрещает писание изображений и что невозможно, чтобы был изображаем бесколичественный, и неописуемый, и невидимый Бог? Ибо «образа» Его, говорит он, «не видите», соответственно чему и Павел, стоя в средине ареопага, также говорит. «Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деян.17:29).
VIII. Иудеям, конечно, это было предписано по причине склонности их к идолослужению. Мы же (если сказать с Богословом9), которым дано, избежав суеверного блуждания, познав истину, находиться в общении с Богом и служить одному только Богу, изобиловать совершенством Богопознания и, по миновании детского возраста, достигнуть возраста «мужа совершенна», – не находимся более «под пестуном», так как получили от Бога способность различать и знаем, что может быть изображаемо и что не может быть выражено посредством изображения. Ибо «образа» Его, говорит [Писание], «не видите». О мудрость законодателя! Как будет изображено невидимое? Как будет уподоблено неуподобимое? Как будет начертано не имеющее количества и величины и неограниченное? Как будет наделено качествами не имеющее вида? Как будет нарисовано красками безтелесное? Итак, что таинственно показывается [в этих местах]? Ясно, что когда увидишь безтелесного ради тебя вочеловечившимся, тогда делай изображение человеческого Его вида. Когда невидимый, облекшись в плоть, становится видимым, тогда изображай подобие Явившегося. Когда Тот, Кто, будучи, вследствие превосходства Своей природы, лишен тела, и формы, и количества, и качества, и величины, Кто, «будучи образом Божиим» (Флп.2:6), «принял образ раба» (Флп.2:7), «через это сделался ограниченным» в количественном и качественном отношениях и облекся в телесный образ, тогда начертывай на досках и выставляй для созерцания Восхотевшего явиться. Начертывай неизреченное Его снисхождение, рождение от Девы, крещение во Иордане, преображение на Фаворе, страдания, освободившие нас от «страстей», смерть, чудеса – признаки божественной Его природы, совершаемые божественною силою при посредстве деятельности плоти, спасительный крест, погребение, воскресение, восшествие на небеса; все рисуй и словом, и красками. Не бойся, не опасайся! Я знаю различие поклонений. Поклонился некогда Авраам сынам Еммора, когда купил двойную пещеру «в стяжание гроба», – мужам нечестивым и страдавшим болезнью незнания Бога. Поклонился Иаков брату Исаву и Фараону, мужу-египтянину, а также и «на верх жезла». Хотя поклонился, но не послужил. Поклонились Иисус, сын Навина, и Даниил Ангелу Божию, но не послужили. Ибо в одном состоит служебное поклонение и в другом – воздаваемое ради чести людям, отличающимся каким-либо достоинством.XIV. Поклонение есть знак смирения и почтения. Мы знаем различные роды и этого. Первое поклонение – служебное, воздаваемое нами Богу, Который один только по Своей природе достоин поклонения. Потом, ради Бога, Который по Своей природе достоин поклонения, воздаем [последнее] друзьям Его и слугам, подобно тому, как Иисус, сын Навина, и Даниил поклонились Ангелу; или – «местам» Божиим, подобно тому как говорит Давид: «Поклонимся подножию ног Его» (Пс.131:7), и посвященным Ему предметам, подобно тому как весь Израиль поклонялся скинии Завета и, стоя кругом Иерусалимского храма и отовсюду взирая на него, поклоняются [евреи] еще и теперь; или поставленным от Него начальникам, подобно тому как Иаков – Исаву, как старшему, по воле Божией, брату, и фараону – поставленному Богом правителю; также – Иосифу его братья. Я знаю также о поклонении, воздаваемом ради взаимного уважения, подобно тому как Авраам – «сынам Еммора». Поэтому или устрани всякое поклонение, или допускай всякие, имеющие должный смысл и характер.
