1030 лет назад была крещена Русь

8 4477

1030 лет назад, в 988 году, великий князь Владимир Святославович принял историческое решение: Русь была крещена по греческому образцу. Это приобщило её к культуре Византии – наследницы античной цивилизации.

В X веке Византия была единственным островком культуры в Европе, среди «варварских» государств, возникших на обломках Западной Римской империи. Восточная часть империи продолжала развивать римскую государственность, римское право, соединив его с христианской верой. Византия не отторгла и античную культуру – литературу, науку, философию. Лишь через несколько веков сохранённые в её библиотеках книги будут востребованы на Западе, став основой для культуры европейского Возрождения.

В историю Отечества Владимир вошёл как князь Креститель, Святой. 4 ноября 2016 года в Москве на Боровицкой площади был торжественно открыт памятник Владимиру Великому, князю, положившему начало истории православной Руси. Памятник приурочен к 1000-летию начала княжения Владимира I Святославича.

Языческая реформа 980 года, с которой начал своё княжение в Киеве Владимир Святославич, не достигла главной цели – она не смогла объединить разрозненные восточнославянские племена, поклоняющиеся своим родовым пращурам, единой идеологией.

В то время язычеству у славян уже всё увереннее противостояло христианство. В Киеве значительное число купцов было консолидировано в христианские общины при церквях. Существовало уже несколько церквей, включая соборную церковь Святого Илии, в которой в 855 году приняла крещение княгиня Ольга. На юге Руси уже тоже существовала организованная христианская диаспора.

Религиозный раскол затронул и войско князя. Дружина Игоря, подписывавшая договор в Византии в 944 году, была в значительной мере христианской по составу, и давала клятву в церкви. Очевидно, это были в основном представители купечества. Другая же её часть клялась перед идолом Перуна. Дружина сына Игоря, Святослава, была полностью языческой.

Конфликт в дружине Владимира засвидетельствовали древние летописцы.

​В 966 году польский король Мешко крестился по католическому образцу, включив Польшу в католическую цивилизацию Запада.

​Выбор Владимира Великого был сделан в пользу Константинополя. В 988 году Владимир с дружиной крестился в византийском городе Корсунь в Крыму. Годом ранее Владимир заключил с Константинополем военный союз для подавления мятежа византийского военачальника Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны Византийской, сестры императора Василия II. Императорская династия согласилась отдать Анну лишь при условии крещения Владимира.

После крещения сразу же было совершено бракосочетание Владимира и Анны по христианскому обряду. Великий князь вернулся в Киев, где крестил свой народ. В Киеве, по свидетельству монаха Нестора, уже давно ждали этого государственного решения:

«Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре"». (Повесть временных лет / https://www.litmir.me/br/?b=17281&p=16).

​Вместе с Анной из Константинополя приехало большое число священников, мастеров фрески, мозаики, иконописцев, зодчих.

Священники «царицыны» освятили воды Днепра, «и сошлось там людей без числа. …И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ» (Там же).

В 989 году, после того как Владимир обратился в христианство, Новгород был крещён святым епископом Иоакимом Корсунянином, а деревянный идол Перуна был срублен и сброшен в Волхов, кострища перекопаны, а рвы засыпаны.

Известное противостояние Новгорода Киеву, как считает ряд историков, носило не религиозный, а политический характер. И. Я. Фроянов отмечает, что в Новгороде ещё до официального акта крещения имелись Преображенская церковь и христианская община, о чём известно из Иоакимовской летописи.

Владимир Святославич, став князем киевским, проводил политику общенародных интересов: оборона от печенегов, изгнание из Киева варягов-наёмников, борьба с разбойниками внутри державы. // Рыбаков Б. А. Источники // Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. / http://litlife.club/br/?b=267885&p=144).

Принятие христианства вторым по значению городом Руси открывало возможности для распространения христианства на остальную территорию Древнерусского государства и закрепления его там в качестве официальной религии.

Владимир Святославич и «царевна» Анна стали обустраивать Русь церковными соборами. На Русь пришёл византийский крестово-купольный храм, прекрасно украшенный фресками и мозаикой. Первый собор поставил в Киеве Владимир Святославич уже в 989 году.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная) в Киеве — первая каменная церковь Киевской Руси, 988-989.

С утверждением христианства была открыта большая строительная программа по украшению Русской земли красивейшими храмами и церквями. При Ярославе Мудром Киев превратился в крупный центр, как и другие европейские столицы. В 1036 году в Киеве был возведён Софийский собор и поставлены Золотые ворота, подобно как в Константинополе. Размеры Киевской Софии не имеют аналогий в архитектуре самой Византии того времени. Перед греческими зодчими была поставлена задача: создать главный собор для обращённой в христианство огромной страны. Пространство хоров, предназначенное для князя и знати, использовалось также и для дворцовых церемоний. Союз церкви и государства имел огромное значение в превращении Руси из конфедерации языческих восточнославянских, финно-угорских и других племён в Древнерусское государство.

