Размышлизмы о глобализме.

1 3795

Особенность современного мира в его невероятной сложности, многомерности. Каждая из его частей, совокупностей является фрагментом вырванном из целого. Если ранее, в прошлые века, человек вырванный из своего привычного мира и закинутый в джунгли Амазонии мог выжить с высокой долей вероятности, что и доказывали западные колонизаторы, то человек нашего времени с той же долей вероятности умрет. Мы стали слишком изнежены и прихотливы. Словно нежная орхидея, выращенная под присмотром заботливого садовода мы неспособны выжить на нашей собственной земле поскольку утеряли многие навыки присущие нашим предкам.

Мир для нас стал слишком удобен, комфортен и человек позабыл с какой стороны подходить к палке-копалке для того, чтобы откопать себе еду. А уж как себя вести при встречи с диким зверем и подумать страшно. Современный человек и западной, и восточной стал существом слишком социальным и слишком привязан к технологической цивилизации. Любопытно, что при этом мы даже и не задумываемся нам тем как конкретно работает та техника, что обеспечивает наше комфортное существование. Мы просто живем, пользуемся иногда, редко, удивляемся еще меньше восхищаемся окружающим нас технологиям. И верим, слишком сильно верим, что иначе быть и не может. Вообще способность человека находить веру во всем и везде удивляет.

Не зная «как» работает техника мы точно понимаем «почему» и для чего. Для нас и ради нас. Точно также древний человек совершенно искренне верил, что боги, духи, окружающие его выполнят его волю если он исполнит необходимые ритуалы и принесет положенные жертвы. Вера, основанная на недостатке знания ничем не лучше веры в сверхъестественное. И там, и тут это есть не, что иное как отголосок мифологического сознания, и мировоззрения.

Стоит признать, что в своей развитости и цивилизованности мы стали слишком зависимы друг от друга, возможно даже больше чем гражданин древнего полиса. У того были необходимые навыки у нас их уже просто нет, ибо они были слишком долгое время не востребованы и забыты. Излишнее усложнение современной цивилизации, мира привело к появлению узкоспециализированных систем которые не способны выжить в отрыве от целого. Однако, в защиту современности надо признать, что иначе и быть не могло поскольку это есть закономерный итог развития машинной цивилизации.

Итак, нам удалось выявить одну из проблем стоящую перед обществом, но поскольку мир и современность, как сказано выше, невероятно сложны, то есть и другие задачи. Любая сложная система неизбежно порождает множество разнообразных конфликтов. Научно технический прогресс, как один из мощнейших факторов влияния несет целый «букет» проблем, порожденных им и, что более важно, реализуемых им.

Не смотря на все наши достижения и внешне полного сплочения человечества мы во многом утеряли контакт друг с другом. Несмотря на распространение средств связи и способов коммуникации люди все меньше общаются между собой. И чем ближе географически и физически люди находятся, тем меньше они элементарно говорят с ближним своим. Порой события, случившиеся с кем-то очень далеко и мало, а иногда и совершенно неизвестный человек, нам боле любопытен чем тот, кто рядом на расстоянии руки.

Мы можем написать, позвонить, встретиться при помощи множества технических устройств, но вот парадокс мы перестали коммуницировать. Фантастическая доступность породила совершенно новый вид апатии, когда общению мешает не расстояние, а не желание человека совершать действие. Словно развязав нам руки научно-технический прогресс сковал наши сердца цепями. Внешняя свобода стала проявлением внутренней безвольности. Возможно ли это потому что у нас отобрали очередной барьер который нам было необходимо преодолевать для прикосновения к родному и любимому сердцу? Видимо да.

Свобода, к которой стремилась сначала наука, после прогресс, а параллельно и все общество стало проявлением исключительно внешним, карикатурным, полной фикцией. Получив «свободу» мы потеряли не просто себя мы потеряли тех, кто нам дорог. Внешняя свобода не стала синонимом внутренней и уж тем более вольностью в том смысле, что так красочно передает русский язык. К сожалению, в нежелании общения проявляются сразу две грани: человек был создан для преодоления барьеров и утеряв их он теряет себя, и второе неверное понимание свободы и воли.

Однако, ни одна из них напрямую не связана с осмысливаемой темой и посему предлагаю пока отложить их в сторону дабы позднее к ним вернуться в рамках данного эссе или еще какого-нибудь. И обратим свое внимание на нежелание контактировать человеку с себе подобными и вытекающей из этого другой проблему- одиночества в толпе. Выше мы коснулись этой темы, но поскольку говорилось о нежелании коммуницировать со стороны самого человека, то одиночество — это явление совершенно другого плана.

Когда человек отказывается говорить то можно сказать, что это есть действие или не действие самого этого человека, но если он же стоя в толпе кричит и на него не обращают внимание — это совсем другое дело.

В такой момент он поход на вопиющего в пустыне и более того он им является, поскольку окружен пустыней безразличия и пустотой переполненности. Его окружают сородичи, они говорят на одном с ним языке, но в тоже время их нет. Они даже не тени, поскольку, тени взаимодействуют пусть у них и нет своей воли. Но тут все совершенно по-другому. Находясь на открытом пространстве одинокий человек сегодня находиться в вакууме материи. Да, эта материя существует, она дышит, она говорит, она потребляет, она разумна, но в тоже время ее нет. Протянутая рука натыкается на стену и в лучшем случае на агрессию, в худшем на молчание. Полное брезгливости и презрения, но это еще даже и хорошо куда хуже если нет даже этого. А есть не более чем нетерпение словно от помехи на пути или навязчивой мушки над ухом.

Мы разучились видеть вокруг себя подобных себе, лишь часть пейзажа, который не обладает и толикой разумности. Ранее мы были соседями по комнатам с которыми мы ругались, спорили, мирились, дружили, любили и ненавидели, то теперь все они исчезли, пропали даже их тени, отголоски.

И как ни странно все это связано и со способностью человека преодолевать преграды и утерей желания общаться, и одиночество как апогей цивилизации, основанной на непрерывном научно-техническом прогресс. Никто не говорит, что прогресс — это плохо, отнюдь, но нужно понять, что это не главное. Это лишь средство, а не цель. Способ и метод, а не смысл и задача. Научно технический прогресс, как и позитивистское направление в науке, а равно и нестерпимая жажда оных получить свободу от человека и общества, поставить себя над ними и есть самая главная проблема современности.  

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • и раньше не знали ,как подходить к дикому зверю, в основном получалось так-шли по трое,пока дикий зверь кушал одного,двое других убегали-эволюция ну а потом ружьё появилось,оно и сейчас действенно и особой подготовки не требуется