Бестелесный и не имеющий формы Бог некогда не был изображаем никак. Теперь же, когда Бог явился во плоти и «с человеком поживе», я изображаю видимую сторону Бога. Не поклоняюсь веществу, но поклоняюсь Творцу вещества, сделавшемуся веществом ради меня, соблаговолившему поселиться в веществе и через посредство вещества «соделавшему» мое спасение, и не перестану почитать вещество, через которое «соделано» мое спасение. Почитаю же не как Бога – нет! – ибо каким образом есть Бог то, что возымело свое бытие из ничего? Хотя, по причине соединения в одном Лице Божества и человечества, тело Божие – Бог, так как оно, не изменяясь, сделалось тем, что есть и освятившее [его, но] оно [все-таки] осталось таким, чем оно было по природе: плотью, одушевленною «словесною» и разумною душою, получившею начало, не несотворенною. Почитаю же и благоговею и перед остальным веществом, при посредстве которого «соделалось» мое спасение, как перед исполненным божественной силы и благодати. Или «древо крестное», трижды счастливое и «преблаженное», не вещество? Или не вещество достойная почтения и святая гора? «Краниево место»14 (Мф.27:33)? Или не вещество благодатная и живоносная скала15, святой гроб, источник нашего воскресения? Или не вещество чернила и всесвятая книга Евангелий? Или не вещество живоносная трапеза16, доставляющая нам хлеб жизни? Или не вещество как золото, так и серебро, из которых приготовляются кресты и дискосы, также и потиры?17 Или не вещество, преимущественно перед всем этим, тело и кровь Господа нашего? Или устрани почитание и поклонение всему этому, или, повинуясь церковному Преданию, допусти поклонение иконам, освящаемым именем Бога и друзей Божиих и по причине этого осеняемым благодатью божественного Духа. Не порицай вещества, ибо оно недостойно презрения. Из того, что произошло от Бога, нет ничего достойного презрения.
XVII. И всюду ставим чувственно выраженный образ Его, освящая [через это] первое [из наших чувств]; ибо первое из чувств – зрение; подобно тому как словами освящаем слух; ведь изображение есть напоминание: и чем является книга для тех, которые помнят чтение и письмо, тем же для неграмотных служит изображение; и что для слуха – слово, это же для зрения – изображение; при помощи же ума мы вступаем в единение с ним. По этой причине Бог повелел, чтобы кивот Завета был сделан из негниющих деревьев, чтобы он был внутри и извне «позолочен» и чтобы были вложены скрижали, и жезл, и «стамна златая», имеющая манну, для напоминания о случившемся и – предъизображения будущего (Исх. 25:10-16). И кто не скажет, что это [были] образы и громкие провозвестники? И находились эти предметы не с боков скинии, но перед лицом всего народа, на что взирая воздавались поклонение и служение Богу, действовавшему при их посредстве. Ясно, что служили им не как им, но, посредством их приводимые к припоминанию чудес, воздавали поклонение Виновнику чудес – Богу. Ибо образы были положены для напоминания, не как боги, но как приводившие к напоминанию о божественной деятельности.
XVIII. Повелел Бог также и то, чтобы были взяты из Иордана двенадцать камней; Он присоединяет и причину, ибо говорит: когда спросит тебя сын твой: «Что есть эти камни»? – возвести, как по божественному повелению иссякла вода Иордана и «перешел» кивот Господень и весь народ (Нав. 4:1-7). Итак, как же мы не станем изображать на иконах спасительных «страстей» и чудес Христа Бога, для того чтобы, когда спросит меня сын мой: что есть это? – я сказал, что Бог-Слово сделался человеком и через Него не один только Израиль перешел Иордан, но и вся природа возвратилась к древнему блаженству. Через Него природа возвратилась из самых низких частей земли превыше всякого начала и села на самом Отчем престоле.