Греческие зодчие не просто копировали византийские формы культовых построек, они объединили однокупольный византийский храм с русской традицией пирамидальной многокупольной деревянной церкви.

Внутри Софийского собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²), в том числе относящихся к первой половине XI века. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века, так называемому аскетическому стилю.

При храмах основывались школы, утверждалась славянская письменность, данная великими святителями Кириллом и Мефодием в середине IX века.

К середине XI века появляется оригинальная древнерусская литература. До этого времени книги на Руси были переводными, или писались греками.

В 1051 году Ярослав Мудрый созвал в Киеве собор епископов, на котором митрополитом Киевским был избран впервые священник славянского происхождения Иларион. Иларион - не только первый славянин-богослов, но и один из первых древнерусских писателей, автор «Слова о Законе и Благодати», в котором славит князя Владимира I за то, что приобщил русский народ к Слову Божьему и Божьей Благодати (Спасению).

При Софийском соборе Ярославом Мудрым было организовано книгохранилище – первая на Руси библиотека, создана мастерская по переписке книг (скрипториум). Переписывались отрывки из античных и византийских книг. На Руси они назывались изборниками. Писали на пергамене – материале, изготавливаемом из кожи молодых телят. На одну толстую книгу уходило до стада телят (одна шкура на лист книги). Материал «пергамен» назван по имени города Пергам в Малой Азии, где во II веке до н. э. имел широкое применение.

Возникшие на Руси православные монастыри быстро стали центрами научной и культурной жизни. Монахи в них были образованными, учились грамоте, умели писать. На высоком берегу Днепра, южнее Киева, в 1051 году монахом Антонием и его учеником Феодосием был основан знаменитый Печерский монастырь, будущая Киево-Печерская лавра. В 1073 году была заложена каменная церковь, освящённая в 1089 году. Фресковая живопись и мозаики были исполнены константинопольскими художниками. На рубеже XI–XII веков монах Нестор здесь напишет свою «Повесть временных лет», «Житие Феодосия Печерского», «Жития» первых русских великомучеников Бориса и Глеба.

Принятие христианства в 988 году открыло эпоху, которую по праву можно назвать «культурной революцией», сформировавшей вместо «варвара» человека с новым мировоззрением средневекового европейца. Следующая по значению культурная революция произойдёт в новое время с развитием науки и техники.

«Исторический монументализм» древнерусского храма стал важным средством формирования нового человека на Руси. Библия явилась первой книгой, которая открывала неофиту мировой исторический процесс. Недавний язычник, а теперь приверженец новой веры, войдя в храм, шёл в сторону алтаря.

Будучи неграмотным, он получал возможность на пути к алтарю «прочитать» «Библию в камне». Фрески и мозаики разворачивали перед ним на стенах, сводах, капителях колонн библейскую историю: сотворение Адама и Евы, грехопадение, судьбу древних царств, Благовещение (возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа), Рождество Христово, о земной жизни Христа, о деятельности его учеников – апостолов.

Рассказывая о грехопадении людей, соборная монументальная живопись во главу ставила образ Бога-Вседержителя, могучего властителя мира, беспощадного к нераскаявшимся грешникам. Именно таким видели Бога люди того времени. Поднимая голову к куполу, христианин видел вопрошающий строгий лик Христа, который требовал постоянного самоанализа личностного поведения на предмет добра и греха.

Мастера фрески в мировую библейскую историю органично вписали историю обращения к христианству Руси, согласно промыслу Божьему. Это придавало большую «государеву» ответственность за Отечество, за Святую Русь каждого подданного.

Новое мировоззрение ставило перед христианином вопрос об ответственности за свои деяния перед Богом. Не грешить старались и сами князья, бояре. Христианство во главу смысла жизни человека ставило большую работу над своей духовностью. «Варварская» мораль как социальный регулятор общественной жизни постепенно заменялась категориями христианской этики и эстетики.

Христианство заменяло кровную вражду, месть, мораль насилия принципами любви:

«Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг к другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». (Библия. Новый Завет. К Колоссянам. 3. 12–14).

Новая вера стала для Руси объединяющей идеей, сплотившей славянские племена в единый этнос русичей под властью великого киевского князя. Один Бог на небе – один князь в государстве, перед ними все едины: и богатый, и бедный, и грек, и варяг, и славянин. Апостол Павел в «Послании к Колоссянам» говорит» «…Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос». (Библия. Новый Завет. К Колоссянам. 3. 11).