XIX. Но, говорят, делай изображение Христа и удовольствуйся, или Матери Его – Богородицы21. О нелепость! Ты ясно признал себя врагом святых. Ибо если ты делаешь изображение Христа, а святых – никоим образом, то ясно, что ты запрещаешь не изображение, но чествование святых. Ибо изображения Христа, как украшенного славою, ты делаешь, изображение же святых, как будто бесславных, отвергаешь и истину называешь ложью, ибо: «Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня» (1Цар.2:30). И божественный Апостол: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал.4:7). И: «Если... с Ним и страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:17). Ты предпринял войну не против икон, но против святых. Ибо Иоанн Богослов и наперсник говорит: «Будем подобны Ему» (1Ин.3:2). Как соединяющийся с огнем делается огнем, не по природе, но в силу соединения, воспламенения и участия, так, говорю, и плоть воплотившегося Сына Божия. Ибо она вследствие ипостасного участия в божественной природе, не изменяясь, обожествилась, освященная не действием Божиим, как каждый из пророков, а присутствием все Освящавшего. А что и святые суть боги, говорит [Писание]: «Бог стал в сонме богов»(Пс. 81:1), и – что Бог стоит посреди богов, распределяя [каждому] по заслугам, как говорит божественный Григорий, толкуя [это место]. Ибо святые и при жизни были исполнены Святого Духа, также и по смерти их благодать Святого Духа неистощимо пребывает и в душах, и в телах, лежащих во гробах, и в их чертах, и в святых их изображениях не по причине их сущности, а вследствие благодати и [божественного] действия.
***
Василий: Повторюсь (см. Выше xvii): "изображение есть напоминание" как и книга для разумеющих "есть напоминание". "Как слух мы освящаем чтением, так зрение изображением". Образы (скрижали, жезл, стамна с манной) были вложены в кивот завета для напоминания о Божественной деятельности, а не как боги". Где и в чем затмевание Бога в иконопочитании? Есть ещё такое выражение "Икона - это Евангелие без букв". Ты же почитаешь Евангелие? Оксана, я привёл тебе выдержки из основы защиты иконопочитания: "Трёх слов против порицающих святые иконы" прп. Иоанна Дамаскина. Именно исходя из этих доказательств от Святого Писания Седьмой Вселенский собор отверг иконоборческую ереси - эти "глубины сатанинские" отрезающие нас от первоначальной Церкви, утвердившей почитание мощей и икон в Христианской Церкви. Если ты не согласна с вышеприведенными отрывками - укажи в чем конкретно.
Откровение хвалит и Эфесскую, и Смирнскую церковь. С 31 по 313 год. Должны ли мы учитывать, в таком случае, общепризнанные труды этих веков существования христианства? Давай посмотрим на труды отцов этого времени...
От тени апостола исцеление получали... Что есть тень?
Не есть ли тень - изображение апостола... Не являющая, естественно, абсолютного сходства с оригиналом. Как икона - есть изображение святого не выражающего абсолютного сходства с ним…
Оксана : Я не нуждаюсь не в чем внешнем. Мне нужно невидимое вечное. Я ни разу не прибегала ни к чему из вещей. Почитаю Бога словом, молитвою и постом.
Василий : Вопрос не в нужности или не нужности икон, а в отрицании. Если обходитесь в молитве без икон - обходитесь, но если мы отрицаем иконы, считаем их почитание идолослужением, то мы отрицаем опыт Христианской Церкви, а значит отсекаем себя от Единой Христианской Церкви. Никто не обязывает молиться пред иконами, но это не значит что можно считать сие идолослужением и оставаться в Единой Христианской Церкви.
Вот это отрицание опыта Церкви и названо "глубинами сатанинскими"...
***
Василий : Израильтяне не видели образа, только глас... Подобие чего они могли бы изобразить? Мы же видели Богочеловека, который попросил чтобы мы помнили о Нем...
Вот мы и изображаем подобия, чтобы помнить...
Всегда чтобы помнили писали портреты или иным образом запечатлевали на материале - в память потомкам. Мы знаем о нерукотворном образе Спасителя и о Плащанице...
Владимир : В Писании об этом ничего не говорится
Василий : Зато история Церкви хранит память об этом. А Плащаница и вовсе исследована вдоль и поперёк.
***
Владимир : Где написано чтоб мы чтили историю церкви?
Василий : Только в Церкви - "столп и утверждение истины". В послании к Римлянам говорится: "ты - ветка дикой маслины. Вспомни на каком древе растешь и какими соками питаешься». Мы растем на древе Церкви от Апостолов, через святителей и до сей поры. А на каком древе ты?
Владимир : И там говорится вообще о церкви о всех верующих, а не о какой-то деноминации или о поместной
Василий : Истинно так. Но Единая Христианская Церковь имеет начало во времени. Ты же отсекаешь себя от изначальной Церкви, говоря, что история Церкви это для тебя ничто... Да если бы не те отцы у тебя сейчас и Четвероевангелия не было! Не почитаешь их - не пользуйся каноном Нового Завета! Читай все апокрифы и разбирайся в них: где истина, а где ложь!!
***
Приложение:
Краткий итог догматического богословия святых Шести Поместных Соборов сформулирован в первом соборном правиле Трулльского Собора (691 г.), ставшего продолжением VI Вселенского Собора. 318 святых отцов Первого Вселенского Собора, сказано в этом правиле, «единомыслием веры открыли нам и уяснили единосущие в трех Ипостасях Богоначального естества и, научив поклоняться — одним поклонением — Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ниспровергли и разрушили лжеучение о неравных степенях Божества». 150 святых отцов Второго Вселенского Собора запечатлели богословие Церкви о Святом Духе, «отвергая учение Македония, хотевшего рассечь Неделимую Единицу, так что не было бы совершено таинство упования нашего». Двести богоносных отцов Третьего Вселенского Собора изложили учение о «Едином Христе, Сыне Божием и воплотившемся», и исповедали «истинно Богородицей, безсеменно родившую Его, Непорочную Приснодеву». Начертание веры 630 богоизбранных отцов Четвертого Вселенского Собора возвестило «Единого Христа, Сына Божия... в двух естествах славимого». 165 святых богоносных отцов Пятого Вселенского Собора «соборно предали проклятию и отринули Феодора Мопсуетского, Несториева учителя, и Оригена, и Дидима, и Евагрия, возобновивших эллинские учения о переселении душ и превращении тел и нечестиво восставших против воскресения мертвых». Вероисповедание 170 отцов Шестого Вселенского Собора «разъяснило, что мы должны исповедовать два естественные хотения, или две воли, и два естественные действия (энергии) в Воплотившемся, нашего ради спасения, Едином Господе нашем Иисусе Христе, Истинном Боге».
В решительные моменты церковной истории Вселенские Соборы воздвигли свои догматические определения как надежные ограждения в духовном воинствовании за чистоту Православия, которое будет длиться до тех пор, пока «все дойдут до единства веры в познании Сына Божия» (Еф. 4,13). В борьбе с новыми ересями Церковь никогда не отступает от прежних догматических определений и не заменяет их какими-либо новыми формулировками. Догматических формул Святых Вселенских Соборов никогда нельзя «превзойти», они остаются всегда современными в живом Предании Церкви. Поэтому Церковь возглашает:
«Вера всех в Церкви Божией прославившихся мужей, которые были светилами в мире, содержа Слово Жизни, да соблюдается твердо, и да пребывает непоколебимою до конца века, вкупе с богопреданными их писаниями и догматами. Отметаем и анафематствуем всех, которых они отметали и анафематствовали, яко врагов Истины. Если же кто-либо не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия и не так мыслит и проповедует: то да будет анафема» [первое правило Шестого Вселенского Собора].