Историки церкви давно обратили внимание, что для православия не характерно обращение в веру «огнём и мечом». Веками православные миссионеры несли веру «Словом Божьим», через Библию. Эту традицию заложили византийский патриарх Фотий и его ученики Кирилл и Мефодий, создавшие славянскую азбуку. Это позволило Кириллу перевести часть Библии на славянский язык и явиться с проповедью к язычникам. Византия отвергла идею «крестового похода» во главе с монашеством с целью «спасения Гроба Господня» от «неверных». Византийцы были убеждены, что в руке монаха должна быть Библия, а не меч. Это во многом предопределило в дальнейшем военно-политическую позицию русской цивилизации в мире: она развивалась без какой-либо крупной внешней агрессии, и вела в основном оборонительные войны, что остаётся актуальным и по сей день.

Принятие христианства способствовало укреплению международных отношений, облегчало заключение торговых договоров с другими странами. Русь оставалась единственным центром язычества среди европейских государств, которые уже приняли монотеистическую веру. Ещё в IX веке христианство от Византии приняла Дунайская Болгария. Болгарские книжники перевели на славянский язык большое число житий святых, христианских сочинений. Болгария стала «культурным мостом», через который на Русь пришло православие.

Православие стало традиционной и культурообразующей религией на Руси с конца Х века, и на протяжении долгого времени была центральным духовным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы.

Христианская этика в течение веков регулировала человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение людей к государству, окружающим, к материальному миру, к природе.

Законодательство и международные отношения также долгое время развивались под сильным влиянием Православной Церкви. Христианская тематика питала образами, идеалами, идеями творческую сферу; искусство, литература, философия используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их. Православная Церковь объединяет народ в общие будни и праздники.

Связь духовных идей и развития государственности описывал Ф. М. Достоевский:

«При начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и созидала ее. Исходила же эта идея всегда из идей мистических, из убеждений, что человек вечен, что он не простое земное животное, а связан с другими мирами и вечностью. Эти убеждения формулировались всегда и везде в религию, в исповедание новой идеи, и всегда, как только начиналась новая религия, так тотчас и создавалась граждански новая национальность. Взгляните на евреев и мусульман: национальность у евреев сложилась только после закона Моисеева, хотя начиналась ещё из закона Авраамова, а национальности мусульманские явились только после Корана. (...) И заметьте, как только после времён и веков (потому что тут тоже свой закон, нам неведомый) начинал расшатываться и ослабевать в данной национальности её идеал духовный, так тотчас же начинала падать и национальность, а вместе падал и весь её гражданский устав, и померкали все те гражданские идеалы, которые успевали в ней сложиться. В каком характере слагалась в народе религия, в таком характере зарождались и формулировались и гражданские формы этого народа. Стало быть, гражданские идеалы всегда прямо и органически связаны с идеалами нравственными, а главное то, что несомненно из них только одних и выходят».

Очень важно то, что православие утвердило на Руси традиции человеческого общежития, миролюбия и братского отношения ко всем людям, которые легли в основу характера русского человека, и позволили создать многонациональное государство, в котором по сей день дружно уживается огромная семья из двух сотен народов.

"Какое счастье жить среди русских. Я так давно об этом мечтал..." Ещё одна история возвращения русских домой в Россию

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Мы продолжаем освещать возвращение наших людей домой, а также переезд иностранцев из западных стран в Россию, которые хотят покинуть свои страны из-за происход...

Обсудить
  • "...в котором по сей день дружно уживается огромная семья из двух сотен народов." ============ Илья, а что же Ислам принёс средневековой и современной России, утвердившись в Дербенте, и позднее в Поволжье примерно за 100 лет до крещения Руси? Вы, как историк смогли бы беспристрастно ответить на данный вопрос или опять-таки будете как многие историки смотреть на события сквозь призму православия?
  • Не было у языческих славян кровной мести, вражды и морали насилия. Опять источник в библейских мифах.
  • Ща набегут родноверы, антоноблагиновцы и т.д, и т.п.
  •  Арсений Суханов- монах отправленный патриархом Паисием ок. 1650г. в Оттоманскую империю, и оставивший много письменных воспоминаний. " Вера наша Крестианская не от лукавых греков , а от Христа., и принёс её нам Андрей Первозванный".  Ещё в 17 веке люди знали , что Андрей Первозванный  первым пошёл за Христом и получил в удел Скифию(Скитию) от него и Вера.  Уже потом Владимир(Володимер) перекрещивал , женившись на Ромейской царевне.  Почитайте Суханова - мозг вылетит. Кстати старообрядцы тоже считают , что наша вера от Христа, не читают Ветхий Завет 19 века, а читают Толковую Палею - толкование Ветхого завета  в свете Псалтыти и Евангелия . Эта книга на Руси известна с 11 !!!! века - почему не указываете?  Читайте -потом пишите  
  • А в 1918-дурман спал и начали строить рай на земле. Но устали .