Кроме догматической деятельности, святые отцы Вселенских Соборов прилагали много труда к упорядочению церковной дисциплины. Поместные Соборы издавали, как известно, свои дисциплинарные правила, по обстоятельствам времени и места нередко различавшиеся между собой в частностях. Вселенское единство Православной Церкви требовало единства и в канонической практике, т. е. соборного обсуждения и утверждения важнейших канонических норм отцами Вселенских Соборов. Так, по соборном суждении, Церковью были приняты двадцать правил Первого, семь правил Второго, восемь — Третьего и тридцать — Четвертого Святых Вселенских Соборов. Пятый и Шестой Вселенские Соборы занимались решением исключительно догматических вопросов и не оставили правил. Потребность в кодификации установившихся в Церкви обычаев за период 451— 680 годов и окончательного утверждения сложившегося канонического кодекса Православной Церкви вызвала созыв особого Собора, деятельность которого была посвящена обобщению церковных правил. Это был созванный в 691 году Собор «в царских чертогах», или «под сводами» (по-гречески «эн трулло»), именуемый поэтому Трулльским. Его называют также Пято-Шестым, подразумевая, что он восполнил в каноническом отношении деяния Пятого и Шестого Соборов, а чаще — просто Шестым, т. е. считают прямым продолжением Шестого Вселенского Собора.
Трулльский Собор, оставивший 102 правила (больше, чем все Вселенские Соборы вместе), имел важное значение в истории канонического богословия Православной Церкви. Можно сказать, что отцами Собора было завершено составление основного свода действующих источников православного церковного права. Перечислив в хронологическом порядке принимаемые Церковью каноны святых Апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов, Трулльский Собор постановил: «Никому да не будет позволено вышеозначенные правила изменять, или отменять, или, кроме предложенных, принимать другие, с подложными надписаниями» [второе правило Шестого Вселенского (Трулльского) Собора].
Церковные каноны, освященные авторитетом Шести Вселенских Соборов (правила Седьмого Вселенского Собора 787 года, а также Поместных Константинопольских Соборов 861 и 879 годов были добавлены к ним позже, при святом Патриархе Фотии), легли в основу Кормчей книги (Синтагмы и Номоканона 14 титулов) и выражают в своей совокупности благодатную каноническую норму, обязательную на все время для руководствования в церковной жизни всех Поместных Православных Церквей.
Новые исторические условия могут приводить к изменению тех или иных особенностей внешнего проявления жизни Церкви, что влечет за собой необходимость творческой канонической деятельности соборного разума Церкви по приведению внешних норм церковной жизни в соответствие с историческими обстоятельствами. Подробности канонической регламентации не одинаково воплощаются в жизни для разных эпох церковного Домостроительства. Но и при всяком вынужденном отступлении от буквы канона или дополнении и развитии его Церковь вновь и вновь обращается за вразумлением и руководством к вечному наследию Святых Вселенских Соборов — неоскудевающей сокровищнице догматической и канонической истины.
Вселенскими каноническими нормами руководствовалась и неизменно руководствуется в своем спасительном делании и Русская Православная Церковь.
______________________
Следующая статья будет посвящена благословению обещанному Фиатирской церкви, а также разбору адвентистского толкования. В частности разбору вопроса о почитании субботы и/или воскресенья. Там тоже много всего интересного. Статьи будут появляться по мере работы... Примерно раз в 4-5 дней...
____________________
Приглашаю вас, братья и сёстры, на внимательное подробное рассмотрение Откровения Иоанна Богослова. Ибо сказано об этом труде, что " Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко. (Откр 1,3)" Неудивительно сие! Только вдумайтесь, братья и сёстры, что в нем содержится: "Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа. (Откр 1,1-2)".
Приглашаем всех заинтересовавшихся к работе. Здесь комментировать не надо: отвечать не могу… работаю в основном со смартфона… Простите.
Структура работы: пост в группе - только текст ОИБ. В комментарии только результат полученный ранее в конференции этому посвященной. Условия участия в конференции и правила общения выложены в группе и ниже по тексту. Принимаем решение о публикации комментариев (толкований) все вместе. Сейчас начинаем рассматривать ЙФиладельфийскую церковь... Остальное в процессе обработки... Милости просим в гости к нам! http://vk.com/club144581864 Основное обсуждение идёт в конференции (чате) . Для участия в работе конференции по данному вопросу обращайтесь к куратору группы иерею РПЦ Василию Литвинову (https://vk.com/id76433131). После обсуждения лучшее из предложенного публикуется в комментариях. а также здесь и в "елицах".
Оценили 6 человек
12 кармы